Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

“МИШКУ” ЛЮБЯТ И ЖДУТ

Материал подготовила А. МАГОМАЕВА.

Идея создания “народного автомобиля” далеко не новая. Попыток претворить ее в жизнь было множество, но в силу тех или иных причин они не оправдали ожиданий. Нерешенным оставался первостепенный в таком крупном деле финансовый вопрос. И лишь совсем недавно стало ясно, что уже через год на дороги России выйдет микроавтомобиль “Мишка”, разработанный “Автосельхозмаш-холдингом” (“АСМ-холдингом”) в сотрудничестве со специалистами Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Он вполне может претендовать на международный “бренд”, то есть на узнаваемую торговую марку.

Положительное решение вопроса во многом зависело от партнерских отношений, которые завязались между “АСМ-холдингом” и Автобанком. Выбор финансового партнера, можно сказать, был предопределен. 13 лет назад Автобанк создавался как отраслевой банк развития автомобильной промышленности. И хотя он превзошел свой первоначальный статус, огромный опыт работы в автомобилестроении остался. Поэтому именно в Автобанке собрались руководители предприятий и организаций, имеющих отношение к осуществлению проекта, на совещание. На рабочей конференции присутствовали депутаты Государственной думы, представители Министерства промышленности, науки и технологий РФ, руководители и эксперты “АСМ-холдинга”, НАМИ, руководство Автобанка и его ближайшего партнера — страховой компании Ингосстрах. На встречу были приглашены руководители российских областей, где расположены предприятия, желающие принять участие в проекте, а также партнеры из Украины и Республики Беларусь, предприятия которых намерены участвовать в производственной кооперации по выпуску нового автомобиля.

По словам председателя Автобанка Наталии Раевской, банк давно и плодотворно сотрудничает с предприятиями автопрома. Можно отметить, например, содействие Автобанка развитию серийного производства “Газелей” на Горьковском автозаводе, поддержку предприятий подшипниковой промышленности и ряда других отраслей, связанных с производством комплектующих для автотракторной техники. Что особенно важно, у банка большой опыт кредитования дилеров АвтоВАЗа и ГАЗа, помощи им в налаживании сбыта автомобилей отечественных марок. Многие программы осуществляются совместно с Ингосстрахом, такое объединение позволяет реализовывать комплексные проекты по поддержке российского автопрома и его сбытовой сети. За более чем десятилетие своего существования банк накопил и немалый опыт сотрудничества с партнерами из стран СНГ, в частности с белорусскими и украинскими автозаводами. Поэтому у программы по выпуску нового микролитражного автомобиля уже на первом этапе ее реализации нашлись не только солидные финансовые консультанты, но и, по существу, стратегический партнер в лице тандема крупного универсального банка и страховой компании. Именно это обстоятельство наполнило жизнью новую инициативу “народного автомобиля”.

Что же позволяет надеяться, что подобная участь не постигнет и проект с симпатичным названием “Мишка”, который вполне может претендовать на международный “брэнд”, то есть узнаваемую торговую марку?

Как отметил генеральный директор “АСМ-холдинга” Николай Волосов, опытный образец микроавтомобиля “Мишка” дебютировал на Российском международном автосалоне в 1999 году и вызвал большой интерес у посетителей. Объясняется это тем, что автомобили данного класса представлены в России только микролитражкой ВАЗ-1111 “Ока”, производство которых составляет около 50 тыс. штук в год, то есть менее 5 процентов всех выпускаемых в стране легковых автомобилей. Между тем в государствах Западной Европы и Японии подобные легковушки занимают до 15 процентов общего производства. На сегодняшний день “Ока” в нашей стране — единственный автомобиль, спрос на который превышает предложение. Тем не менее в силу сложившихся обстоятельств существенно увеличить выпуск “Оки” в ближайшее время не представляется возможным. Есть все основания полагать, что круг потенциальных покупателей микроавтомобиля “Мишка” весьма широк. К 2005 году, когда производство автомобиля может быть развернуто в полном объеме, спрос прогнозируется на уровне 150—160 тыс. штук. Объемы можно увеличить еще на 40—50 тыс. с учетом перспективы экспорта в страны ближнего зарубежья.

