Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВСЕГДА НАРЯДНАЯ ПОЛЯНКА

По материалам журнала “Mein schoner Garten” (Германия).

Размещение растений на полянке.
Так делят корневищные розетки живучки, ландыша и других ползучих растений.
Деление разросшихся кустов астильбы, дицентры, дороникума, хосты.
Взрослый куст лилейника можно разделить на отдельные розетки.
Весна.
Лето.
Осень.

Как только сойдет снег и пригреет солнце, на лесных опушках и лугах появляются полевые цветы, которые незаметно сменяются пышным летним разнотравьем. А что если устроить такую полянку в своем саду? На ней можно не только хорошо отдохнуть, но и вырастить целебные растения для стола и домашней аптечки. Кроме того, душистые травы привлекают на участок пчел и других полезных насекомых —опылителей.

Для полянки подойдет любой участок сада, расположенный и около самого дома, и вдали от построек. Главное условие — хорошо удобренная влажная почва. Перед посадкой на глубину 20—30 см вносят торф, компост или перепревшую листву, а если почвы кислые — известь и песок. Участок должен быть слегка затененным и ровным, чтобы весной на нем не скапливалась талая вода. Растения на подготовленное для импровизированной полянки место высаживают ранней весной или осенью, они неприхотливы и образуют пышно цветущий, благоухающий ковер. Вначале участок пропалывают. Однако со временем на такой полянке образуется плотная дерновина, кусты разрастаются и прополка не требуется. Летом в жаркую, сухую погоду растения поливают, делать это лучше ближе к вечеру, что придаст полянке свежий вид. Пройдет 2—3 года и ближе к осени загущенные посадки многолетников прореживают, тогда каждое растение получает достаточно пространства и света для роста и хорошего цветения на будущий год. Корневищные розетки живучки ползучей, тиарки, барвинка, пупочника, ландыша, ветреницы и других растений разделяют лопатой и отсаживают. Разросшиеся кусты астильбы, примул, дицентры, дороникума, лилейника, аконита подрезают, обильно поливают и разделяют на несколько частей. Земляные комья с растениями тут же пересаживают на новое место, оставляя на полянке одну часть старого куста. Можно разделить взрослый куст на отдельные кустики с корнями и одной-двумя розетками листьев. Для этого без предварительного полива его выкапывают, делят, быстро пересаживают в подготовленную плодородную почву и обильно поливают. Некоторые растения, например фиалка, герань, дороникум, чистец, легко размножаются семенами. Свежие семена высевают в хорошо подготовленную почву осенью или ранней весной. При появлении всходов молодые растения пересаживают на постоянное место с таким расчетом, чтобы, подрастая, они не мешали соседним цветам и не возникало излишнего загущения посадок.

Поздней осенью с полянки убирают обломки веток и часть листвы, из которых готовят компост. Другую часть опавших листьев оставляют на земле, это помогает растениям сохранить влагу и лучше перезимовать.

Советуем размещать на полянке в саду растения, которые, сменяя друг друга, непрерывно цветут с апреля по октябрь и создают гармоничное сочетание холодного белого, голубого, синего цветов с теплым желтым, оранжевым, малиновым или пурпурным. Уже ранней весной из-под опавшей листвы появляются примулы, фиалки, а чуть позже — барвинок, живучка ползучая и другие декоративные растения. Разместить растения можно в следующем порядке:

А — десять кустиков вечнозеленого барвинка малого (Vinca minor) с голубовато-синими цветками. Для лучшего кущения старые и молодые побеги прищипывают. Цветет в мае-июне.

Б — десять растений тиарки сердцелистной (Tiarella cordifolia). Стелющиеся ее побеги, укореняясь, образуют розетки сердцевидных с бронзовым отливом листьев. Цветет в мае-июне светло-кремовыми метельчатыми соцветиями.

В — пять растений живучки ползучей (Ajuga reptans) с красивыми темно-фиолетовыми, небесно-голубыми или розовыми соцветиями, создающими настоящий яркий ковер. Цветет в мае-июне.

Г — четыре растения пупочника весеннего (Omphalodes verna), его голубые цветки напоминают незабудки. Цветет обильно с начала мая.

Д — три растения примулы высокой (Primula elatior) или других раннецветущих примул с высокими, раскидистыми соцветиями. О целебных свойствах примул знали еще в древности. В настоящее время в качестве сырья для настоя чаще всего применяют корни и корневища: 10 г (1 ст. ложка) на 200 мл воды. Принимают по 1—2 ст. ложки 3—4 раза в день до еды при хронических заболеваниях бронхов и легких. Листья примулы можно использовать для приготовления салатов и овощных приправ, они содержат много витамина С, эфирных масел и других полезных веществ.

Е — пять растений фиалки душистой (Viola odorata) с ползучими, легко укореняющимися стеблями и душистыми лиловыми цветками. Появляются они в апреле-мае, иногда повторно осенью.

Душистая фиалка используется как отхаркивающее и мягчительное средство при кашле, коклюше, катарах верхних дыхательных путей. Из ее травы готовят настой: 10 г сырья на 200 мл кипятка. Применяют его по 1 ст. ложке 3— 4 раза в день.

Ж — пять растений ландыша майского (Convallaria majalis). Цветет в мае. Все части растения ядовиты, поэтому следует соблюдать осторожность при его выращивании и размножении.

3 — два растения дороникума восточного (Doronicum orientale), который можно заменить дороникумом подорожниковым с крупными золотисто-желтыми корзинками, напоминающими соцветия девясила или арники. Цветет с конца мая.

И — два растения дицентры великолепной (Dicentra spectabilis), которую часто называют “разбитое сердце”, ее светло-малиновые цветки на длинных поникающих соцветиях распускаются в мае-июле.

К — три растения герани плосколепестной (Geranium platypetalum), которую можно заменить другими видами герани.

Л — по два растения ас-тильбы (Astible sp.) разных видов с роскошными пурпурными, красными и розово-фиолетовыми соцветиями. Цветет в июне — августе.

М — два растения лилейника (Hemerocallis sp.) с лимонно-желтыми ароматными цветками, которые не только красивы, но и съедобны (см. “Наука и жизнь” № 7, 2000 г.). Цветет в июне-июле, а некоторые виды и в августе.

Н — по два растения ветреницы (анемоны) японской (Anemone japonica) или других видов ветреницы с белыми или нежно-розовыми цветками. Цветет с августа до заморозков.

О — одно растение хосты курчавой (Hosta fortunei) с розетками широких сердцевидных листьев и собранными в высокие соцветия колокольчатыми душистыми цветками. Цветет со второй половины июля.

П — пять растений чистеца (стахиса) крупноцветного (Stachys grandiflora) с красновато-малиновыми душистыми соцветиями. Цветет в июне — сентябре. Особую декоративность придают растениям густо опушенные с серебристым оттенком листья и стебли.

Р — пять растений астильбы китайской (Astible chinensis pumila) с сиреневыми или розовыми эффектными соцветиями. Цветет в июне — августе.

С — три растения аконита (Aconitum sp.) с крупными лиловыми цветками разных оттенков. Цветет с июля и до конца сентября. При посадке будьте внимательны: все растение ядовито.