Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СЛОНЫ И ЛЮДИ: ДРАМАТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СОСУЩЕСТВОВАНИЯ

Кандидат биологических наук Евгений МАЩЕНКО (Палеонтологический институт имени А. А. Борисяка РАН).

Человек на протяжении многих веков был тесно связан с различными животными. В ряде случаев приручение и использование животных определяло историю человечества. Один из примеров — одомашнивание крупного и мелкого рогатого скота, способствовавшее формированию производящего типа хозяйства; другой — приручение диких лошадей, позволившее племенам Центральной Азии перейти к кочевому образу жизни. Этим событиям историки обычно уделяют достаточно много внимания. Гораздо меньше исследований посвящено млекопитающим, приручение которых не было широко распространённой практикой. Одно из таких «незаслуженно» обойдённых вниманием животных — слон. Слоны оставили глубокий след в истории человечества, а люди, в свою очередь, сильно повлияли на судьбу слонов.

Наиболее драматическая часть истории сосуществования человека и слонов начинается, по-видимому, около пяти тысяч лет назад. Судьба этих животных в какой-то степени повторяет судьбу многих других видов крупных млекопитающих, истреблённых или вытесненных человеком, таких как морская корова или дикий бык тур. От полного исчезновения слонов спасло то, что на протяжении веков они были вовлечены в социальную и политическую жизнь человека.

С пятого тысячелетия до н.э. и примерно до 1600 года н.э. хозяйственная деятельность человека в Африке и Азии привела к многократному уменьшению ареала слонов и исчезновению нескольких их подвидов. Уже в начале нашей эры в Южном Китае и Пакистане мало кто видел живых слонов. Катастрофическое сокращение области распространения этих животных вкупе с разрывом торговых и политических связей с некоторыми из тех стран, где жили слоны, привело к тому, что в Средние века в Европе происходит утрата знаний о слонах, хотя эти животные были прекрасно известны в античные времена. Знакомство европейцев со слонами происходило заново уже в Средние века.

Современные слоны Азии и Африки

В настоящее время существует лишь два рода слонов — азиатский и африканский. Однако всего 11 тысяч лет назад (конец плейстоценового периода) разнообразие слонов было значительно больше. В Евр-азии и Северной Америке обитали два вида мамонтов: евразийский шерстистый мамонт и американский. В Южной Азии жили слоны стегодонты, а в Северной Америке, кроме того, жили гребнезубые мастодонты. Азиатские слоны относятся к биологическому роду Elephas. Африканские представляют другой род — Loxodonta. В конце плейстоценового периода азиатские и африканские слоны не были широко распространены, но в начале голоцена (10—5 тыс. лет назад), после вымирания других видов слонов, африканский слон расселился практически по всему африканскому континенту, а азиатский слон — по всей Южной Азии.

Азиатские слоны сейчас обитают только на охраняемых территориях в некоторых районах Южной и Юго-Восточной Азии и представлены тремя подвидами. Подвид собственно азиатского слона — Elephas maximus maximus (Южная Индия и Цейлон), подвид азиатского слона Юго-Восточной Азии — Elephas maximus indicus (Бирма, Лаос, Вьетнам, Малайзия) и подвид острова Суматра — Elephas maximus sumatranus. Подвиды азиатского слона отличаются друг от друга окраской и размерами. Современная численность диких азиатских слонов не превышает шести тысяч, и все подвиды внесены в международную Красную книгу.

Распространение африканских слонов в конце XX века охватывало экваториальную, южную и юго-западную части африканского континента. В основном они обитают на территориях национальных парков, а также в областях, представляющих собой естественные очаги опасных инфекционных заболеваний, то есть там, где нет человека. Для выживания слонов необходимы нетронутые саванны разного типа, первичные широколиственные или влажные тропические леса. В степях они жить не могут, хотя некоторые популяции животных обитают сейчас в предгорьях и очень сухих саваннах Намибии и в зоне к югу от Сахары, где выпадает не больше
300 мм осадков в год, но эти популяции очень малочисленны.

В настоящее время существуют два подвида африканских слонов: лесной африканский (Loxodonta africalna ciclotis) (область влажных тропических лесов) и саванный (Loxodonta africana аfricana) (районы саванн). Саванный подвид незначительно крупнее лесного и имеет больший ареал, чем лесной. Общая численность африканских слонов превышает 100 тысяч особей.

Азиатский слон более зависим от влажности климата по сравнению с африканским.

На распространение слонов сильно влияет доступность воды. Они прекрасно плавают и должны пить не реже одного раза в два дня. Для выживания одного взрослого слона необходима территория не меньше 18 км2. Нехватка пригодных мест обитания сегодня — одна из главных причин снижения численности этих животных.

Сейчас установлено, что слоны достаточно быстро (за 7—12 лет) могут восстановить свою численность, если на них не охотятся, поэтому в заповедниках приходится её контролировать и даже проводить санитарные отстрелы животных.

Человек и слоны в античный период

Палеонтологические и археологические находки в Северной Африке свидетельствуют, что в седьмом—четвертом тысячелетиях до н.э. климат в этом регионе значительно отличался от современного. В тот период даже в Центральной Сахаре существовали растительность средиземноморского типа и настоящие саванны. Многочисленные петроглифы неолитических племён, живших на территории современной Сахары, изображают слонов и других крупных млекопитающих, которые сейчас обитают за тысячи километров к югу. Ни в Африке, ни в Азии тогда не было племён, специально охотившихся на слонов. Активное преследование этих животных началось с развитием цивилизации, причём не с целью добычи пищи, а ради слоновой кости.

На территории Древнего Египта и в прилегающих районах восточной Ливии слонов не было. По древнеегипетским письменным источникам (эпохи Древнего Царства, третье тысячелетие до н.э.), египетские фараоны получали живых слонов и слоновую кость с юга, с территории современного Судана. Египтяне никогда не приручали слонов и не использовали их в военных целях или как рабочих животных. Известно, что африканские слоны содержались в зоопарках некоторых фараонов (Тутмос III, XV век до н. э.).

К востоку от Древнего Египта, на Севере Африки, обитал ныне вымерший подвид африканских слонов. Это животное не имеет научного названия, и не существует его научных описаний. Об этом виде слонов известно сегодня благодаря тому, что карфагеняне использовали их в войнах, которые они вели в III веке до н.э. Боевые слоны были важным элементом армии Карфагена. Римский историк Полибий сообщает, что карфагеняне охотились на слонов в Марокко и в оазисе Гадамес (северо-запад современной Ливии) — приблизительно в 800 км южнее Карфагена, на окраине Сахары. Эти отрывочные данные римского историка показывают, что в III веке до н.э. условия для обитания слонов существовали в относительно узкой полосе Северной Африки вдоль побережья Средиземного моря, ограниченной Сахарой на юге и востоке. В Африке первого тысячелетия до н.э. слоны жили на севере современного Алжира, Туниса и на западе Ливии.

Принадлежность слонов армии Карфагена именно к роду африканских слонов установлена по изображениям на карфагенских монетах. Карфагеняне начали использовать этих животных против римлян с 262 г. до н. э. Во время первого похода Ганнибала на Рим, в 218 г. до н.э., в его армии было 40 боевых слонов, большинство которых погибли при переходе через Альпы. Выжили всего четыре слона, не сыгравших существенной роли в боевых действиях. Переход был настолько тяжёлым, что Ганнибал потерял погибшими и дезертировавшими около 30% личного состава армии, более 50% боевых коней конницы и почти всех вьючных животных.

Интересно отметить, что до завоевания Карфагена (начало II века до н.э.) римляне получали слонов и слоновую кость из Сирии, а не из Африки. На римских предметах искусства и быта этого времени изображены именно азиатские слоны самого крупного подвида E. maximus asurus.

После завоевания римлянами Северной Африки и Египта и включения их как провинций в состав Римской империи (приблизительно с I века до н.э.) изображения слонов на посуде и мозаики в домах богатых римлян представляют только африканских слонов. Исчезновение изображений азиатских слонов в Риме и Малой Азии, скорее всего, связано с вымиранием малоазиатского подвида в Сирии и Ираке. Считается, что он исчез к началу I века до н.э. Вымирание этих животных произошло, скорее всего, из-за непрерывных войн, формирования новых провинций Рима и роста численности населения. Свою негативную роль сыграло, вероятно, и изменение климата Малой Азии в сторону увеличения аридизации (засушливости).

