Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Летний пейзаж: между землёй и раем

Кандидат искусствоведения Максим Костыря (Санкт-Петербург).

П. Брейгель Старший. «Жатва». 1565. Нью-Йорк, музей Метрополитен.
П. Брейгель Старший. «Жатва». 1565. Нью-Йорк, музей Метрополитен.
Братья Лимбург. «Июнь». Из «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413—1416. Шантийи. Музей Конде.
Братья Лимбург. «Июнь». Из «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413—1416. Шантийи. Музей Конде.
А. Дюрер. Серия «Жизнь Марии». Встреча Марии и Елизаветы. 1502—1504.
А. Дюрер. Серия «Жизнь Марии». Встреча Марии и Елизаветы. 1502—1504.
Рафаэль. «Мадонна в зелени». 1505—1506. Вена, Музей истории искусств.
Рафаэль. «Мадонна в зелени». 1505—1506. Вена, Музей истории искусств.
Джорджоне. «Сельский концерт». Около 1508—1509. Париж, Лувр.
Джорджоне. «Сельский концерт». Около 1508—1509. Париж, Лувр.
Ф. Бассано. «Лето». 1577—1578. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.
Ф. Бассано. «Лето». 1577—1578. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.
П. Брейгель Старший. «Сенокос». 1565. Прага, Национальная галерея.
П. Брейгель Старший. «Сенокос». 1565. Прага, Национальная галерея.
Н. Пуссен. «Лето, или Руфь и Вооз». 1660—1664. Париж, Лувр.
Н. Пуссен. «Лето, или Руфь и Вооз». 1660—1664. Париж, Лувр.
Б. Фабрициус. «Руфь и Вооз». 1660. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Б. Фабрициус. «Руфь и Вооз». 1660. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Я. Рёйсдал  «Болото». Около 1665. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Я. Рёйсдал «Болото». Около 1665. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Лето, ныне воспринимаемое как пора отпусков, в прежние эпохи было для большей части населения Европы временем напряжённого труда. «Летний день год кормит» — так говорили в старину. В средневековых циклах «Месяцы» изображались главные занятия крестьян в это время года — сенокос, жатва, стрижка овец. И миниатюры с летними пейзажами, созданные в начале XV века нидерландцами братьями Лимбург, имели подобные «сюжеты». Но постепенно вместо одной фигуры — символа месяца (например, жнеца), как было раньше, художники переходят к воплощению картины мира, где человек и природа существуют в неразрывном единстве. С помощью «глубинной» композиции, световоздушной перспективы и новаторской передачи атмосферных эффектов братья Лимбург максимально приблизились к изображению реальной среды человеческого обитания в её непрерывной изменчивости.

Миниатюра «Июнь» в иллюстрированной рукописи «Великолепный часослов герцога Беррийского» (XV век, Шантийи, Музей Конде) поражает радостным чувством созидательной деятельности. Движения косцов и женщин, убирающих сено, подчинены чудесному ритму, придающему их фигурам удивительную мелодичность. Природа словно поддерживает этот бодрый настрой. Широкая гамма оттенков зелёных и голубых тонов, создающая особый колорит раннего лета, подобна песне, льющейся над лугом.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Интересно, что луг этот находился в самом сердце Парижа — на островке Жюиф, который когда-то существовал посреди Сены и был засыпан в 1578—1604 годах. На дальнем плане — остров Сите. Исследователи установили, что средневековая архитектура Парижа изображена абсолютно достоверно. За стеной мы видим роскошный королевский замок и капеллу Сент-Шапель — чудо французской готики.

Пристальный интерес к реальности станет господствующей тенденцией в пейзаже северной Европы. Даже при изображении религиозных сюжетов мы не видим никакой условности; художники стараются поместить персонажи в естественную среду, делая их более близкими зрителю.

Гравюра на дереве Альбрехта Дюрера (1471—1528) «Встреча Марии и Елизаветы» из серии «Жизнь Марии» (ок. 1502—1504) — великолепный образец летнего пейзажа в северном искусстве. Одним разнообразием штриха на белом листе бумаги мастер создаёт атмосферу жаркого летнего дня, когда окрестности залиты ликующим солнечным светом. Штрих, то лёгкий и мягкий, то плотный и упругий, передаёт прозрачность горного воздуха, звуки шелестящей листвы, теплоту нагретой солнцем стены. Полнота земного бытия, глубокое чувство внутренней связи вещей, радостное переживание жизненных реалий — важнейшие качества мировоззрения Дюрера.

В эти же годы во Флоренции Рафаэль (1483—1520) создаёт одно из самых совершенных своих произведений — «Мадонну в зелени» (1505—1506, Вена, Музей истории искусств). При сравнении работ двух гениев выявляется кардинальное различие в трактовке природы на севере и юге Европы. Северный мастер (Дюрер) восхищается земной красотой ландшафта, итальянец же на основе реального природного мотива создаёт поэтический миф, уводящий зрителя в область идеала. Пейзаж в картине Рафаэля становится метафорой рая, притом в разных его аспектах. Если нежная зелень говорит о земном Эдеме, приход Христа в который преображает мир, то растворяющиеся в голубом мареве дали обещают райское блаженство праведным душам. Этот же смысл прочитывается и в символике красок пейзажа, отчётливо делящегося на две составляющие. Зелёный цвет первого и второго планов есть символ рождения нового мира, а голубое сияние дальних холмов и озера — знак чистоты и устремлённости к Богу. Кроме того, земляника, растущая у ног Марии, считалась тогда общепринятым символом рая.

Исследователи полагают, что источником вдохновения для Рафаэля стали окрестности Тразименского озера, расположенного в Центральной Италии, недалеко от Перуджи. Но красоты умбрийского ландшафта Рафаэль превращает в упоительное вид?ние иного мира. Этот мир полон такой же чистоты и «нежной мощи» (К. Гамба), как и образ Мадонны, доминирующий в картине. Пейзажное окружение очень тонко соотнесено с фигурной группой первого плана: вырез платья Марии «вписан» в линию дальних холмов, а круглящиеся мягкие формы пейзажа вторят таким же формам фигур Богоматери и детей.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Беседы об искусстве»