Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

...И НЕ СЛЫШНО, ЧТО ПОЕТ

Кандидат технических наук Д. МЕРКУЛОВ. По материалам иностранной печати.

(Когда кино заговорило. Вехи истории.)

Больше 70 лет прошло с тех пор, как на экранах наших кинотеатров впервые демонстрировался отечественный звуковой художественный фильм. Это была "Путевка в жизнь". Звук был записан по системе московского инженера П. Г. Тагера (см. стр. 79). Годом раньше по системе ленинградского инженера А. Ф. Шорина был озвучен документальный фильм о пятилетке. С них началось победное шествие звука в кино в нашей стране: российские ученые внесли свою лепту в кинопроизводство.

Мировые достижения в технике звука к настоящему времени достигли таких высот, что современный зритель ходит в кино не только посмотреть на большом экране кинофильм, но и насладиться чудесами звукового сопровождения: ходят на "звуковые эффекты".

Небольшой экскурс в историю, надеемся, будет небесполезным для тех, кто заботится о расширении своего кругозора.

По случайному совпадению в этом году исполняется 110 лет не только со дня изобретения радио, но и со дня первого публичного киносеанса в парижском "Гран-кафе" на бульваре Капуцинов, организованного братьями Луи и Огюстом Люмьерами 28 декабря 1895 года. Они же предложили и наименование новшеству - cinema (кино), в переводе означающее "движение". Однако начало изобретения кино многие исследователи относят к 1877 году. Тогда преуспевающему железнодорожному капиталисту американцу Л. Стэнфорду путем фотографии захотелось доказать, что у бегущей вскачь лошади одновременно все четыре ноги никогда не оказываются оторванными от земли. Несогласные с утверждением повелителя паровых коней для доказательства обратного пригласили фотографа американца Э. Майбриджа.

Вдоль беговой дорожки были установлены 24 камеры с прикрепленными к их затворам нитями, натянутыми поперек дорожки. Лошадь задевала нить, затвор срабатывал. Предложенная технология покадровой фиксации положений перемещающейся лошади послужила как бы предварительной заявкой на изобретение метода записи и последующего воспроизведения изображений движущихся объектов. В дальнейшем 24-кадровое представление "картинок" изобразительного жанра в единицу времени утвердилось в качестве повсеместного стандарта.

Между тем чудо cinema достигло России уже в мае 1896 года: "движущиеся фотографии" были публично показаны сначала в Петербурге, а затем в июне и в Москве (в саду "Эрмитаж").

К началу 1900-х годов кинотеатры распространились по всему миру.

Повсюду показ кинокартин происходил в музыкальном сопровождении. Оно обеспечивалось, как правило, игрой таперов на фортепиано, в качестве которых нередко выступали и маститые музыканты.

И в России и за границей наиболее часто исполнялись произведения П. И. Чайковского. В дорогие просмотровые залы приглашались симфонические оркестры и даже хоровые ансамбли. Так, выступлением большого оркестра и хора в октябре 1908 года сопровождалось парадное представление первого отечественного художественного фильма "Понизовая вольница".

После успешного проведения первых киносеансов инженерная мысль обратилась к разработке способов фиксации и воспроизведения звука, совместимых с отображением движущейся картинки на кинопленке. Одно из первых предложений поступило от знаменитого изобретателя Т. Эдисона. Посетителей его лаборатории встречал с экрана помощник: он снимал шляпу и произносил приветствие. Однако разработанный Т. Эдисоном способ звукозаписи на валик фонографа практически не мог быть использован для демонстрации фильмов из-за ограниченного времени воспроизведения, недостаточной громкости, невозможности синхронного взаимодействия с кинопроектором и др.

К началу 1920-х годов проявились два направления в размещении записей речевой и музыкальной составляющих содержания кинофильма: 1) на прозрачную кинопленку в виде линии переменной ширины, бегущей параллельно строю прямоугольных окон кадров и отверстий перфорации; 2) на граммофонную пластинку, при работе в режиме сопровождения фильма синхронизируемую с перемещением кинокадров путем подстройки скорости ее вращения.

В разработках первого направления наиболее активно проявлял себя американский радиоинженер Ли Де Форест - изобретатель звукоусилительного лампового триода. В 1922 году он был также первым, кому удалось успешно разместить звуковую дорожку на ленте с кинокадрами. Технологический процесс и произведенный готовый продукт с оптической записью звуковых сигналов получили название Phonofilm (Фонофильм). В 1924 году Де Форест записал синхронное звуковое сопровождение к документальному фильму - 1924 Democratic Convention (Съезд демократи ческой партии). Считается, что первым звуковым художественным произведением киноискусства был созданный также в 1924 году фильм - "Love's Sweet Old Song" ("Давняя добрая песнь любви") в двух частях со звездой экрана того времени U. Merkel (Ю. Меркел) в главной роли. В последующем именно оптический путь фиксации на кинопленке речевых диалогов и музыкальных образов, метод безынерционной жесткой привязки их к покадровому представлению действующих лиц и декораций на ленточном носителе в профессиональной кинотехнике был принят в качестве основного.

