Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

...И НЕ СЛЫШНО, ЧТО ПОЕТ

Кандидат технических наук Д. МЕРКУЛОВ. По материалам иностранной печати.

(Когда кино заговорило. Вехи истории.)

Так выглядит на киноленте оптическая звуковая дорожка - моно (слева), стерео (справа).
Так выглядит на киноленте оптическая звуковая дорожка - моно (слева), стерео (справа).
1922 год. Л. Де Форест держит в руках кинопленку с фотографической записью звуковой дорожки.
1922 год. Л. Де Форест держит в руках кинопленку с фотографической записью звуковой дорожки.
Заставка к документальному фильму "Съезд демократической партии" со звуковым оптическим сопровождением.
Заставка к документальному фильму "Съезд демократической партии" со звуковым оптическим сопровождением.
Текстовая заставка к художественному фильму со звуковой дорожкой, записанной по методу Л. Де Фореста; под ней - кадр из фильма со знаменитой Ю. Меркел.
Текстовая заставка к художественному фильму со звуковой дорожкой, записанной по методу Л. Де Фореста; под ней - кадр из фильма со знаменитой Ю. Меркел.
1924 год. Киноустановка с Vitaphon'ом лаборатории Bell Labs.
1924 год. Киноустановка с Vitaphon'ом лаборатории Bell Labs.
1926 год. Зрители, пришедшие на премьеру первого полнометражного звукового фильма "Дон Жуан", перед началом сеанса.
1926 год. Зрители, пришедшие на премьеру первого полнометражного звукового фильма "Дон Жуан", перед началом сеанса.
1927 год. Кинотеатр на Таймс-сквер в Нью-Йорке во время демонстрации звукового кинофильма "Певец джаза".
1927 год. Кинотеатр на Таймс-сквер в Нью-Йорке во время демонстрации звукового кинофильма "Певец джаза".
Постер художественного фильма "Певец джаза".
Постер художественного фильма "Певец джаза".
Постер российского художественного фильма "Путевка в жизнь".
Постер российского художественного фильма "Путевка в жизнь".
П. Г. Тагер (1903-1971).
П. Г. Тагер (1903-1971).
А. Ф. Шорин (1890-1941).
А. Ф. Шорин (1890-1941).
Этикетка выпущенной в США виниловой грампластинки с записью песен из кинофильма "Веселые ребята" в исполнении П. Лещенко.
Этикетка выпущенной в США виниловой грампластинки с записью песен из кинофильма "Веселые ребята" в исполнении П. Лещенко.

Больше 70 лет прошло с тех пор, как на экранах наших кинотеатров впервые демонстрировался отечественный звуковой художественный фильм. Это была "Путевка в жизнь". Звук был записан по системе московского инженера П. Г. Тагера (см. стр. 79). Годом раньше по системе ленинградского инженера А. Ф. Шорина был озвучен документальный фильм о пятилетке. С них началось победное шествие звука в кино в нашей стране: российские ученые внесли свою лепту в кинопроизводство.

Мировые достижения в технике звука к настоящему времени достигли таких высот, что современный зритель ходит в кино не только посмотреть на большом экране кинофильм, но и насладиться чудесами звукового сопровождения: ходят на "звуковые эффекты".

Небольшой экскурс в историю, надеемся, будет небесполезным для тех, кто заботится о расширении своего кругозора.

По случайному совпадению в этом году исполняется 110 лет не только со дня изобретения радио, но и со дня первого публичного киносеанса в парижском "Гран-кафе" на бульваре Капуцинов, организованного братьями Луи и Огюстом Люмьерами 28 декабря 1895 года. Они же предложили и наименование новшеству - cinema (кино), в переводе означающее "движение". Однако начало изобретения кино многие исследователи относят к 1877 году. Тогда преуспевающему железнодорожному капиталисту американцу Л. Стэнфорду путем фотографии захотелось доказать, что у бегущей вскачь лошади одновременно все четыре ноги никогда не оказываются оторванными от земли. Несогласные с утверждением повелителя паровых коней для доказательства обратного пригласили фотографа американца Э. Майбриджа.

