Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ИЮНЬ 1998 №6

ВОЛНОХОД - СУДНО С ВОЛНОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ

Специалистами научно-технического кооператива "Морская волна" (Москва) разработан - на основе собственных изобретений - судовой движитель, который использует для создания тяги энергию морских волн. В разработке участвовали также специалисты Московского государственного университета, НПО "Экип" (Москва), ЦНИИ морского флота и ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова (Санкт-Петербург), Калининградского технического института рыбной промышленности и хозяйства. Созданный ими волновой движитель изготовлен на судовой верфи "Алмаз" (Санкт-Петербург) и установлен на находившемся в эксплуатации судне - рыболовном траулере типа "Балтика" - в его так называемом носовом бульбе (см. фото).

Рабочий орган движителя - металлические подводные поворотные крылья, конструкция каждого из которых подобна судовому рулю. Во время стоянки или штиля эти крылья убраны внутрь корпуса судна, а с появлением волн выдвигаются наружу. Автоматическая система управления поворачивает эти крылья в некоторых пределах вокруг осей вращения (см. рисунок), ориентируя их под определенным углом к встречному потоку воды. При этом возникает перпендикулярная потоку гидродинамическая сила, наклоненная вперед в сторону движения судна. Горизонтальная составляющая этой силы и создает волновую тягу, движущую судно по курсу, а вертикальная - значительно снижает качку. Такая конструкция позволяет использовать энергию волны, идущей с любого направления, но наибольшего эффекта позволяет достичь при встречной волне.

Аналогом этому движителю может в какой-то степени служить тело дельфина или иного кита. Управляя своим телом, эти животные покрывают огромные расстояния при сильном волнении. Людям же до недавних пор не удавалось реально использовать энергию волн. И хотя попытки создать нечто подобное были еще в начале века (см. "Наука и жизнь" № 11, 1990), на судне действующий волновой движитель установлен впервые.

Проведенные в Финском заливе испытания траулера показали, что только за счет энергии морских волн он развивал скорость 1,5-2 узла, а при совместной работе с дизелем позволял экономить до 35% топлива. Качка же во время работы волнодвижительной установки уменьшалась в 2-2,5 раза.

Авторы разработки считают, что полученные ими при испытаниях результаты - отнюдь не предел, поскольку, как показали исследования, энергия морской волны использовалась не более чем на 2%. Между тем уже сегодня реализуются некоторые технические решения, которые позволят извлекать до 8% этой энергии и достигать даже при небольшом волнении (3-4 балла) скорости 6-7 узлов. Качка же будет при этом уменьшаться не менее чем в 5 раз. Новые разработки предусмотрены для судов самого разного, в том числе и большого, водоизмещения.

СВОЯ КОЖА БЛИЖЕ К ТЕЛУ

Уникальная технология выращивания человеческой кожи разработана специалистами Института клеточных культур Государственного научного центра вирусологиии и биотехнологии "Вектор" (г. Новосибирск) и Новосибирского медицинского института. По этой технологии кусочек взятой у человека кожи размером всего в 1-2 квадратных сантиметра помещают сначала в контейнер со специальным питательным раствором, где клеточная масса начинает бурно расти. Уже через несколько дней количество этих клеток становится столь велико, что позволяет заменить около квадратного метра пострадавшей (например, при ожогах) кожи. Тогда клеточную массу в виде геля наносят на пораженные участки тела, где клетки быстро приживаются и продолжают расти, превращаясь постепенно в нормальную кожу.

Важность этого изобретения трудно переоценить: оно, бесспорно, спасет жизнь многим людям. Появилась возможность выращивать собственную кожу пострадавшего, которая, в отличие от донорской, не отторгается при последующей трансплантации. Может помочь новая технология и больным, страдающим от трофических язв.

А для тех, чьи профессии сопряжены с риском получить ожоги, в Новосибирске планируют создать банк кожи. Люди смогут положить в этот банк кусочек своей кожи, который будет там храниться на "черный день".

ЛАЗЕР ПРОТИВ РЖАВЧИНЫ

Очистить от ржавчины многотонную металлоконструкцию - проблема весьма серьезная, и специалистам московского НИИ "Астрофизика" удалось найти для нее оригинальное решение. Разрабатывая лазеры для сварки, резки и закалки металла, они сконструировали лазер и с таким режимом работы, при котором металл не плавится, но поверхность его нагревается так сильно, что все загрязнения и даже ржавчина с нее просто испаряются. А после этого световое пятно лазера диаметром 12 мм создает на поверхности металла устойчивый к дальнейшему окислению слой микронной толщины. На обработанных таким образом деталях антикоррозионные покрытия держатся в 4-5 раз дольше обычного; если же деталь работает в неагрессивной среде, то покрытие для нее вообще не требуется.

Пока эта установка выполнена только в виде макета, но уже разработан некий модуль, рассчитанный на определенную мощность. Один такой модуль пригоден для обработки лишь небольших деталей, ювелирных и антикварных изделий; установка же, набранная из нескольких модулей, будет обладать соответственно большей мощностью. Та из них, что предназначена для очистки инженерных сооружений, будет, как предполагается, легко умещаться в кузове грузовика.

КУПОЛА КРОЮТ ПО КОНВЕРСИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Яркая позолота многих из поступающих в продажу изделий лишь вводит в заблуждение неискушенного покупателя. Настоящего золота в них нет совсем, а их столь похожее на позолоту покрытие состоит из нитрида титана. Нанесением этой искусственной "позолоты" на самые различные металлические изделия занимается сегодня ряд конверсионных предприятий, в частности НИИ физических проблем (бывший Челябинск-70).

Это вполне объяснимо: такое покрытие разрабатывалось в 60-е годы для защиты от коррозии некоторых деталей ядерных боеприпасов. По твердости нитрид титана сопоставим с алмазом, а по химической стойкости - с лучшими антикоррозионными покрытиями. И сегодня им покрывают, например, рабочие кромки режущего инструмента, которые остаются после этого острыми в несколько раз дольше.

А с недавних пор это покрытие стали использовать и при золочении куполов и надглавных крестов православных храмов. Это, однако, оказалось не таким простым делом, поскольку нитрид титана обычно наносят плазменным напылением в вакуумной камере. Для обработки крупногабаритных предметов вакуумно-плазменная установка должна быть достаточно больших размеров.

Правда, некоторые из церковных иерархов полагали недопустимым использовать для золочения куполов какой-то "суррогат". Но патриарх Алексий II, обратив внимание на особенно красивые новые купола одного из московских храмов и узнав, что "вызолочены" они по новой технологии, дал на ее использование свое благословение. Применялась она и при покрытии куполов храма Христа Спасителя, хотя и настоящее золото использовалось в этом случае тоже.

Нитридо-титановое покрытие не только не уступает настоящей позолоте по красоте, но и существенно превосходит ее по долговечности. Гарантийный срок покрытия - 50 лет, тогда как обычно в условиях московской атмосферы позолоту куполов приходилось подновлять каждые 7-10 лет.  


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»