К I—II векам н. э. и в Северной Африке популяция слонов была истреблена или вымерла из-за изменения климата, вызвавшего наступление пустыни и исчезновение саванн в Ливии и Алжире. С этого времени римляне получали африканских слонов, скорее всего, через Египет с территории современных Эфиопии и Сомали, где они ещё встречались. Фактически с начала нашей эры распространение слонов в Африке ограничено территорией к югу от Сахары.

Отметим, что в начале нашей эры слонов регулярно и в большом количестве поставляли в Римскую империю для гладиаторских игр. Эти масштабные зрелища играли важную социальную роль в римском обществе. Во время таких игр, продолжавшихся иногда до месяца, только в одном Риме на арене Колизея убивали более 100 слонов.

Слоны и древние цивилизации Азии

Намного раньше, чем малоазиатский слон, вымер ещё один подвид азиатских слонов на Юге Китая — E. maximus rubridens. О существовании этого подвида азиатских слонов известно не только из археологических раскопок, но и из древнекитайских письменных источников и изображений середины второго тысячелетия до н.э. Судя по размеру сохранившихся бивней и некоторых костей скелета, найденных археологами, слон Китая был крупным подвидом азиатского слона.

Задолго до появления античных цивилизаций Средиземноморья охота на слонов в Китае велась для получения слоновой кости. О масштабах охоты можно судить по раскопкам археологических памятников XIII—XII веков до н.э. культуры Шан. В провинции Сычуань около одного из городов, относившихся к этой культуре, были открыты жертвенные ямы, содержащие предметы из бронзы, нефрита и золота, а также 73 бивня слонов. Поскольку в Китае никогда не было традиций приручения этих животных, многочисленные бивни, найденные в жертвенных ямах, могли быть добыты только во время охоты. Отметим, что только много позже, в XVI—XVII веках н.э., китайские императоры и полководцы стали использовать слонов как наблюдательные пункты во время боя.

Уже во II—III веках н. э. численность населения в Китае возросла настолько, что в хрониках упоминается нехватка сельскохозяйственных земель. По этой причине более 2000 лет назад распространение многих крупных млекопитающих в Китае было ограничено районами, непригодными для земледелия. Сейчас на самом юге Китая (провинция Юньнань) существует небольшая популяция диких слонов, которые проникли сюда из Северного Вьетнама. Для охраны примерно 150—200 обитающих здесь животных созданы заповедник и центр охраны и разведения слонов.

В Южной Азии, где люди исповедуют индуизм и буддизм, отношения между людьми и слонами складывались иначе. Следует обратить внимание на одну особенность: все три современных подвида азиатских слонов обитают там, где распространены эти религии, которые определяют отношение к слонам как к сакральным животным — их не убивают, не едят и стараются охранять.

На севере полуострова Индостан племена, жившие здесь более 3000 лет назад, приручили слонов. Более того, животные стали частью социальной и культурной жизни человека. Судя по текстам Рамаяны и Махабхараты середины второго тысячелетия до н.э., уже в то время слон был важнейшим элементом религиозных представлений живших там народов. Например, бог с головой слона Ганеша — одна из центральных фигур индуистского пантеона. Ганеша весьма почитаем не только в Индии, но и во всей Южной Азии, в Китае и Японии. В буддизме, воспринявшем большинство философских и нравственных представлений индуизма, белый слон — одна из реинкарнаций Будды.

Вместе с тем традиция отлова диких слонов для их приручения, который практикуется в Южной Азии с середины второго тысячелетия до н.э., негативно сказывалась на их численности. Письменные источники сообщают, что в древних государствах Индостана каждый из правителей содержал несколько сотен слонов. Часть приручённых животных использовали для военных действий. Для пополнения численности приручённых слонов привлекались племена со всего Индостана и из восточных районов Азии. Убыль естественных популяций в результате ежегодных массовых отловов увеличивалась из-за освоения новых районов земледельцами и скотоводами по мере роста населения.

Средние века

После запрещения гладиаторских игр христианскими императорами Рима интерес к слонам в Европе падает и о них постепенно забывают. Первым слоном, попавшим в Европу после античного периода, был азиатский слон, подаренный Карлу Великому по случаю его коронации в 800 году. Были и другие единичные случаи доставки живых африканских слонов в Европу. Одно из свидетельств этого — фреска со слоном в Герцогском крыле замка Сфорца (Castello Sforzesco) (Милан, Италия). Создание этой фрески датируется шестидесятыми годами XV века. Фреска находится на одной из стен аркады портика (современное название — Портик слона). Роспись этой части замка выполняли художники школы Рафаэля, поэтому детали внешнего вида молодого слона переданы точно, в стиле, характерном для эпохи европейского Возрождения. По выгнутой форме спины и большим ушам животного удаётся определить, что на фреске изображён именно африканский, а не азиатский слон.

