СЕМЕНА ПОД МИКРОСКОПОМ

По материалам журналов “Seed” и “Discover” (США).

Наука и жизнь // Иллюстрации

На снимках, выполненных с помощью растрового электронного микроскопа в лаборатории Министерства сельского хозяйства США, семена трех растений. Цвета снимков — искусственные, добавленные компьютером при обработке (электронный микроскоп цвет не передает).

Крючковатые семена американского вида репейника (длина семени 5—6 мм) помогают ему распространяться, цепляясь за шкуру животных или одежду человека. Кстати, они послужили образцом для изобретения “липучки” — ленточной застежки, одна сторона которой несет крючочки, а другая — соединяющиеся с ними петельки.

Семя нигеллы (фото внизу слева, длина 2,6 мм), она же чернушка, покрыто ребрами, увеличивающими прочность оболочки. Известно около 20 видов нигеллы, их выращивают как декоративные (один из них носит живописное название “девица в зелени”), семена чернушки посевной используются как пряность. Из семян некоторых видов чернушки жмут масло, употребляемое при изготовлении красок и лаков.

Форма мелких (около миллиметра) семян канадского дикого лука (фото внизу справа) рассчитана на их распространение ветром. Кстати, на языке одного из племен североамериканских индейцев это растение, родственное нашей черемше, называется cheekawgo, откуда произошло название города Чикаго — в этой местности росло много дикого лука. Каждую весну в ботаническом саду Чикаго отмечают день, когда из земли появляются ростки дикого лука, давшего название городу.

Другие статьи из рубрики «Фотоблокнот»