НАУКА О ПОЦЕЛУЕ

Елена КУДРЯВЦЕВА. По материалам иностранной печати.

«Простой поцелуй даёт мощные сигналы вашему мозгу и телу» — так считает американский физиолог Гордон Гэллап, специалист в сравнительно новой области науки — филематологии, науке о поцелуях (от греческого слова «филема» — поцелуй). При поцелуе идёт обмен массой информации — обонятельной, вкусовой, тактильной, и вся она, даже информация о позах партнёров, действует на подсознательном уровне, многое говоря о вашем партнёре и о вас.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Поцелуй у шимпанзе.
Фото Натальи Домриной.
Карта чувствительной коры головного мозга человека, составленная канадским нейрохирургом У. Пенфилдом. На ней отмечены области, куда поступает осязательная информация от разных органов тела.

Почему свою любовь мы выражаем поцелуями? В 1960 году британский зоолог Десмонд Моррис первый предположил, что поцелуй (а по-научному говоря — оскуляция, от латинского слова «os» — рот) возник из привычки самок человекообразных обезьян пережёвывать пищу для малышей, а потом кормить их изо рта в рот. Так делают шимпанзе, и, скорее всего, так поступали наши предки. У некоторых народов и сейчас матери иногда кормят младенцев пережёванной пищей. Прижатие губ к губам, видимо, успокаивает голодного малыша и выражает любовь и заботу.

Не исключено, что средством выражения любви поцелуй стал при участии феромонов. Многие животные используют эти специальные химические соединения для взаимодействия с другими представителями вида. Особенно насекомые, которые выбрасывают феромоны как сигналы тревоги или наличия пищи либо чтобы заявить о своей готовности к размножению (см. «Наука и жизнь» № 7, 2005 г.).

Существуют ли феромоны у человека, остаётся под вопросом. Некоторые физиологи предполагают, что в качестве феромонов могут служить частично выделяющиеся с потом стероидные гормоны — андростенол, вырабатывающийся главным образом у мужчин, и женские гормоны. По разным данным, 15—25% людей имеют в носовой полости так называемый вомероназальный орган, у свиней и грызунов отвечающий за восприятие феромонов. Если у человека действительно есть феромоны, управляющие симпатией и страстью, то для их передачи нельзя придумать ничего лучше поцелуя.

Чем больше мы целуемся, тем больше затягивает это занятие. Губы относятся к частям тела, наиболее плотно насыщенным нервными окончаниями. При оскуляции губы запускают в мозг сообщения о приятнейших ощущениях, сильнейших эмоциях и физиологических реакциях.

Не менее пяти пар черепных нервов, влияющих на деятельность мозга, при поцелуе получают информацию от губ, языка, щёк и носа о температуре, вкусе, запахе и движениях партнёра. Если на схеме коры головного мозга обрисовать области, куда поступает осязательная информация, то особенно много места займёт часть коры, связанная с губами.

В своём недавнем исследовании психологи из колледжа Лафайет (США) сравнили уровень выработки двух важнейших гормонов у пятнадцати влюблённых пар после поцелуя и после того, как они всего лишь разговаривали, взявшись за руки. Это гормоны окситоцин (он участвует в образовании и развитии социальных связей, влияет на оргазм и участвует в процессе родов) и кортизол, играющий ключевую роль в реакциях на стресс. Психологи предполагали, что поцелуй «взорвёт» уровень окситоцина. Они думали, что этот эффект сильнее проявится у тех девушек, которые поддерживали особенно глубокие отношения со своими партнёрами. Исследователи также предсказывали падение кортизола, так как поцелуй должен снижать стресс.

Но оказалось, что уровень окситоцина повышался только у юношей, а у девушек он понижался и после поцелуя, и после пожатия рук. Учёные пришли к выводу, что девушкам недостаточно одних поцелуев для возникновения эмоциональной привязанности или сексуального возбуждения. Девушкам, похоже, нужна более романтическая атмосфера, чем лабораторные условия проведения эксперимента. А уровень кортизола упал у всех участников опыта независимо от формы контакта.

