№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ЛУХОВИЦКИЕ ОГУРЦЫ

В. ДАДЫКИН, учёный-агроном. Фото автора.

Круглый год на прилавках Москвы и прилегающих к ней областей среди заморского изобилия их к ней областей среди заморского изобилия красуются знаменитые луховицкие огурцы — зимой солёные, весной и летом — свежие.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

И что удивительно, выращивают их не в тепличных комбинатах, а на скромных грядках самых обычных приусадебных участков в одном из отдалённых районов Московской области. Причём почти в фантастических масштабах — с каждого огорода по 30—50 тонн за сезон.

Выручки от продажи урожая молодым хватает на обновы, мебельные гарнитуры и даже машины, а старикам — на внушительную прибавку к пенсии.

Превращение огурцов в мебельные гарнитуры и прочее добро происходит вовсе не по волшебству, а самым банальным образом: заезжие «коммерсанты» регулярно объезжают соседствующие дворы, доверху заполняя «Газели» овощным изобилием, а потом везут за 130—150 км, перепродавая магазинам с двойной наценкой.

Лично я не поленился потратить время на изучение чудо-опыта, чтобы сейчас, в межсезонье, садоводы других регионов могли задуматься о мастерстве знаменитых луховицких огуречников.

СЛАГАЕМЫЕ УРОЖАЯ

Огурцы в Луховицком районе выращивают не менее 15 тысяч местных жителей в десятках сёл и деревень, примыкающих к реке Оке, преимущественно на плодородных почвах.

Масштабы выращивания данной культуры на деревенских участках в 20—30 соток почти промышленные, по крайней мере не уступают фермерским. Посадки огурцов обычно занимают три четверти огорода — не менее 15—20 соток. Причём сажают преимущественно ранние огурцы и первые массовые сборы урожая проводят в середине мая, тогда, когда в других областях лишь приступают к посеву. Потому и «посевная» проходит здесь повсеместно ещё при снеге — 29—30 марта. На первый взгляд — вопреки общепринятым нормам, биологии теплолюбивых растений и даже здравому смыслу.

На самом деле сроки посева и даже мельчайшие действия в технологической цепочке за несколько последних десятилетий проверены и отработаны до автоматизма. К ранневесенним посевам готовятся с осени. Уже к октябрю почва не просто перекопана, прополота, удобрена перегноем и навозом, но и полностью освобождена от растительных остатков: все плети огурцов, вплоть до последнего листочка, либо отправлены в компост, либо сожжены (иначе они могут стать источником болезней). Заранее готовят дуги из толстой проволоки, сотни метров полиэтиленовой плёнки и комплексные минеральные удобрения. Затраты на покупку плёнки, семян, удобрений, оплату работы тракториста немалые — 10—20 тысяч рублей. Никто бы не пошёл на такие расходы, не будь уверенности в гарантированных закупках будущего урожая и в простом, проверенном несколькими поколениями «дедовском способе» выращивания теплолюбивых овощей в парниках под многослойным укрытием.

Сеют огурцы, действительно, в марте, но не сразу на постоянное место, а сначала в большой рассадник, под укрытие как минимум из двух слоёв плёнки, утепляя в холодное время сверху холщовыми мешками. В подобный «детский сад», занимающий до 10—15 м2, высевают до трёх тысяч семян. И не прямо в грунт, а в самодельные торфоперегнойные кубики.

Не позже 16 апреля в солнечную погоду крошечные растеньица высаживают на постоянное место — в огород, на длинные грядки метровой ширины, укрытые, как скатертью, полиэтиленовой плёнкой. Кубики с рассадой помещают в один ряд в отверстия, сделанные в плёнке через каждые 40 см.

Поливают посадки тёплой водой и накрывают невысокие (до 60—80 см) парнички плёнкой, а сверху ставят более высокие дуги (до метра) и снова накрывают плёнкой. Воздушная теплоизолирующая прослойка между двумя слоями плёнок помогает сберечь солнечное тепло и не даёт остыть почве.

В апреле—мае в пасмурную погоду полив практически не требуется, а уж когда потеплеет, поливают обильно водой из прогретых на солнце больших баков, установленных высоко над участком, откуда вода поступает по шлангам, или из сколоченных деревянных ёмкостей, выстланных плёнкой.

В результате огуречные плети растут как на дрожжах и дают первый урожай уже после майских праздников.

ЛИДЕРЫ НА ГРЯДКЕ

Все выращенные в Луховицах огурцы похожи, как близнецы-братья: будто точённые по единому стандарту, небольшого размера (5—7 см), ровненькие, аппетитно-пупырчатые. Огородники не скрывают, что подобные товарные достоинства вкупе с высокой урожайностью — главное, от чего зависит выручка.

Однако луховицкий огурец — вовсе не местный один-единственный сорт, традиционно выращиваемый в здешних краях с давних времён. В 60-е годы прошлого века здесь собирали некогда знаменитые Муромские и Вязниковские сорта огурца, в 70-е — Изящные, в 80-е — Либеллу, в 90-е — Маринду, в начале нового века — Отелло.

Теперь луховицкие грядки заполонили два новых голландских гибрида огурцов — Солинас и Адам. В лидеры их вывела молва и своего рода народная экспертиза. Причём не на вечные времена, а лишь на тот период, пока не будут найдены более выгодные сорта.

Поиск таких сортов и гибридов ведётся каждый сезон, для этого на огородах отводят под новинки пару грядок. Так, в прошедшем сезоне почти во всех местных деревнях забраковали гибрид с многообещающим для здешних мест названием — Луховицкий. Новый претендент на луховицкие плантации не оправдал ожиданий: огурцы завязывались позже обычных сроков, да и те — крючком.

Весьма условно и лидерство двух нынешних ранних голландских гибридов — Солинас и Адам. Лу-ховичане не отказались бы от выращивания и позднелетних, и даже сентябрьских огурцов (в качестве второго и третьего урожая на той же площади), если б не вездесущее грибное заболевание — ложная мучнистая роса, отчего преждевременно засыхают плети большинства старых и новых гибридов, в том числе и голландских. Иначе говоря, требуются устойчивые к болезням и куда более холодостойкие гибриды.

НАУКА ПРИНИМАЕТ ВЫЗОВ

Весной 2006 года на центральной площади Луховиц был открыт единственный пока в России памятник «огурцу-кормильцу» (см. «Наука и жизнь» № 7, 2006 г.), а летом в Луховицах прошла научно-практическая конференция, связанная с проблемами «короля» местных огородов.

Вот и я решил внести свою лепту. Потому после возвращения из Луховиц обратился к двум известным московским учёным-селекционерам — А. В. Борисову и О. Н. Крылову, возглавляющим селекционно-семеноводческую агрофирму «Манул», с предложением выслать местным жителям семена холодостойких, высокоурожайных, устойчивых к болезням гибридов огурца. Эти учёные более 30 лет занимаются их выведением.

Среди последних новинок, не уступающих, а возможно, превосходящих голландские, такие гибриды, как Марьина роща, Хит сезона, Зелёная волна, Стрекоза, Будь здоров, Карапуз и Капитан. Все они успешно прошли государственное испытание. Посылку с семенами перечисленных новинок оба селекционера решили безвозмездно отправить в Луховицы. В успехе «народного испытания» и, в конечном счёте, вытеснении с огуречного рынка «голландцев» учёные не сомневаются. О результате этого эксперимента постараемся сообщить читателям журнала.

Другие статьи из рубрики «Приусадебное хозяйство»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее