Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

О ЧЕМ ПИСАЛА "НАУКА И ЖИЗНЬ" 50 И 100 ЛЕТ НАЗАД

100 лет назад

Гигиеническое и пищевое значение русского кваса

Норвежское правительство командировало в Россию двух провизоров для изучения способа приготовления кваса с целью распространить этот полезный напиток в норвежском населении.

Перед нами лежит целое исследование, написанное ученым специалистом и имеющее целью популяризовать наш русский квас на благо народам Европы. Труд этот предпринят немецким профессором Р. Кобертом и носит название "Ueber den Kvass - Zur Einfuhrung desselben in West-Europa" (О квасе - к введению оного в Западную Европу). Почтенный профессор глубоко убежден в серьезной пользе, которую может извлечь Западная Европа из русского кваса.

"Как часто, - говорит профессор, - слышится из уст врача жалоба, что он не знает, какой напиток назначить больному, для которого вино и пиво вредны. Как часто слышатся от сельских хозяев жалобы, что они не знают, чем поить рабочих во время летних работ в поле: водой люди недовольны, притом она часто приносит с собой различные болезни, а пиво слишком дорого, и рабочие от него слабеют, тяжелеют и делаются ленивыми. И вот в России мы находим национальный напиток, который великолепно утоляет жажду, может быть приготовлен в каждом домашнем хозяйстве, нравится одинаково и мужику, и офицеру, и врачу, и помещику, и даже пьется придворными за царским столом. При этом он очень дешев и не производит ни одного из вредных действий, которые свойственны алкоголю".

Почтенный профессор считает себя вынужденным дать химико-фармацевтическую дефиницию кваса: "Квас есть бедный алкоголем и свободный от дрожжей напиток, приготовленный при помощи одновременно кислого и алкогольного брожения из пшеничной, ржаной, ячменной или гречневой муки, или из хлеба, или из смешения названных элементов, иногда с примесью пряностей, и находящийся в состоянии, следующим за брожением".

Квас имеет свою историю, причем очень древнюю, уходящую ко временам фараонов. По исследованиям почтенного профессора, квас был известен еще египтянам. Геродот рассказывал о напитке, распространенном в Египте под именем "зифос", который был будто бы близок к нашему российскому квасу. Об этом напитке упоминает и Теофраст. О его приготовлении сохранились подробные сведения у грека Зосимы Панополитанского. Весьма вероятно, что напиток этот был занесен в Россию греками вскоре после крещения Руси. В русских летописях квас упоминается впервые в 996 году.

50 лет назад

Подвесные дороги

В последние годы в СССР наблюдается рост количества пассажирских подвесных канатных дорог. Развитие этого вида транспорта базируется на серьезных преимуществах его, особенно в условиях горной и пересеченной местности.

К 1940 г. в эксплуатации находилось около 115 пассажирских канатных дорог, из которых 15 построено в период 1907-1923 гг.

Лучшие из действующих пассажирских канатных дорог характеризуются следующими показателями: наибольшая длина дороги - 4,8 км, наибольший пролет - 1,9 км, разность уровней верхней и нижней станции дороги - 3,5 км, вместимость вагона - 40 человек, скорость движения - 7 м в секунду.

Опыт эксплуатации пассажирских канатных дорог подтверждает полную безопасность и безаварийность этого вида транспорта. За последние 10-20 лет на канатных дорогах маятникового типа с наглухо прикрепленными к вагонам тяговыми канатами не было ни одного несчастного случая.

Автоматизация в энергетике

Годы послевоенного сталинского пятилетнего плана характеризуются резким увеличением работ по автоматизации энергетики, которая в этом отношении должна быть в числе наиболее передовых отраслей промышленности. В 1950 г. намечено в основном закончить автоматизацию построенных ранее, уже действующих электростанций.

Часть мелких гидроэлектростанций может быть автоматизирована полностью. Пуск, остановка и регулирование нагрузки агрегатов на такой станции производится специальным регулятором, например, в зависимости от водотока. Подобная станция является фактически самоуправляющейся. Надежность оборудования гидростанций позволяет ограничиться периодическими их осмотрами, раз в несколько дней. На одной из таких действующих станций установлен аппарат "авторапорт", выполненный по принципу говорящих часов. Вызвав определенный номер телефона, диспетчер слышит записанный на пленку голос, который докладывает о том, как работает станция, на которой нет ни одного человека.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Сто лет назад»