Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СТЕРЕОПАРЫ НА ЭКРАНЕ КОМПЬЮТЕРА

Д. УСЕНКОВ.

В журнале "Наука и жизнь" и его версии в Интернете регулярно публикуются примеры фотографических стереопар (см., например, "Наука и жизнь" №№ 1, 2, 2005 г.). Но сделать стереопару можно и без фотоаппарата. Для этого достаточно иметь компьютер, оснащенный соответствующими программами. (Кроме специализированных и нацеленных на работу с трехмерной графикой программ AutoCAD или 3Dstudio подходят даже текстовой процессор Word и игровые программы-стрелялки .) Общий принцип построения стереопар заключается в создании изображения, копировании его, модификации, копировании модифицированного изображения и изготовлении из обоих изображений стереопары. Таким образом можно создавать как параллельные, так и перекрестные стереопары. С помощью процедур, описанных ниже, вы получите перекрестные стереопары. Чтобы перейти от одного типа стереопары к другому, достаточно поменять фрагменты пары местами.

Напомним, как проще всего получить копию экранного изображения. Прежде всего нужно нажать клавишу PrintScreen (для копирования и помещения в буфер обмена всего содержимого экрана) или комбинацию клавиш Alt+PrintScreen (для копирования содержимого активного окна). После этого переключитесь в графический или текстовой редактор и в нем обработайте изображение. Некоторые игровые программы не позволяют переключать компьютер в другое приложение. В таком случае, сняв первую копию экрана, сохраните текущее состояние игры, выйдите из нее, а после вставки в графический редактор первой картинки снова запустите игру, загрузите сохраненный вариант и снимите вторую картинку. Если программа не реагирует на клавишу PrintScreen, остается сдаться - ничего сделать не получится.

Среди программ для обработки изображений самой мощной является Adobe PhotoShop. Если она у вас есть, то для загрузки первой копии экрана из буфера обмена задайте команду меню Файл>Новый (File>New). В появившемся окне нажмите кнопку Да (OK). Размеры создаваемого холста определяются программой автоматически по размерам хранящегося в буфере файла. После этого остается поместить на созданный холст сохраненную копию, выбрав команду меню Редактирование>Вклеить (Edit>Paste) или нажав комбинацию клавиш Ctrl+V. Полученное изображение нужно сохранить. Аналогично обрабатывают второй фрагмент пары.

Чтобы создать из двух фрагментов стереопару, в программе Adobe PhotoShop выполните следующие действия:

1) загрузите обе картинки и уменьшите масштаб их отображения с помощью инструмента Лупа. Необходимо cоответственно уменьшить с помощью мыши размеры окон, отведенных для этих изображений, перетащив мышью границы окна (каждая картинка должна быть видна в соответствующем окне целиком, без появления линеек прокрутки), а ширина картинок должна составлять примерно 60-70 мм;

2) поместив картинки рядом по горизонтали, скосите глаза и проверьте, возникает ли при этом стереоэффект. Чтобы создать параллельную стереопару, поменяйте картинки местами;

3) для одной из картинок (скажем, левой) установите новые размеры холста с помощью команды меню Изображение> Размер холста (Image>Canvas Size). В открывшемся окне укажите новую ширину холста, равную 210%, и разместите исходное изображение в левой части холста;

4) выделите вторую картинку комбинацией клавиш Ctrl+A и скопируйте ее комбинацией клавиш Ctrl+C. Затем вставьте ее на новый холст справа от первого изображения.

Стереопара готова!

Изготовить стереопару можно и в текстовом процессоре Word. Для этого в новом документе создайте таблицу с двумя столбцами и одной строкой. В поле инструмента Масштаб в панели Стандартная установите значение 30-35%. Вставьте в графы таблицы соответствующие изображения. Перетягивая вертикальные рамки, отрегулируйте размеры таблицы так, чтобы оба изображения помещались в ней целиком и находились рядом друг с другом.

Рассмотрим примеры создания стереопар в различных приложениях.

ОБЪЕМНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Для создания стереопар нужны программы, например AutoCAD или 3DStudio, позволяющ ие "вращать" объект на экране, чтобы на него можно было взглянуть с разных сторон.

Сначала на левом фрагменте стереопары надо повернуть объект на несколько градусов по часовой стрелке, если смотреть сверху; на правом фрагменте - на то же число градусов против часовой стрелки. Чем больше поворот, тем "ближе" находится предмет при рассмотрении стереопары.

ОБЪЕМНЫЕ ПЕЙЗАЖИ

Подобные изображения можно получить с помощью так называемых шутеров - игровых программ, использующих "трехмерные" виртуальные миры. Здесь мы видим обстановку глазами героя, и для изготовления стереопары нужно воспользоваться приемом, как при съемке фотографической стереопары: смещаться влево и вправо от исходной точки.

Чтобы получить стереопару пейзажа, достаточно для левого фрагмента немного сместить "точку наблюдения" вправо, а для правого фрагмента - влево.

На практике "точку наблюдения" смещают, нажимая соответствующие клавиши (по умолчанию это, как правило, клавиши ¬ и ® или клавиши букв "A" и "D"). Можно также просто воспользоваться мышью для поворота персонажа вправо и влево.

Итак, можете смело экспериментировать. Попробуйте также вывести стереопары на печать. Правда, на распечатках лучше делать параллельные стереопары, но вы уже знаете, как поступать в подобном случае.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Человек и компьютер»