Вдоль беговой дорожки были установлены 24 камеры с прикрепленными к их затворам нитями, натянутыми поперек дорожки. Лошадь задевала нить, затвор срабатывал. Предложенная технология покадровой фиксации положений перемещающейся лошади послужила как бы предварительной заявкой на изобретение метода записи и последующего воспроизведения изображений движущихся объектов. В дальнейшем 24-кадровое представление "картинок" изобразительного жанра в единицу времени утвердилось в качестве повсеместного стандарта.

Между тем чудо cinema достигло России уже в мае 1896 года: "движущиеся фотографии" были публично показаны сначала в Петербурге, а затем в июне и в Москве (в саду "Эрмитаж").

К началу 1900-х годов кинотеатры распространились по всему миру.

Повсюду показ кинокартин происходил в музыкальном сопровождении. Оно обеспечивалось, как правило, игрой таперов на фортепиано, в качестве которых нередко выступали и маститые музыканты.

И в России и за границей наиболее часто исполнялись произведения П. И. Чайковского. В дорогие просмотровые залы приглашались симфонические оркестры и даже хоровые ансамбли. Так, выступлением большого оркестра и хора в октябре 1908 года сопровождалось парадное представление первого отечественного художественного фильма "Понизовая вольница".

После успешного проведения первых киносеансов инженерная мысль обратилась к разработке способов фиксации и воспроизведения звука, совместимых с отображением движущейся картинки на кинопленке. Одно из первых предложений поступило от знаменитого изобретателя Т. Эдисона. Посетителей его лаборатории встречал с экрана помощник: он снимал шляпу и произносил приветствие. Однако разработанный Т. Эдисоном способ звукозаписи на валик фонографа практически не мог быть использован для демонстрации фильмов из-за ограниченного времени воспроизведения, недостаточной громкости, невозможности синхронного взаимодействия с кинопроектором и др.

К началу 1920-х годов проявились два направления в размещении записей речевой и музыкальной составляющих содержания кинофильма: 1) на прозрачную кинопленку в виде линии переменной ширины, бегущей параллельно строю прямоугольных окон кадров и отверстий перфорации; 2) на граммофонную пластинку, при работе в режиме сопровождения фильма синхронизируемую с перемещением кинокадров путем подстройки скорости ее вращения.

В разработках первого направления наиболее активно проявлял себя американский радиоинженер Ли Де Форест - изобретатель звукоусилительного лампового триода. В 1922 году он был также первым, кому удалось успешно разместить звуковую дорожку на ленте с кинокадрами. Технологический процесс и произведенный готовый продукт с оптической записью звуковых сигналов получили название Phonofilm (Фонофильм). В 1924 году Де Форест записал синхронное звуковое сопровождение к документальному фильму - 1924 Democratic Convention (Съезд демократи ческой партии). Считается, что первым звуковым художественным произведением киноискусства был созданный также в 1924 году фильм - "Love's Sweet Old Song" ("Давняя добрая песнь любви") в двух частях со звездой экрана того времени U. Merkel (Ю. Меркел) в главной роли. В последующем именно оптический путь фиксации на кинопленке речевых диалогов и музыкальных образов, метод безынерционной жесткой привязки их к покадровому представлению действующих лиц и декораций на ленточном носителе в профессиональной кинотехнике был принят в качестве основного.

В начале 1925 года в BELL Laboratories (США) по окончании успешной разработки и внедрения метода электрической записи граммофонных пластинок, а затем громкоговорящей электродинамической головки, соединяемой с мощным усилителем низкой частоты, была создана система звукозаписи Vitaphone, позволявшая на шеллачных граммофонных кругах большого диаметра 20" (51 см) записывать звуковые дорожки кинофильмов. В плане надежности, акустического обеспечения зрительных залов, спектра воспроизводимых частот, кажущейся простоты эксплуатации совокупный набор электрорадио аппаратуры Vitaphone в свое время виделся как более предпочтительный в сравнении с Phonofilm-ом, разработанным Л. Де Форестом.

В середине 1925 года в США три известные организации - WARNER Bros, WESTERN Electric и вновь образованная VITAPHONE Corp объединили усилия по продвижению звукового кино. 25 июня на помпезной презентации созданного объединения один из главных менеджеров кинопроизводства объявился перед собравшимися на большом киноэкране и произнес речь. Выступление было предварительно снято на кинопленку, а звук, также записанный ранее синхронно с кинокадрами, подавался на усилитель от вращающегося граммофонного диска. Далее были показаны выступления звезд оперного театра METROPOLITAN Opera, знаменитого скрипача и хора донских казаков. Решено было озвучить созданный WARNER Bros последний немой кинофильм "Дон Жуан".

