Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БАРАБАШКА, ДОМОВЁНОК, ОН ЖЕ — КУЗЯ

Современные подростки, как и сотни лет назад, верят в духа домашнего очага — домового. Однако его образ претерпел некоторые изменения.

Такой вывод сделан на основе исследования, проведённого среди восьмиклассников Нововаршавской гимназии в рамках Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Для выяснения, верят ли подростки в существование некоего духа домашнего очага, как они себе его представляют и как их представления соотносятся с фольклорным образом, был опрошен 31 школьник 14—15 лет.

На вопрос, слышали ли они что-либо о духе дома, 24 человека ответили утвердительно. Однако «знают» они его под разными именами: 48% называют его домовым, 23% — Кузей, 9% — барабашкой. Помимо домового популярны его производные: домовик, домовёнок.

Среди других названий были хозяин, дедушка, Кузьмич, батюшка и даже полтергейст. Большинство опрошенных восьмиклассников (84%) сообщили, что с ними или с их близкими и знакомыми происходили события, связанные с домовым.

Что же это за события? Более половины опрошенных (63%) относят на счёт домового различные звуки и движения в доме, исчезновение вещей. 20% уверяют, что были случаи непосредственного контакта домового с человеком, и 17% отмечают, что дух дома влияет на животных.

Все участники опроса уверены, что домовой имеет небольшой рост, почти половина (45%) представляет его бородатым старичком, 29% думают, что он мохнатый, 13% видят его неопрятным.

Появляется дух домашнего очага, по мнению подростков, большей частью ночью (50% опрошенных), а также вечером (25%) или когда дома никого нет (13%). Но были и те, кто уверен, что барабашка находится в доме круглосуточно.

Оказалось, что школьники знают, как надо вести себя с домовым. Причём 50% сказали, что не раз совершали соответствующие обрядовые действия: кормили его конфетами, оставляли продукты, воду, усаживаясь за стол, ставили тарелку с едой и для домового. Были предложения оставлять карты под кроватью, читать задабривания из книг. Исследователи отмечают, что последнее действо не относится к традиционным и что оно, видимо, связано с появлением на наших прилавках огромного количества книг о различных гаданиях, заговорах и заклинаниях.

Проанализировав результаты проведённого опроса, авторы исследования заключили, что представления ребят о домовом отражают все известные тематические группы рассказов о нём, кроме историй об общении с другими духами. Однако само понятие домового несколько изменилось. Если раньше наименование духа домашнего очага подразумевало распорядителя дома, охранителя семьи и очага, то теперь это — наименование, означающее лишь место обитания мифического существа. Исчезли такие его названия, как дворовый, гуменник. Зато появились новые — барабашка, полтергейст и Кузя, происхождение и популярность которого исследователи связывают с персонажем известного мультфильма о домовёнке Кузе.

Но в целом образ домового, как и раньше, занимает умы молодого поколения. И никакие рациональные знания XXI века не могут помешать мистическим верованиям.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»