Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВОЙНА НА ДОРОГАХ

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: «New Scientist» (Англия), «Bild der Wissenschaft», «Max Planck Forschung», «Natur + Kosmos», «Psychologie Heute» и «SZ Wissen» (Германия), «Astronomy», «Discover», «Mother Earth News» и «Natural History» (США), «Ça m’interesse», «Le Journal du CNRS» и «La Recherche» (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

Так немецкий журнал «Психология сегодня» характеризует отношения между водителями, сложившиеся на улицах и дорогах Германии.

«Подрезание», загораживание дороги, вызывающие жесты и даже физическое насилие на дорогах, пишет журнал, знакомы всем, кто пользуется автомобилем в Германии. В последние годы полиция регистрирует даже случаи применения холодного оружия и угроз огнестрельным оружием, если кто-то, по мнению другого участника движения, не уважил его право преимущественного проезда или едет слишком медленно. Это не такие уж частые случаи, но и в повседневном движении вполне разумный, спокойный и не склонный к экстремизму человек, садясь за руль, словно меняется. И это не только в Германии. По статистике американской полиции, агрессивность на дорогах за последние десять лет выросла более чем на 50%. По данным опроса, проведённого в Англии, 56% мужчин и 46% женщин признаются в агрессивном поведении за рулём. А 3% флегматичных англичан сообщили, что им хотя бы раз случалось в пылу конфликта выскакивать из машины и хватать за грудки другого водителя.

Немецкие психологи, занимающиеся проблемами уличного движения, говорят, что степень агрессивности на дорогах зависит от многих факторов. Она усиливается в часы пик, особенно в пятницу вечером, когда движение становится плотнее. По данным полиции Вюрцбурга, недружелюбное поведение водителей в часы пик учащается в четыре раза. Ещё один фактор стресса — летняя жара. Шум, загрязнённый воздух и цейтнот также способствуют накоплению раздражения. Чем моложе водитель и чем больше «лошадей» у его машины, тем он раздражительнее. Особенно опасны водители в возрасте от 20 до 24 лет. Более молодые и старшие водители осторожнее и сдержаннее: первые ещё не очень уверены в себе, вторые, напротив, знают цену себе и другим участникам движения, много повидали и потому спокойны.

Опросы показали, что за рулём немцы раздражительнее и более обидчивы, чем, например, японцы или финны. Световые сигналы задней машины фарами на перекрёстке (мол, чего же ты стоишь, когда уже целую секунду зелёный горит?) они нередко воспринимают как оскорбление и повод к агрессии.

Психологи говорят, что свою роль в распространении агрессивности играет и безнаказанность. Тот, кто слишком плотно «висит на хвосте» у предыдущей машины, нарушает скоростной режим, не соблюдает права преимущественного проезда или загораживает дорогу другим, редко бывает наказан. Опрос немецких автолюбителей на тему «Насколько велики шансы, что после нарушения вас накажет полиция?» показал, что 80% водителей считают эти шансы минимальными.

По данным германского автомобильного клуба ADAC и Института медицины транспорта, особенно опасны за рулём водители двух категорий: склонные к «конфронтационному стилю вождения» и возомнившие себя шумахерами. В первой группе резко преобладают мужчины (70%), вторая более гомогенна (56% мужчин, 44% женщин).


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»