Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВОЗМОЖНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА

Ставший популярным среди представителей музейного сообщества конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире" проводится Благотворительным фондом В. Потанина. Ведет эту программу заместитель генерального директора фонда Наталья Юрьевна Самойленко. Она прекрасно осведомлена о том, как живут современные российские музеи. Мы попросили Наталью Юрьевну рассказать об этом читателям журнала.

В деятельности Благотворительного фонда В. Потанина (фонд основан в 1999 году) с самого начала определились два главных направления - образование и культура. Опыт последних лет показал, что города и поселки, ориентирующиеся на развитие культуры, не забывающие о своем прошлом, более благополучны, чем те поселения, где жители и администрация к этому равнодушны.

Конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире" был объявлен в 2003 году. К этому времени сотрудники фонда уже имели представление о том, с какими трудностями сталкиваются работники культуры. У нас есть удачный опыт работы с Государственным Эрмитажем, мы ежегодно проводим конкурсные программы для студентов и преподавателей многих городов России.

Известно, что работники культуры должны прилагать огромные усилия, чтобы сохранить профессионализм в условиях, когда государство не предоставляет необходимых средств, и значимость музея во многом зависит лишь от изобретательности его сотрудников.

К счастью, среди работников музеев, особенно в регионах, есть влюбленные в свое дело профессионалы, ищущие возможности выживания и, самое главное, творчества в новых непростых условиях. Конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире" призван поддержать таких людей. Ежегодно жюри конкурса рассматривает 400-500 проектов, авторы которых живут и в крупных городах, и в небольших поселках. Конкурс проходит в два этапа. Сначала отбираются любопытные идеи. Авторов проектов, вызвавших интерес у жюри, приглашают на семинар, где они рассказывают о своих задумках, а опытные проектировщики помогают участникам конкурса довести заявку до бизнес-плана. После доработки заявка вновь возвращается на суд жюри. Победители определяются открытым голосованием членов жюри.

В текущем году участниками конкурса стали 405 музеев, из них 20 удостоено грантов. При отборе победителей учитывается не только оригинальность проекта, но и реалистичность, возможность воплотить его в жизнь.

Иногда победа приходит не сразу. Авторы нескольких проектов - победителей 2007 года уже были участниками и даже финалистами нашего конкурса, а выиграли грант только сейчас. Так случилось с Гдовским музеем, музеем-заповедником "Танаис" и некоторыми другими. Это говорит о том, что общение друг с другом (а в нашем конкурсе участвуют музеи и большие, и маленькие), знания, полученные на нашем семинаре, помогли авторам проектов подняться на более высокую ступень. Ну а кроме того, очень важна целеустремленность.

Победители конкурса получают грант не за осуществленный, а под запланированный проект. Теперь, спустя четыре года после объявления конкурса, многие музеи-грантополучатели заметно преобразились, а некоторые стали популярными не только в своем городе, но и за его пределами. Например, Волгоградский музей изобразительных искусств, осуществивший проект "Уроки Леонардо", на занятиях с детьми превращается в средневековую лабораторию. На уроке детям наглядно демонстрируют разделы механики, оптики, свойства материалов, их взаимодействие. Интерактивные методики позволяют детям проводить некоторые опыты самим. Сотрудники музея по приглашению своих коллег выезжают в другие города, где успешно проводят "Уроки Леонардо".

В конкурсе обозначились музеи-лидеры, проекты которых побеждали не один раз. Это Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова (с. Мелихово Московской обл.), Национальный музей Удмуртской Республики им. Кузебая Герда (г. Ижевск, Удмуртская Республика).

Особо хотелось бы рассказать о работе Егорьевского историко-художественного музея. Его проект "Феерия света" можно назвать революционным в экспонировании изделий из стекла. Следует заметить, что создать новаторскую экспозицию очень трудно. У современного зрителя слишком много соблазнов, а музейные раритеты порой более эффектно смотрятся на экране монитора, нежели в витрине музея. Для осуществления этого проекта, наряду с финансированием Благотворительного фонда, были задейство ваны и другие источники - помощь местной администрации и средства музея.

Творческий потенциал сотрудников Егорьевского историко-художественного музея столь высок, что в 2007 году в числе победителей оказался еще один их проект - "Британский след". В прошлом году директор Егорьевского музея Наталия Николаевна Артемова в числе некоторых победителей конкурса была командирована на стажировку в Великобританию. Вероятно, эта поездка подсказала тему нового проекта.

Благотворительные программы не решат всех проблем музеев, но поддержать дух творчества фонды, безусловно, могут.

См. в номере на ту же тему

Н. АРТЕМОВА - Егорьевский историко-художественный музей.

А. КОЧУРКИН - Феерия света.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Музей»