Кроме того, в течение всего Средневековья из Африки в Европу продолжала поступать разными путями слоновая кость, о чём свидетельствуют многочисленные произведения искусства того периода из слоновой кости.

Между тем к концу XVI века африканские слоны уже встречались только к югу от Сахары. Северная граница их распространения проходила на юге Эфиопии, Сомали, Чада, Нигера и Мали. Охота на слонов и колонизация Северной Африки племенами скотоводов-мусульман в раннем Средневековье (X—XI века н.э.) положили начало сокращению ареала саванного подвида африканского слона южнее Сахары.

Государства северо-востока Индостана в период Средневековья попадают в зависимость от мусульманских правителей, которые перенимают здешние традиции использования слонов на войне. В армии падишаха Акбара было около 300 слонов, которые, правда, уже не являлись главной ударной силой армии. Прямое военное использование слонов в Индии и Иране закончилось в конце XVI, а в Юго-Восточной Азии — в начале XVIII века.

Слоны в России

В России долгое время были известны только азиатские слоны. Скорее всего, первые живые слоны попали в Россию при Иване Грозном, хотя об этом нет документальных свидетельств. Достоверно известно, что живые азиатские слоны доставлялись в Россию с XVIII века, когда устанавливаются постоянные дипломатические отношения России с Персией. В конце царствования Анны Иоанновны слонов содержали при дворе в Петербурге, а при Елизавете Петровне в 1741 году на набережной Фонтанки были построены специальные «слоновьи дворы», где содержались животные, присланные персидским шахом Надиром. Во второй половине XVIII века слонов держали не только в Петербурге, но и в Москве. Об этом свидетельствуют несколько находок остатков азиатских слонов на территории Москвы в слоях, относящихся ко второй половине XVIII века.

Особый интерес вызывает находка части скелета самки азиатского слона на месте современной Калужской площади. Первоначально из-за отсутствия зубов и черепа этот скелет был отнесён к древнему лесному слону (Elephas antiquus), жившему в Восточной Европе в эпоху последнего межледниковья около 150—70 тысяч лет назад. (У слонов многие видовые признаки определяются только по строению зубов.) Точку в споре поставила датировка костей найденного слона, которая показала, что они не древнее середины XVIII века. Видимо, после гибели труп слона был закопан или просто брошен на городской свалке, которая тогда существовала за Калужской заставой. Сейчас кости хранятся в Государственном геологическом музее имени В. И. Вернадского.

Другим свидетельством того, что в Москве содержали слонов задолго до создания первого зоопарка, является скелет крупного самца азиатского слона, который хранится в Зоологическом музее МГУ, куда он поступил в начале XIX века. Сейчас это один из самых старых экспонатов остеологической коллекции музея.

В противоположность азиатским слонам живые африканские слоны появились в России лишь во второй половине XIX века, вместе с первыми зоологическими садами.

Слоновая кость на Русь всегда поступала в виде уже готовых изделий, поскольку русские мастера использовали для косторезных работ либо клыки моржей, либо бивни мамонтов. Последние, по крайней мере с конца XV века, экспортировались из России в Германию и Англию.

Развитие и рост всех древних цивилизаций сопровождались вымиранием или вытеснением слонов в труднодоступные районы. За прошедшие 3—3,5 тыс. лет ареал азиатского слона сократился с 17 млн км2 до 400 тысяч км2, а африканского — с 30 млн км2 до 3,8 млн км2. Плачевный итог последних пяти тысяч лет — исчезновение не менее двух подвидов слонов в Азии и одного подвида в Африке.

Первые реальные шаги по спасению слонов были сделаны 137 лет назад. В 1872 году в Мадрасе колониальные власти Индии издали первое официальное распоряжение об охране этих животных. Слоны теперь охраняются в специальных национальных парках и заповедниках Азии и Африки, а в Китае небольшая группа слонов из популяции Северного Вьетнама охраняется правительственным распоряжением высшей категории. Однако и после того, как была запрещена охота на слонов в Африке и разрешены лишь санитарные отстрелы этих животных на территории национальных парков четырёх государств (Намибии, Ботсваны, Зимбабве и Мозамбика), ежегодно, только по официальным данным, с этого континента вывозится до 30 тонн бивней.

