МЕТОДЫ КРИМИНАЛИСТИКИ ПОШЛИ В ХОД У АРХЕОЛОГОВ

Ольга БРИЛЁВА.

Сосуд эпохи бронзы из Адыгеи с ногтевым орнаментом.

Учёные научились по отпечаткам пальцев на керамике определять пол и возраст изготовившего её гончара.

Керамические изделия человечество с успехом изготавливало начиная с эпохи неолита (VIII—III тысячелетия до н.э.). Керамика сохраняется гораздо лучше, чем, например, дерево или металл. Поэтому археологи активно используют её для изучения быта и культуры древних людей.

Исследователи из Института археологии РАН (группа «История керамики») разработали метод определения пола и возраста гончаров по отпечаткам пальцев на ногтевых орнаментах керамических изделий. Древние гончары широко использовали технику ногтевых орнаментов, которые наносятся тычком ногтя.

Археологи проанализировали 1934 экземпляра ногтевых пластин мальчиков и девочек, мужчин и женщин в возрасте от 4 до 78 лет и обнаружили, что ширина ногтевой пластины зависит от пола и возраста, правда только на двух пальцах одной руки. У мужчин любого возраста ширина ногтевой пластины указательного пальца меньше, чем таковая безымянного пальца, а у женщин — наоборот. (Этот признак исчезает при некоторых гормональных болезнях и в период беременности у женщин). В результате исследований было выделено восемь возрастных групп: от 4 до 10 лет, от 11 до 15, от 16 до 25, от 26 до 35, от 36 до 45, от 46 до 55, от 56 до 65, от 66 лет и старше. Половые различия в ширине ногтевой пластины, как выяснили учёные, проявляются начиная с 16 лет.

Новый метод определения пола и возраста был опробован на образцах керамики с ногтевыми орнаментами из трёх памятников эпохи раннего железа (примерно VIII—VII вв. до н.э.): городища Кузина Гора (Юхновская культура, Курская область), городища Милограды (Милоградская культура, Гомельская область), поселения Подгорцы (Милоградская культура, Киевская область). На пяти из шести исследованных образцов были зафиксированы отпечатки пальцев, оставленные детской рукой (моложе 16 лет), и на одном образце — мужской рукой. На основании этого исследователи сделали предположение, что нанесением орнамента, а может, даже гончарным делом занимались дети.

Учёные считают, что отпечатки ногтевых пластин на археологических находках можно рассматривать как новый источник информации о жизни древнего человека. Правда, в исследовании не указывается, удалось ли подтвердить выводы о возрасте гончаров из трёх исследованных памятников независимым методом.

Обломки верхней части горшковидных сосудов с отпечатками ногтевых пластин — части ногтевых орнаментов, опоясывавших сосуды. Анализ показал, что на образце 1 (верхний ряд) отпечатки принадлежат мужской руке, на образце 2 — детской.