ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Наука и жизнь // Иллюстрации
Символом лунной программы стал луноход, созданный в НПО им. С. А. Лавочкина.

4 октября, в день пятидесятилетия запуска первого искусственного спутника Земли в НПО им. С. А. Лавочкина состоялось совещание, посвященное разработке национальной стратегии России в освоении космического пространства на период до 2040 года. В нем приняли участие депутаты Государственной думы, сотрудники Российского космического агентства и ряда институтов Российской академии наук. Председательствовал на совещании Борис Грызлов.

В своем выступлении он, в частности, сказал:

«Принята и реализуется Федеральная космическая программа России на 2006—2007 годы. Ее главные задачи — развитие космической связи и телевещания, дистанционное зондирование Земли, фундаментальные космические исследования, пилотируемые космические полеты, развитие космических технологий. Эта программа станет основным этапом в разработке национальной стратегии освоения космического пространства на перспективу до 2040 года.

После двух десятилетий кризиса нам удалось вернуть космос в сферу особого внимания государства. Сегодня можно сказать, что Россия сохраняет в мировой космической отрасли сильные, порой ключевые позиции. Россия является лидером на рынке услуг по запуску космических систем. Идет активная работа по развитию космодромов, создаются новые носители.

Главной задачей для экономики является развитие высоких технологий, их вывод на мировой рынок. Космос — одна из немногих отраслей, где мы можем решать более амбициозную задачу: продавать не технологии, но высокотехнологичные услуги — это исследования земной поверхности, навигация, связь, гидрометеорология и многое другое.

У всех — чиновников, конструкторов, ученых — должно быть четкое понимание: успех определяется тем, как вашими достижениями могут воспользоваться люди.

Вот лишь один пример: в 2005 году началось использование космического мониторинга для предотвращения незаконной вырубки, воровства в лесной отрасли. Расходы полностью себя окупили. Был выявлен и предъявлен к взысканию ущерб, в 13 раз превышавший расходы.

Нельзя не упомянуть о программе ГЛОНАСС. Многие потребители, в том числе Китай, Индия, заинтересованы именно в нашей системе. Полномасштабное развертывание ГЛОНАСС и информационно-коммуникационной инфраструктуры — одна из самых актуальных задач. Если мы хотим быть конкурентоспособными и далее, нам нужны перспективные научные исследования сейчас.

Развитие космонавтики должно опираться на передовые достижения науки и техники. Масса первого лунохода составляла 836 килограммов. Созданный на основе нанотехнологий аппарат будет весить на два порядка меньше — не более 4 килограммов. Такое снижение массы космических аппаратов придаст им новое качество — это именно то, что может открыть колоссальные возможности в межпланетных исследованиях.

Говоря о долгосрочной космической программе, следует затронуть вопрос кадров. Завтра ведущими конструкторами станут те, кто сегодня еще учится. Их нужно готовить. Сегодня мы уже испытываем дефицит кадров. Создаются новые рабочие места, и на эти места нужны новые квалифицированные рабочие.

И еще — необходима пропаганда науки, популяризация научно-технических знаний. Нужно воспитывать молодое поколение, давать ему образование, поднимать престиж научных и инженерных знаний, престиж людей, которые занимаются наукой и техникой в России.

Вот пример пропаганды российских космических достижений: депутат Владимир Груздев станет первым российским космическим туристом. Он уже прошел необходимые обследования и включен в группу, которая готовится к полету на МКС в 2008 или 2009 году.

Важная роль в популяризации знаний принадлежит научно-популярным журналам, таким, как «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Химия и жизнь» и некоторым другим, объединившимся сейчас в содружество «Грани познания». Они могут и должны пропагандировать научные и инженерные достижения. Это журналы, популярные в различных слоях читателей. Если мы хотим сохранить собственную российскую науку, мы должны сохранить российские научно-популярные журналы.

... Я считаю, что сейчас необходим именно такой подход», — сказал в заключение Борис Грызлов.

Справка. Содружество научно-популярных журналов России «Грани познания» образовано в октябре 2006 года. В него вошли журналы: «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Путешествие по свету», «Химия и жизнь XXI век», «Экология и жизнь», «Юный техник». В ближайшее время к содружеству планируют присоединиться сибирский научно-популярный журнал «Наука из первых рук» и петербургский «Машины и механизмы».

Сайт содружества www.snpg.ru, телефон для контактов: (495)202-08-56, почта pr@snpg.ru.

Другие статьи из рубрики «Хроника»

В сборочном цехе НПО им. С. А. Лавочкина генеральный конструктор Г. М. Полищук (слева) рассказывает председателю Государственной думы Б. В. Грызлову о программе производства исследовательских космических аппаратов. На заднем плане (справа) — будущий космонавт В. С. Груздев.