Остаётся надеяться, что, несмотря на проблемы, которые стоят перед современным человечеством, мы не забудем про свой долг перед такими удивительными животными, как слоны.

При подготовке статьи использованы материалы и иллюстрации из книг, энциклопедий, сборников и журналов: Конолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. — М: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 320 с.; Погребённые царства Китая. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. — 168 с.; Ambrosini L. Un donario fittile con elefanti e Cerbero dal santuario, di Portonaccio a Veio. Proceedings of the 1st International congress The world of Elephants. Roma, 16—20 October, 2001. — P. 381—386; Di Silvestro R.D. The African Elephant. John Willey & Sons, Inc USA, 1991. — 206 p.; Eisenberg J.F., Shoshani J. Elephas maximus. Mammalian Species. № 182, 1982. — P. 1—8.; Manfredi L.-I. Gli elephanti di Annibale nelle monete puniche e neopuniche. Proceedings of the 1st International congress The world of Elephants. Roma, 16—20 October, 2001. — P. 394—396; Shoshani J., Phyllis P.L., Sukumar R., et. al. The illustrated encyclopedia of Elephants. Salamander book, 1991. — 188 р.

Автор признателен дирекции Зоологического музея МГУ за помощь в подготовке данной работы. Работа автора поддержана грантами РФФИ 08-04-90102 и 08-04-00483.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Человек и природа»

Детальное описание иллюстрации

Азиатский (слева) и африканский (справа) слоны. Для азиатского слона характерны относительно небольшие уши, выгнутая линия спины (самая высокая точка тела — плечи), относительно массивное туловище и отсутствие бивней у самок. В некоторых современных популяциях азиатских слонов у самцов бивни также отсутствуют. Высота тела самцов достигает 3,3 м, вес — 5,5 т. Для африканского слона характерны большие треугольные уши, прогиб средней части спины (самая высокая точка — плечи), наличие бивней и у самок и у самцов, относительно стройное тело. В современных популяциях у самцов высота тела не превышает 3,7 м, вес — до 6,5 т.
Переправа слонов через реку Рона во время похода Ганнибала в Италию. Римский историк Полибий описывает, что плот, на котором перевозили четырёх из 40 боевых слонов, оказался недостаточно прочным, и животные упали в воду, но благополучно добрались до другого берега.
В многочисленных национальных парках и частных природных резерватах Южной Африки слоны бродят большими стадами. Поедая ветки древесной растительности, они нередко буквально опустошают саванну. Этот снимок сделан в резервате Мкхая в королевстве Свазиленд в октябре 2006 года. Фото Натальи Домриной.
Древнейшие свидетельства роли слонов в культуре народов Азии. Внизу — жертвенная яма в Сеньсиндуй (провинция Сычуань, Юго-Западный Китай), содержавшая различные культовые предметы и 73 крупных бивня азиатских слонов. Слева вверху — скульптурное изображение бога с головой слона Ганеши. Храм в Хайсале, Центральная Индия, XIII—XI века до нашей эры. Ганеша — бог-покровитель обучения и науки, приносящий удачу и устраняющий препятствия в жизни человека.
Изображения слонов на античных монетах Карфагена и Малой Азии III—II веков до н.э. Сверху вниз: реверс карфагенской монеты времён второй Пунической войны с изображением боевого слона. По большим ушам и характерному прогибу спины достаточно просто определить, что это африканский слон. Серебряная монета (тетрадрахма) Антиоха III (243—187 гг. до н.э.), бактрийского царя из династии Селевкидов. На монете изображён самец азиатского слона: А — аверс монеты, Б — реверс монеты. Серебряная монета прямоугольной формы бактрийского царя Апполодотоса (I век до н.э.). После распада державы Антиоха III традиции чеканки монет с изображением азиатских слонов сохранились в государствах Малой Азии и Бактрии.
Римские изображения азиатских слонов III—II веков до н.э. Вверху — роспись на тарелке (предположительно — середина III века до н.э.), изображающая боевого азиатского слона армии Пирра. Рим. Национальный музей этрусков. Внизу — изображение слона на римском бронзовом слитке III века до н.э. По выпуклой линии спины и небольшим ушам можно определить, что здесь изображён именно азиатский слон.