Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

«Марс», ставший «Витязем»

Наталья Трофимова, Музей Мирового океана (г. Калининград).

Теплоход-сухогруз «Марс».
Теплоход-сухогруз «Марс».
Так выглядело машинное отделение «Марса».
Так выглядело машинное отделение «Марса».
«Марс» в доке перед первым спуском на воду.
«Марс» в доке перед первым спуском на воду.
А это уже «Витязь» в полном научном снаряжении.
А это уже «Витязь» в полном научном снаряжении.
«Витязь» над Марианской впадиной. Некоторые члены команды решили поплавать над этой бездной.
«Витязь» над Марианской впадиной. Некоторые члены команды решили поплавать над этой бездной.
Красавец «Витязь» отпраздновал 70-летие.
Красавец «Витязь» отпраздновал 70-летие.
Старейший российский ледокол «Красин» (в прошлой жизни «Святогор») стоит на Неве в Санкт-Петербурге.
Старейший российский ледокол «Красин» (в прошлой жизни «Святогор») стоит на Неве в Санкт-Петербурге.

В конце 30-х годов XX века германская пароходная компания «Нептун» решила построить на верфи «Шихау» в Бремерхафене серию сухогрузов. Суда намеревались назвать именами всех планет солнечной системы. На воду были спущены «Нептун», «Плутон» и «Марс», но начавшаяся война не позволила воплотить замысел полностью. До наших дней сохранился только «Марс», ставший памятником судостроения, в его судьбе — история XX века.

В августе 1939 года сухогруз «Марс» совершил первый рейс. Окрашенный в кремовый цвет, с высокими мачтами, плавными, стройными линиями корпуса, он больше походил на яхту, чем на грузовое судно. Корпус выполнен из прочной крупповской стали, на заводе Круппа в Киле был изготовлен и главный двигатель мощностью 3 тысячи лошадиных сил. При максимальной длине 109,44 м и ширине 14,56 м судно развивало скорость до 14 узлов. Водоизмещение «Марса» — 5710 т.

Пять трюмов, оборудованных рефрижераторными установками, быстро заполнялись при помощи сложной системы погрузочно–разгрузочных механизмов. Предполагалось, что судно станет поставлять цитрусовые из Испании и Португалии и брать на борт 12 пассажиров. Экипаж состоял из 28 человек.

Кнопочный руль в ходовой рубке (новинка того времени) легко переводил судно на заданный курс. На полуюте (кормовая надстройка) как дань морской традиции располагался дубовый штурвал с десятью спицами, что считалось редкостью (чаще всего спиц насчитывается восемь, реже — шесть). Штурвал — основа аварийного поста управления, но аварий, к счастью, не случалось, несмотря на то что на курсе бывали и «ревущие сороковые» (так моряки называют сороковые широты, отличающиеся жестокими штормами).

1 сентября 1939 года «Марс» оказался в порту Кёнигсберга. В Европе уже шла война. Перекрашенный в маскировочный цвет, он стал военным транспортом — перевозил отпускников и раненых. Для защиты от магнитных контактных мин корпус судна обмотали по горизонтали кабелем — это было специальное противоминное размагничивающее устройство. К бревну, прикреплённому перед штевнем, привязали напоминающие торпеду буи длиной до 1 м с маленьким пропеллером, который приводился в действие потоком воды во время движения судна. Внутри буя находилось ударное устройство, издававшее громкий стук, под действием которого мины взрывались на достаточно большом расстоянии от судна. За 14 рейсов в феврале — апреле 1945 года «Марс» смог спасти более 20 тысяч беженцев.

13 апреля 1945 года, в пятницу, судно вышло в последний рейс из Пиллау, увозя из огня войны около 6 тысяч человек. «Сияющим воскресным утром 15 апреля он вошёл в порт Копенгагена, оставив за кормой весь ужас этого опасного рейса», — писала одна из беженок. По-видимому, не бог войны Марс, а счастливая путеводная звезда вела его по морским дорогам. Это был момент, когда на судне, размеры которого в два с лишним раза меньше размеров «Титаника», находилось в два раза больше людей, чем пассажиров на трагически погибшем лайнере.

Переданный после войны по репарациям в состав флота Её королевского Величества, он послужил Великобритании, получив громкое название «Empire Forth» («Империя, вперёд»). В его непродолжительной «английской биографии» фигурируют порты Ливерпуль и Плимут.

В марте 1946 года после пересмотра части репарации транспорт был передан СССР и с «ганзейским» грузом шерсти пришёл вначале в Таллин, а затем в новый порт приписки — Ленинград. Став советским «Экватором», он ходил по Балтике, но судьба уже звала его в океанские просторы.

В 1946 году в Москве организовали Институт океанологии АН СССР. Для ведения научных работ в океане необходимо было иметь экспедиционное судно. Выбор пал на «Экватор», которому дали новое имя — «Адмирал Макаров». В переоборудовании судна принимали участие специалисты многих городов: Щецина, Висмара, Риги, Ленинграда и Одессы.

1 апреля 1949 года на «корабле науки» подняли академический вымпел. Ровно через четыре года со времени последнего страшного военного рейса, 13 апреля 1949 года, он вышел из Одессы в первый научный рейс. Теперь судно называлось «Витязь». В названии сохранена память о знаменитых российских корветах XIX века. Портом приписки стал Владивосток, где после 22 рейсов корабль прошёл ремонт и дальнейшую модернизацию.

В середине прошлого века «Витязь» был крупнейшим в мире исследовательским судном, специально подготовленным для проведения комплексных океанологических работ. Среднюю надстройку увеличили на 11 м со стороны прогулочной палубы, над ней появилась метеоплощадка.

От стройного корпуса по левому и правому борту откидывались «крылья» — рабочие площадки для спуска научного оборудования, необычно смотрелась «серьга в носу» — блок для спуска глубоководного якоря. Ёмкость топливных танков увеличили, бывшие грузовые твиндеки трёх трюмов переделали в жилые каюты, салон команды, комнату отдыха (библиотеку), служебные и санитарные помещения. На судне размещался экипаж — 68 человек — и 70 членов научной экспедиции, оборудованы 14 лабораторий и хранилище для коллекций проб. Корабль мог находиться в автономном плавании четыре месяца.

Для производства океанологических работ сконструировали и изготовили новое, оригинальное оборудование: глубоководные лебёдки, якорное устройство с тросом длиной 12 450 м. Применение таких лебёдок позволило изучить малодоступные тогда глубины (более 3000 м) и во многом изменить представление об океане. Судно стало полигоном для испытания и внедрения в практику океанологических исследований нового оборудования и аппаратуры, на нём велись разработки методик применения новой аппаратуры. Приборы, сконструированные в экспедициях «Витязя», широко применялись в работе различных ведомств, в том числе и за рубежом.

Первые постановки «Витязя» на глубоководный якорь были сделаны в 1949 году, а уже через 10 лет он установил мировой рекорд по глубоководной якорной стоянке — 9600 м.

За 30 лет работы 14 научных отрядов выполнили 65 рейсов. Последний рейс закончился 22 апреля 1979 года в Калининграде, в том порту, где встретил войну «банановоз» «Марс».

За бортом «Витязя» остались 800 тысяч морских миль, промер максимальной глубины в Марианской впадине — 11 022 м, открытие нового типа живых организмов — Brachiata (погонофоры) и множество других открытий. Он работал по международным программам, в которых были задействованы учёные 65 ведущих научных учреждений нашей страны и представители 14 стран мира.

«Витязь» заходил в 100 портов 49 государств. На его палубу поднимались Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто, князь Монако Ренье II, польский яхтсмен Леонид Телига, президенты и губернаторы, учёные и дипломаты. Это была «эпоха ‘‘Витязя’’» в океанологии.

В середине 1970-х годов родилась идея создать на борту флагмана музей науки об океане. Инициативу, исходившую от учёных-океанологов, поддержали Академия наук, писатели и журналисты, её рассматривали на правительственном уровне. Музей на «Витязе» решили открыть в порту пяти морей, на Москве-реке, в олимпийском, 1980 году. Однако провести корабль по Волгобалту оказалось невозможно. Печальные «перестроечные» годы превратили «Витязь» в «ржавую консервную банку». Но его не забыли энтузиасты, мечтавшие увидеть судно в роли музея, и он получил эту роль!

Музей Мирового океана в Калининграде образован 12 апреля 1990 года, после того как «Витязь» встал на ремонт. Для музея выделили два руинированных здания, которые также нуждались в серьёзном ремонте. С ремонтом зданий прекрасно справились приглашённые из Польши строители.

12 июля 1994 года, в яркий солнечный день, состоялась «премьера»: белоснежный красавец пришёл к причалу Музея Мирового океана. Серьёзный ремонт на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» длился четыре года, судну вернули живучесть и плавучесть. Теперь внутренние помещения предстояло превратить в музей с мемориальным наполнением и с выставочными залами. Первая экскурсия по палубам «Витязя» прошла 23 октября 1994 года.

Приписанный к порту Владивосток, «Витязь» нашёл спасение от забвения на крайнем западе России. В экспозициях воплощена его биография, достойная пера романистов и внимания кинематографистов, представлена история изучения Мирового океана от времён каравелл Колумба до спуска подводных аппаратов над Северным полюсом.

«Витязь» стал «музеем в музее», первая выставка на нём открылась 12 апреля 1995 года под названием «Надежда и примирение». Надежда на то, что ужасы войны не вернутся, и примирение с той исторической реальностью, которая определила дальнейшую судьбу этой земли и главного корабля-экспоната Музея Мирового океана.

Сегодня в «музейной флотилии» кроме её первого судна числятся подводная дизель-электрическая лодка Б-413 (на плаву!), действующее судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», средний рыболовный траулер СРТ-129. Выросли новые корпуса музея, в которых располагаются аквариумы, «Янтарная каюта», экспозиция «Морской Кёнигсберг-Калининград», выставочный зал «Пакгауз» с передвижными выставками.

На территории музея представлена коллекция океанографического оборудования, проходит «философская тропа» И. Канта (1724—1804). Великий учёный предрекал, что будущее планеты зависит от процессов, происходящих в океане. В Королевских воротах (построены в 1843 году), переданных Музею Мирового океана и отреставрированных к 750–летию (1255—2005) Кёнигсберга-Калининграда, действует историко-культурный центр «Великое Посольство». Старейший российский ледокол «Красин», спущенный на воду в 1917 году под названием «Святогор», стоит на Неве в Санкт-Петербурге. Он также приписан к Музею Мирового океана.

Таким образом, набережная исторического флота Музея Мирового океана протянулась от реки Преголи до Невы, и первым судном, давшим начало музею, стал «Витязь».

Иллюстрации предоставлены Музеем Мирового океана (г. Калининград).


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Музей»