Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Человек и автомобиль: конец любви?

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Англия), «Bild der Wissenschaft» (Германия), «Futurist», «Mother Jones», «Science News», «Scientific World» и «Weather-wise» (США), «La Recherche» (Франция), а также материалы различных сайтов интернета.

Похоже, что затянувшаяся более чем на век влюблённость человечества в автомобиль проходит. Об этом говорит мировая статистика.

Продажи новых автомобилей в США снизились с 1985 года к нашему времени почти вдвое. Правда, это может объясняться, во-первых, экономическим кризисом, во-вторых, большей долговечностью современных моделей. Но есть и другая статистика — по среднему расстоянию, которое каждый автовладелец наматывает за год на спидометр. Этот показатель начал падать с 2004 года сразу в шести странах — в Швеции, Германии, США, Великобритании, Австралии и во Франции — и продолжает сокращаться. А в Японии сокращение пробега отмечено ещё раньше — с конца 90-х годов прошлого века.

Что ограничивает страсть к автомобильным поездкам? Рост стоимости горючего и страховок, жуткие пробки в городах и даже на загородных трассах, отсутствие мест для парковки и высокая их цена там, где места всё же имеются. Всё это заставляет людей переходить на общественный транспорт. К тому же в наше время многие стали работать и совершать покупки на дому, через интернет.

То, что первой сократила автопоездки Япония, объясняют постарением её населения. Из-за самой высокой в мире продолжительности жизни количество японцев старше 50 лет вскоре составит больше половины населения (см. «Наука и жизнь» № 12, 2010 г.). Пенсионеры не ездят на работу, а многие вообще перестают водить машину. Последние данные: в 2011 году продажа легковых автомобилей в Японии упала на 15%. Это минимальный уровень за последние 34 года.

Любопытно, что в США пользование автомобилем больше сократилось не в перегруженных городских центрах, а в обширных пригородах таких крупных городов, как Атланта, Хьюстон и Чикаго.

Ещё интереснее, что вождение машины перестаёт быть модным среди американской молодёжи. Если в 1998 году три четверти 17-летних американцев уже имели права, то сейчас таких лишь половина. Раньше молодёжь двадцати лет и немного старше ездила больше, чем средний американец, сейчас она гоняет на машинах меньше его. Молодые люди предпочитают общение в социальных сетях, делают покупки в интернет-магазинах, вместо личных встреч разговаривают по скайпу. Стало модным жить не в пригороде, а в центре города, где развит общественный транспорт и многие интересные для молодёжи заведения (спортивные и развлекательные центры, кинотеатры) находятся в пределах шаговой доступности. Растёт использование велосипедов, мопедов и мотоциклов.

В январе 2012 года во Франции продажи новых автомобилей упали на 21%, в Италии — на 17% по сравнению с январём 2011 года. У автопроизводителей осталась одна надежда — страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), где народ ещё не насытился общением с автомобилем.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»