В начале 1925 года в BELL Laboratories (США) по окончании успешной разработки и внедрения метода электрической записи граммофонных пластинок, а затем громкоговорящей электродинамической головки, соединяемой с мощным усилителем низкой частоты, была создана система звукозаписи Vitaphone, позволявшая на шеллачных граммофонных кругах большого диаметра 20" (51 см) записывать звуковые дорожки кинофильмов. В плане надежности, акустического обеспечения зрительных залов, спектра воспроизводимых частот, кажущейся простоты эксплуатации совокупный набор электрорадио аппаратуры Vitaphone в свое время виделся как более предпочтительный в сравнении с Phonofilm-ом, разработанным Л. Де Форестом.

В середине 1925 года в США три известные организации - WARNER Bros, WESTERN Electric и вновь образованная VITAPHONE Corp объединили усилия по продвижению звукового кино. 25 июня на помпезной презентации созданного объединения один из главных менеджеров кинопроизводства объявился перед собравшимися на большом киноэкране и произнес речь. Выступление было предварительно снято на кинопленку, а звук, также записанный ранее синхронно с кинокадрами, подавался на усилитель от вращающегося граммофонного диска. Далее были показаны выступления звезд оперного театра METROPOLITAN Opera, знаменитого скрипача и хора донских казаков. Решено было озвучить созданный WARNER Bros последний немой кинофильм "Дон Жуан".

Публичное представление первого звукового полнометражного кинофильма "Дон Жуан" состоялось 6 августа 1926 года в Нью-Йорке. Однако звуковая поддержка шедевра распространялась на музыкальное содержание и шумовые эффекты, подавляющая часть диалогов исполнителей главных ролей подавалась, как и ранее, в виде титров. По мнению многих историков, первым художественным произведением, убедительно показавшим, что звуковое кино возможно и что более чем тридцатилетний период "великого немого" близится к завершению, был музыкальный фильм "Певец джаза" ("Jazz Singer"). Премьера "переходного" звучащего произведения искусства состоялась в Нью-Йорке 6 октября 1927 года в кинотеатре на Таймс-сквер. Тем не менее и в этой работе речевого диалога было мало. Предложением не спешить делать выводы, обещанием скорого и полного заполнения кинопроизведений разговорным жанром прозвучала историческая фраза, произнесенная главным героем: "...Подождите минуту. Вы еще ничего не слышали!" (Wait a minute, wait a minute. You ain't heard nothing' yet!

B полной мере речевая лексика действующих лиц была представлена в следующем фильме WARNER Bros (1928) - "Поющий дуралей" ("The Singing Fool"), как и в предыдущем мюзикле, с тем же исполнителем джазового певческого репертуара актером Элом Джолсоном (Al Jolson) в главной роли. Следует отметить, что для начального звукового кино музыкальная тема была выбрана неслучайно. 27 января 1917 года в США впервые в мире состоялся выпуск граммофонной пластинки с записью джазовой композиции. В конце 1920-х годов новое для того времени направление в музыке чрезвычайно увлекало американцев. Создателям киношедевров хотелось проявить себя, в том числе используя сложившуюся конъюнктуру.

После выхода на экраны первых звуковых кинофильмов, как всегда при появлении чего-либо нового в социальной жизни, науке и технике, многим было непонятно, зачем вообще они нужны. Непонятно было даже известным и состоявшимся ученым, искусствоведам, актерам; активным противником пришествия звука на экраны был, например, знаменитый американский актер Чарли Чаплин. В отличие от критиков зрители во время просмотра первых звуковых художественных фильмов чувствовали себя более вовлеченными в происходящее на экране, поэтому охотнее посещали кинотеатры и таким образом проголосовали за наступление в искусстве эры звукового кино.

В России звуковой кинозал впервые открылся в октябре 1929 года на Невском проспекте в Ленинграде. Начальными отечественными кинофильмами со звуковой поддержкой были документальные картины. В 1930 году в прокате показывали озвученное выступление наркома просвещения А. В. Луначарского, посвященное значимости и разумной полезности документального и художественного звукового кино; демонстрировался документальный фильм "План великих работ".

Следует заметить, что фильм "Путевка в жизнь" (1931), с которого мы начали экскурс в историю, не только в художественном, но и в техническом плане получил мировое признание. На международном кинофестивале в Венеции (1932) кинокартина отмечена как лучшая по режиссуре и была закуплена для кинопроката 26-ю странами. Решением ЮНЕСКО "Путевка в жизнь" внесена в десятку лучших фильмов всех времен и народов.

25 декабря 1934 года вышел в прокат первый отечественный фильм-мюзикл "Веселые ребята". В Европе он был признан лучшим джазовым кинопроизведением. Популярные песни из фильма бесчисленными тиражами записывались и издавались на граммофонных пластинках, в том числе в европейских странах и США.

Между тем уже в середине 1930-х годов звукотехническая аппаратура записи и слухового сопровождения Vitaphone перестала применяться в кинопроизводстве. Победила оптическая система представления фотоизображений визуальной и звуковой составляющих кинофильма на едином пленочном носителе, обеспечивающем совокупное безынерционное синхронное их взаимодействие при воспроизведении.

К настоящему времени запись и воспроизведение изображений и звука достигли высокого уровня совершенства, а современные Vitaphon'ы - DVD-устройства, в которых и звук и картинка записаны на диске, даже проникли в повседневный быт в системах домашних театров и кинотеатров.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Техника. Страницы истории»