Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ЯНВАРЬ 2008 №1

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЯНИ-ТОЛКАЙ

На Строительном форуме, который проходил в Экспоцентре на Красной Пресне, челябинские тракторостроители представили дизель-электрический бульдозер ДЭТ-320. Его двигатель мощностью 350 л. с. (258 кВт) вращает вал электрического генератора. Напряжение поступает на тяговый электродвигатель мощностью 196 кВт — «сердце» автоматической трансмиссии.

Применение электропривода позволяет намного упростить управление трактором. Скорость (от 1 до 15,7 км/ч при движении вперёд и назад) и тяговое усилие меняются плавно, поэтому можно отказаться от коробки передач. Не нужна она и для переключения направления движения. Повороты трактора обеспечиваются с помощью одной рукоятки гидравлического сервопривода.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

На тракторе установлен бульдозерный нож, позволяющий передвигать 9 м3 грунта. Сзади на корпусе смонтирована лебёдка, которая в зависимости от количества намотанного троса развивает усилие от 27 (при полном барабане) до 56 т (при пустом барабане). Там же находится крюк-корчеватель, способный вытягивать корни с полуметровой глубины.

УПРУГИЕ ЗУБНЫЕ ПРОТЕЗЫ

Для изготовления базы съёмных зубных протезов сейчас в основном используется акриловый пластик. К сожалению, это достаточно жёсткий и хрупкий материал, который травмирует дёсны, а бывает, что протез ломается.

Московские инженеры-химики совместно со стоматологами разработали новый материал «Денталур» на основе полиуретана. Протезы из «Денталура» гораздо более упруги и эластичны. Они прекрасно фиксируются на зубах без металлических скобок-кламмеров. Новый материал лучше, чем традиционный, выдерживает знакопеременные нагрузки. Наконец, его применение не требует менять хорошо отработанную технологию изготовления протезов.

РЕВЕРСИВНОЕ СВЕРЛО

Московские изобретатели на 6-й выставке-смотре интеллектуальной собственности Восточного административного округа Москвы показали необычный инструмент — сверло, которое режет независимо от направления вращения.

Это оказалось возможным потому, что рабочие поверхности нового сверла сделали не криволинейными, как у традиционных инструментов, а плоскими. Поэтому при сверлении угол между задней поверхностью сверла и обрабатываемой поверхностью всегда больше нуля, а это и есть непременное условие резания.

ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ХОЛОДИЛЬНИКИ

В московском конструкторском бюро «Норд» разработали и освоили выпуск термоэлектрических модулей на основе полупроводникового материала системы Bi-Te (висмут-теллур), которые с успехом продают не только в России, но и за рубежом. При пропускании через полупроводник тока одна его поверхность нагревается, а другая становится холодной.

Несколько десятков кристаллов устанавливают в плоском корпусе с двумя электрическими выводами. Модули обеспечивают разность температур до 70°С между горячей и холодной сторонами, а рассеиваемая мощность составляет от 1 до 90 Вт.

Область применения модулей очень широка — они нужны везде, где необходимо поддерживать постоянную температуру: в лабораторном медицинском оборудовании, при тестировании микросхем компьютерной памяти, даже в кофеварках.

Для работы в агрессивных средах модули выпускают в герметичных керамических корпусах. Их делают и с металлизированной рабочей поверхностью, чтобы можно было припаять к устройству, которое требует поддержания заданной температуры.

АРМАТУРА ДЛЯ АСФАЛЬТА

Долговечность многих инженерных сооружений зависит от качества грунта, на котором они возведены. Если грунты слабые, то асфальтобетонное покрытие автомобильных магистралей вскоре начинает трескаться, а железнодорожное полотно деформироваться. На городских асфальтовых дорогах, особенно рядом со светофорами и остановками общественного транспорта, образуются колеи из-за высоких сдвиговых нагрузок, которым подвергается полотно при торможении и трогании с места тяжёлого транспорта.

Теперь у строителей появилось эффективное средство сделать дороги прочными и долговечными. Во время Строительного форума в столичном Экспоцентре на Красной Пресне демонстрировались стекловолоконные и полимерные армирующие сетки (на фото справа). Их укладывают между слоями покрытия или «замуровывают» в асфальт. Они не только делают полотно прочным, но и препятствуют его разрушению при резких сменах температур.

Кроме сеток производятся трёхмерные маты в виде хаотического переплетения стекловолоконных или полимерных нитей. Поверхность откосов насыпи покрывают матами и засыпают грунтом. После этого откос получает надёжную защиту от эрозии. Нити служат опорой для корней трав и кустарников, также укрепляющих склоны и препятствующих их размыванию.

СТРЕЛКА В ШПАЛЕ

Специалисты армавирского Научно-производственного объединения «РоСАТ» создали компактный механизм перевода железнодорожных стрелок. Его можно устанавливать не рядом с колеёй, а внутри её, в специальной полой шпале. Механизм, который приводится в действие электродвигателем постоянного или переменного тока, развивает усилие до 6,5 кН и обеспечивает ход шибера от 120 до 220 мм. На перевод стрелки требуется от 3 до 7 с.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»