ЗАНИМАТЕЛЬНО О РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ю. МОРОЗОВ.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Виталий Валентинович Бианки (1894—1959).

Нескольким поколениям российских и зарубежных читателей с раннего детства полюбились сказки и рассказы Виталия Валентиновича Бианки (1894—1959) — писателя-натуралиста, охотника-следопыта, исследователя-краеведа.

Дошкольники впервые знакомятся с творчеством Бианки, читая с родителями сказки “Чей нос лучше?”, “Чьи это ноги?”, “Кто чем поет?”, “Лесные домишки”, “Первая охота”, “Хвосты”, “Где раки зимуют”, “Как муравьишка домой спешил”, — им написано тридцать сказок, посвященных природе и многим ее обитателям; младшие школьники читают сами “Лесные были и небылицы”, “Синичкин календарь” и другие рассказы Бианки; подросткам и старшеклассникам адресованы “Лесная газета”, “Клуб колумбов”, “Рассказы о родной природе”, а взрослым читателям — “Удивительные тайны”, “Охотнику о зверях” (в соавторстве), “На краю земли. Путевые заметки”, “Птицы мира”.

В предисловии к одному из последних сборников своих очерков Бианки замечает: “Никогда я не писал для какого-то определенного возраста. Уже на готовых книжках педагоги помечали: “Для старшего дошкольного”, “Для младшего и среднего школьного”. Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка”.

За тридцать пять лет работы Виталий Бианки написал более трехсот рассказов, повестей, очерков, сказок, статей. Большая их часть переведена на сорок восемь языков народов России и ближнего зарубежья, а также на восемнадцать языков других стран. Своеобразным литературным памятником стала, по мнению критиков, книга “Лесная газета”, издававшаяся пятнадцать раз.

Много рассказов Бианки опубликовано в детских журналах “Дружные ребята”, “Искорка”, “Костер”, “Новый Робинзон”, “Чиж”, “Юный натуралист”. Серия очерков с рисунками его дочери печаталась в “Науке и жизни” (см. №№ 4, 5, 8, 1967 г.).

Выпускались и собрания сочинений писателя в трех и четырех томах, но, к сожалению, посмертно. Общий же тираж его произведений только в СССР и России превысил 40 млн экземпляров.

По сказкам и рассказам Бианки выпущены десятки диапозитивных и анимационных фильмов.

Книги Бианки оформляли в разное время тридцать (!) художников-иллюстраторов. Некоторые из них — Ю. Васнецов, А. Конашевич, М. Кукс, В. Курдов, А. Рылов, Е. Чарушин, А. Якобсон — стали его друзьями.

Творчество В. Бианки высоко ценили дружившие с ним писатели — А. Бармин, Б. Житков, И. Соколов-Микитов. Теплые и интересные воспоминания о писателе оставили его коллеги и ученики, ставшие известными литераторами, — Г. Гроденский, Н. Павлова, С. Сахарнов, Н. Сладков, С. Снегирев, Э. Шим.

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в семье ученого-биолога. Семья — родители и три сына — жили в квартирном флигеле здания Академии наук, рядом с Зоологическим музеем, в котором работал отец будущего писателя, Валентин Львович. Первые знакомства Виталия с миром животных, естественно, проходили в залах этого музея. В квартире Бианки постоянно проживали птицы, рыбы, змеи, черепахи, ящерицы. На летние каникулы все “семейство” — люди и животные — переезжало в местечко Лебяжье на берегу Финского залива Балтийского моря. Мальчику надолго запомнились лес и море, охота и прогулки с отцом, рыбалка, футбол и конечно же местные ребята и сверстники, приезжавшие с семьями из Петербурга. Все вместе они подкармливали и выхаживали брошенных бельчат, ежат, зайчат, птенцов, дружили с косулями, приручили и взяли “на воспитание” лосенка.

Бианки рос в дружной, трудолюбивой и образованной семье. В доме деда, как вспоминает его дочь, Елена Валентиновна, “бывало много людей, и интереснейших. Путешественники, ученые, имена которых широко известны. В доме... нашел понимание и поддержку Иван Дементьевич Черский, бывали соратник Пржевальского Петр Кузьмич Козлов, создатель этнографического музея Д. А. Клеменц, энтомолог А. П. Семенов-Тянь-Шанский, близкий друг Валентина Львовича географ и зоолог Лев Семенович Берг. С Иваном Петровичем Павловым были знакомы семьями”.

В детстве Виталий был очень любознателен, отличался романтическим восприятием окружающего мира, но безразличием к тому, что его не интересовало, в том числе и к некоторым школьным предметам, хотя учился он в школе неплохо.

Всерьез интересовало Виталия лишь то, что происходило в живой природе. К счастью, его незаменимым “путеводителем” в годы детства и отрочества, как в жизни, так и в окружающей природе, стал отец. Он настойчиво советовал сыну вести дневник наблюдений, в котором отмечать все, что он видит обычного и необычного в лесу, в поле, на лугу. Такой дневник с небольшими перерывами Виталий Валентинович и вел всю свою жизнь.

По окончании гимназии Бианки поступает на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, однако завершить учебу ему не удается. В 1916 году Виталия призывают в армию и отправляют во Владимирское пехотное училище, а после прохождения военного курса и получения чина прапорщика направляют в Царскосельскую артиллерийскую бригаду, которую вскоре переводят на Волгу.