Сейчас готовятся филематологические опыты того же рода, но участники будут сидеть среди цветов, на мягких кушетках, в полутьме, при свечах и под тихую музыку.

Поцелуи учащают пульс и повышают кровяное давление. Расширяются зрачки, дыхание становится глубоким. Рациональное мышление отступает на второй план. В мозге начинается выработка веществ, связанных с удовольствием, чувством эйфории и с желанием не быть одиноким, быть кому-то нужным. В 2005 году сотрудники университета Ратгерса (США) сканировали мозг у 17 испытуемых, когда они смотрели на фотографии своих любимых. Учёные отметили активность двух областей мозга, которые отвечают за удовольствия, мотивацию и удовлетворение. Наркотики стимулируют те же центры удовольствия. Любовь, по всей видимости, вид наркотика.

Недавний опрос, проведённый в США, показал, что 59% мужчин и 66% женщин признались, что иногда их вроде бы серьёзное увлечение рассыпалось после первого же поцелуя. Он посылает в подсознание сигналы, по которым мы как бы проводим выбор возможного избранника. Поцелуй — важная часть процесса ухаживания, помогающая оценить потенциального партнёра. Предполагают даже, что феромоны и гормоны, воспринимаемые при контакте губ, дают сведения о состоянии иммунитета партнёра, о его наследственности и здоровье, а также о том, готов ли он к долговременным серьёзным отношениям. Поскольку женщины тратят на продолжение рода больше энергии, чем мужчины, выращивая ребёнка в утробе, затем вскармливая его, а к тому же их возрастной период способности к размножению короче, чем у мужчин, они должны с осторожностью выбирать партнёра — ошибка обойдётся дорого.

Действительно, новые открытия Гордона Гэллапа говорят, что поцелуи играют важнейшую роль в развитии отношений, но эта роль различна у мужчин и женщин. В сентябре 2007 года опубликованы результаты опроса 1041 студента колледжа. У юношей глубокий поцелуй был ступенькой для развития своей сексуальности, а у девушек он служил для углубления эмоциональности отношений. «Женщины используют поцелуй, чтобы проверить уровень привязанности своего партнёра» — полагает Гэллап. Учёные говорят, что оскуляция не обязательна с точки зрения эволюции. Многие животные обходятся без «телячьих нежностей», а размножаются прекрасно. А у некоторых тропических рыб соприкосновение губами — сигнал агрессии. Да и многие люди не целуются. В конце ХIХ века датский этнограф Кристофер Нироп описал финские народности, у которых мужчины и женщины вместе ходили в баню, но поцелуи считали неприличными. В 1897 году французский антрополог Поль Данжуа писал, что для китайцев поцелуй губы в губы столь же отвратителен, как для нас каннибализм. В Монголии мужчины в знак любви не целуют сыновей, а нюхают их головы.

У представителей тех культур, где принято целоваться, филематология обнаружила и такой любопытный факт. Один немецкий психолог проследил в Америке, Германии и Турции за 124 парами, целующимися в публичных местах. Его интересовал вопрос: в какую сторону склоняют голову целующие-
ся, чтобы не столкнуться носами? Оказалось, что они в два раза чаще наклоняют голову вправо, чем влево. Причём дело не в праворукости большинства, потому что правшей среди нас не в два, а примерно в шесть раз больше, чем левшей. Учёный считает, что это может быть связано с разделением функций между полушариями головного мозга. По другой гипотезе, поскольку 80% кормящих матерей прикладывают младенца к левой груди (см. «Наука и жизнь» № 3, 1974 г.), он, чтобы сосать молоко, должен повернуть головку направо. Поэтому большинство из нас и во взрослом состоянии связывают тепло и любовь с поворотом головы направо.

Но, несмотря на все эти исследования, поцелуй всё-таки не поддаётся детальному анализу. Секреты любви и страсти остаются скрытыми. Возможно, это и к лучшему.

Другие статьи из рубрики «Природа человека»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее