Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

МОЗГ И ХОЛОД

К. ИВАНОВ, Ю. АЛЮХИН. Восстановление функций головного мозга млекопитающих животных после охлаждения его до 1-4 градусов Цельсия. "Доклады Академии наук", т. 357, № 2, 1997.

Известно, что после переохлаждения до температуры ниже 26оС (например, в результате несчастного случая) людей - из-за необратимого поражения мозга - спасти удается редко, хотя дыхание и кровообращение у них какое-то время сохраняются. Между тем у некоторых животных мозг остается жизнеспособным и после куда более серьезного и длительного охлаждения. Холоднокровные, к примеру, животные могут долго существовать при температуре мозга, близкой к 0оС, и даже зимнеспящие млекопитающие остаются живыми при периодическом охлаждении их мозга до 2-4оС.

Кстати говоря, по новейшим данным, и мозг человека можно при помощи искусственного кровообращения охладить до 12-14оС, а затем по той же методике восстановить его функции.

Опыты, проведенные авторами статьи, доказывают, что при определенных условиях мозг даже незимнеспящих млекопитающих может остаться жизнеспособным после охлаждения до 1-4оС. Эксперименты проводились на белых крысах, которых под наркозом опускали в ледяную воду, но при этом подключали к аппарату искусственного дыхания, а при помощи специального нагревателя поддерживали работу сердца животного и достаточно высокое артериальное давление.

Животных извлекали из воды через разные промежутки времени и отогревали. При 18-20оС у них восстанавливалось естественное дыхание, а затем постепенно нормализовывались артериальное давление и работа сердца. Отклонений в поведении животных после разогревания не наблюдалось.

Опыты показали, что мозг млекопитающих тоже имеет высокую устойчивость к холоду при условии его достаточного кровоснабжения. Возможно, что именно это и послужило основой для появления у некоторых из них столь своеобразного механизма адаптации к неблагоприятным внешним условиям, как зимняя спячка.

Авторы полагают, что их эксперимент может оказаться полезным для медицины и дать толчок для появления в этой области принципиально новых сдвигов.