Публичное представление первого звукового полнометражного кинофильма "Дон Жуан" состоялось 6 августа 1926 года в Нью-Йорке. Однако звуковая поддержка шедевра распространялась на музыкальное содержание и шумовые эффекты, подавляющая часть диалогов исполнителей главных ролей подавалась, как и ранее, в виде титров. По мнению многих историков, первым художественным произведением, убедительно показавшим, что звуковое кино возможно и что более чем тридцатилетний период "великого немого" близится к завершению, был музыкальный фильм "Певец джаза" ("Jazz Singer"). Премьера "переходного" звучащего произведения искусства состоялась в Нью-Йорке 6 октября 1927 года в кинотеатре на Таймс-сквер. Тем не менее и в этой работе речевого диалога было мало. Предложением не спешить делать выводы, обещанием скорого и полного заполнения кинопроизведений разговорным жанром прозвучала историческая фраза, произнесенная главным героем: "...Подождите минуту. Вы еще ничего не слышали!" (Wait a minute, wait a minute. You ain't heard nothing' yet!

B полной мере речевая лексика действующих лиц была представлена в следующем фильме WARNER Bros (1928) - "Поющий дуралей" ("The Singing Fool"), как и в предыдущем мюзикле, с тем же исполнителем джазового певческого репертуара актером Элом Джолсоном (Al Jolson) в главной роли. Следует отметить, что для начального звукового кино музыкальная тема была выбрана неслучайно. 27 января 1917 года в США впервые в мире состоялся выпуск граммофонной пластинки с записью джазовой композиции. В конце 1920-х годов новое для того времени направление в музыке чрезвычайно увлекало американцев. Создателям киношедевров хотелось проявить себя, в том числе используя сложившуюся конъюнктуру.

После выхода на экраны первых звуковых кинофильмов, как всегда при появлении чего-либо нового в социальной жизни, науке и технике, многим было непонятно, зачем вообще они нужны. Непонятно было даже известным и состоявшимся ученым, искусствоведам, актерам; активным противником пришествия звука на экраны был, например, знаменитый американский актер Чарли Чаплин. В отличие от критиков зрители во время просмотра первых звуковых художественных фильмов чувствовали себя более вовлеченными в происходящее на экране, поэтому охотнее посещали кинотеатры и таким образом проголосовали за наступление в искусстве эры звукового кино.

В России звуковой кинозал впервые открылся в октябре 1929 года на Невском проспекте в Ленинграде. Начальными отечественными кинофильмами со звуковой поддержкой были документальные картины. В 1930 году в прокате показывали озвученное выступление наркома просвещения А. В. Луначарского, посвященное значимости и разумной полезности документального и художественного звукового кино; демонстрировался документальный фильм "План великих работ".

Следует заметить, что фильм "Путевка в жизнь" (1931), с которого мы начали экскурс в историю, не только в художественном, но и в техническом плане получил мировое признание. На международном кинофестивале в Венеции (1932) кинокартина отмечена как лучшая по режиссуре и была закуплена для кинопроката 26-ю странами. Решением ЮНЕСКО "Путевка в жизнь" внесена в десятку лучших фильмов всех времен и народов.

25 декабря 1934 года вышел в прокат первый отечественный фильм-мюзикл "Веселые ребята". В Европе он был признан лучшим джазовым кинопроизведением. Популярные песни из фильма бесчисленными тиражами записывались и издавались на граммофонных пластинках, в том числе в европейских странах и США.

Между тем уже в середине 1930-х годов звукотехническая аппаратура записи и слухового сопровождения Vitaphone перестала применяться в кинопроизводстве. Победила оптическая система представления фотоизображений визуальной и звуковой составляющих кинофильма на едином пленочном носителе, обеспечивающем совокупное безынерционное синхронное их взаимодействие при воспроизведении.

К настоящему времени запись и воспроизведение изображений и звука достигли высокого уровня совершенства, а современные Vitaphon'ы - DVD-устройства, в которых и звук и картинка записаны на диске, даже проникли в повседневный быт в системах домашних театров и кинотеатров.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Техника. Страницы истории»