Необходимо сказать, что по своим техническим параметрам, в том числе и по мощности, “Мишка” превосходит “Оку”. В основу конструкции новой четырехместной микролитражки положена сборно-модульная схема: каркас из низколегированной стали, на который навешиваются полимерные панели кузова. Отсюда небольшая собственная масса, увеличенный до 10 лет срок службы кузова и возможность создания модификаций с разными типами кузовов. Базовая модель семейства — переднеприводной четырехместный автомобиль с кузовом “универсал” (оснащенный бензиновым или дизельным двигателем мощностью 30—50 л.с.) легко превращается в пикап или кабриолет (ландо). Благодаря обилию модификаций он может быть использован и как коммерческий автомобиль для доставки мелких грузов в торговле, в коммунальных и бытовых службах.

Благодаря конструктивным особенностям пластмассового каркасно-панельного кузова автомобиля, сборка которого не требует сложного и дорогостоящего оборудования, запуск серийного производства “народного автомобиля” возможен при минимальных инвестициях. Многие заводы в России уже сейчас готовы достаточно крупными партиями выпускать как детали кузова, так и другие комплектующие. А сборка объемом до 10 тыс. штук в год может быть без особых затрат рассредоточена на нескольких предприятиях, что позволит в короткий срок выйти на экономически оправданные показатели валового выпуска. Здесь важно учитывать и возможности производственной кооперации с украинскими и белорусскими заводами. Например, запорожское СП “Авто-ЗАЗ-ДЭУ” уже сейчас готово предложить неплохой двигатель для базовой модели.

Для снижения себестоимости микроавтомобиля проектом предусматривается максимально возможное использование серийных комплектующих, уже выпускаемых промышленностью. Одно из главных условий в рациональной организации производства — это небольшое удаление сборочных заводов от специализированных заводов пластмасс (не более 200—300 км). Технологическая цепочка выглядит следующим образом. Пластмассовые панели, окрашенные “в массе”, подаются на сборочное предприятие, которое изготавливает металлический каркас и навешивает на него “тонированные” наружные панели и внутреннюю обшивку. Затем устанавливаются силовой агрегат и прочие узлы и агрегаты шасси, также получаемые со специализированных заводов.

Организованное таким образом сборочное предприятие может ежегодно выпускать от 10 тыс. автомобилей. Возможны варианты организации сборочных производств с годовым выпуском 30—40 тыс. микроавтомобилей. Сроки окупаемости в зависимости от варианта — в пределах от 1,5 до 2,5 лет.

Существенное преимущество новой модели в том, что в ней заложена возможность в качестве топлива использовать как бензин, так и газ. А еще разработана конструкция электрического “Мишки”. В каждое колесо электромобиля встроен вентильный электродвигатель мощностью 2,5 кВт на постоянных магнитах. Источник питания — аккумуляторная батарея. Одной зарядки хватает приблизительно на 100 км. Максимальная скорость микроэлектромобиля 70 км/ч. Конструкторская мысль работает непрерывно. На “Автосалоне — 2001” будет представлен электромобиль “Мишка” с комбинированной электроустановкой. Модель работает как от аккумуляторной батареи, так и от двигателя внутреннего сгорания. Электрические “Мишки”, бесспорно, очень экологичны, но для широких масс они — скорее, лирика, так как в 4 раза дороже обычных “Мишек”.

Сколько все-таки будет стоить “народный автомобиль”? Инициаторы проекта считают, что 2000 у. е. — цена, которая позволит создать современную модель автомобиля и одновременно сделать ее доступной для массового российского потребителя. Остается совсем немного подождать.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Автосалон»

Детальное описание иллюстрации

Салон электромобиля “Мишка”: чтобы переключить скорость, достаточно нажать на кнопку. Разработка микроэлектромобиля осуществляется в соответствии с постановлением правительства Москвы от 28.12.99 г. № 1025. Заказчик — Фонд экологизации транспорта “Мосэкотранс”.