Через год Бианки оставляет военную службу в уже несуществующей царской армии. Не желая возвращаться в голодный и неспокойный Петербург, молодая семья (Бианки к этому времени был женат, и у него появился первенец) решает переехать на Алтай. Поселилась семья в городе Бийске, но жить в этом городе нелегально под властью Колчака было небезопасно. Пришлось изменить фамилию Бианки с итальянским “следом” своей родословной на простую русскую - Белянин и в поисках работы публиковать орнитологические заметки о птицах края в местной газете. В 1919 году Виталия мобилизуют в колчаковскую армию “нижним чином” (“Белянин” скрыл прежнее офицерство). Вот что пишет о последующих событиях в биографии сам Бианки-Белянин: “Назначенный писарем в парк полевого артиллерийского дивизиона в гор. Барнаул... способствовал бегству солдат, уничтожая их послужные списки и снабжая нужными документами. Летом 1919 года дивизион был отправлен на южноуральский фронт; не желая участвовать в боях против Красной Армии, я собрал небольшую группу солдат и бежал с ней через Тургайскую степь в г. Петропавловск, а затем — на Алтай, к партизанам”.

После установления Советской власти на Алтае Бианки начал работать в Бийске в отделе народного образования “по музейному делу”. Немного позднее стал совмещать работу в музее с преподаванием естествознания в школе.

Для пополнения коллекций создаваемого краеведческого музея Виталий Валентинович организует экскурсии и походы в ближние и дальние окрестности Бийска, одно- и многодневные — пешие, на лошадях, лодочные. Совершает увлекательное путешествие в Горный Алтай с посещением знаменитого Телецкого озера и сплавляется на плотах с большим риском по реке Бие.

Осенью 1922 года семья Бианки возвращается в Петроград. И вновь новые испытания: за неимением квартиры пришлось поселиться в пригороде, не было постоянной работы, о продолжении учебы в университете можно было только мечтать.

В эти годы Бианки пишет свои первые книги, печатает небольшие заметки в журналах. “Дебют” оказался успешным, он поступает в Институт истории искусств и вместе с семьей перебирается в Ленинград. За двадцать последующих лет Виталий Валентинович создает целую библиотеку художественных природоведческих книг.

Особое место в творчестве В. Бианки заняла его книга “Лесная газета”, впервые увидевшая свет в 1928 году. Предтечей ее, бесспорно, были регулярно публиковавшиеся в петербургских газетах “Бюллетени природы” Дмитрия Никифоровича Кайгородова, профессора Лесного института и популяризатора фенологии (см. “Наука и жизнь” № 4, 2004 г.). В отличие от научных дневников Кайгородова, книга Бианки в художественной форме рассказывает о непрерывной круглогодичности явлений живой природы.

В каждое новое издание этой книги автор вносил необходимые изменения и дополнения. Последнее издание “Лесной газеты”, приуроченное к юбилею писателя, вышло недавно; оно бережно отредактировано и хорошо оформлено (М.: Мир “Искателя”, 2005).

Виталию Бианки довелось много ездить и путешествовать по родной стране: он побывал на Кавказе, Кубани, Алтае, Волге, Урале, Новгородчине, в Сибири и Казахстане. Впечатления от поездок, записанные в дневнике, существенно помогали писателю в работе. Бианки щедро делится своим огромным опытом участия в походах и экспедициях. Так, в книге “Клуб колумбов” помещено его “Письмо к путешественникам по родным краям” со многими практическими советами по краеведению, организации походов, наблюдениям и поведению на природе.

В годы Великой Отечественной войны семья Бианки была эвакуирована в Предуралье. Жили в маленьком городке — Оса, что в Пермской области. На фронт Виталий Валентинович не был призван по возрасту и состоянию здоровья. Находясь в тылу, он помогает местному краеведческому музею, часто встречается в детдомах с эвакуированными детьми, читает им свои рассказы, работает над книгой о природе для работников дошкольных учреждений.

Осенью победного 1945 года Бианки возвращается в Ленинград. Он охотно встречается со школьниками, учителями, краеведами. Читает свои новинки, беседует о тайнах леса, о важности создания пришкольных заповедников; отвечает на сотни писем читателей, помогает войти в большую литературу начинающим писателям.

Уже тяжело больной, Виталий Валентинович начинает писать две ранее задуманные книги — художественно-поэтический определитель птиц и раздумья о литературном труде. Одновременно готовит радиосериалы “Лесная радиогазета”, “Лесные были и небылицы”...

До сих пор произведения В. Бианки любимы многими, они научно достоверны, занимательно-интересны и “всем возрастам покорны”. Обладая литературным мастерством и прекрасно зная природу, писатель создает некий синтез искусства и науки. Бианки и поэт в душе, и редкой наблюдательности натуралист, это в полной мере чувствуется даже в его сказках и небольших рассказах.

С одной стороны, все книги Виталия Валентиновича — своеобразная природоведческая энциклопедия, с другой — превосходное чтение, помогающее становлению характера читателя, пробуждению любви к природе, к ее поэзии, осознанию места в ней человека, ответственности его за всех “братьев наших меньших”.

Из большого литературного наследия замечательного писателя-натуралиста предлагаем читателям три коротких рассказа.

Другие статьи из рубрики «Классики популяризации»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее