Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПРИОБЩЕНИЕ К КОМПЬЮТЕРУ: ПЕРВЫЕ ШАГИ

Г. ШМЕРЛИНГ, руководитель проекта "Лексикон" компании "Арсеналъ".

Сегодня на книжных прилавках можно найти немало замечательных популярных книг (отечественных авторов!), рассчитанных на то, чтобы помочь пользователю освоить свой персональный компьютер. Некоторые из книг написаны прекрасным образным языком с хорошей порцией юмора, другие излагают суть дела построже, но тоже, если вчитаться, вполне понятно. И все же, с точки зрения начинающих компьютеровладельцев и особенно тех, кто только собирается вступить в их ряды, книги для начального компьютерного самообразования имеют два существенных недостатка. Во-первых, это довольно толстые книги, обычно от 300 до 600 страниц, чтобы их освоить, нужны, видимо, месяцы. Во-вторых, книги сразу нацелены на то, чтобы сделать из читателя чуть ли не компьютерного специалиста. А читатель нередко этого совсем не хочет: у него невпроворот дел дома и на службе, он должен следить за литературой, непрерывно совершенствуясь в своей основной профессии, и осваивать новую - просто не хватает сил. Здесь трудно удержаться, чтобы не повторить любопытную историю (если это анекдот, то очень поучительный). Американец, у которого завис домашний компьютер, позвонил в мастерскую. "А какая операционная система стоит на вашей машине?" - спросили его. И клиент ответил: "Если вы еще будете задавать такие сложные вопросы, я тут же обращусь в другую фирму!" Как бы ни старались критики и рецензенты, конечную оценку той или иной учебной книге выставляет читатель. Потому раздел "Человек и компьютер" с надеждой и пониманием всех сложностей задачи предлагает начинающим и самым начинающим пользователям публикуемый ниже рассказ о компьютере и работе с ним. От многих других он отличается компактностью и умением автора, "наступив на горло собственной песне", не рассказывать сразу все, что он знает сам. Кто-нибудь наверняка скажет, что для раздела "Человек и компьютер" нынешняя публикация - шаг назад. И действительно, мы уже рассказывали читателям о компьютерных сетях, электронной почте, архитектуре компьютера. Предполагаем и дальше публиковать материалы для тех непрофессионалов, кто уже реально общается с компьютером, а сейчас для них короткая пауза - сейчас мы попытаемся помочь тем, кто делает самые первые шаги. Надеемся, что многие читатели раздела нас поймут и одобрят, по крайней мере родители, приобщающие к компьютеру своих детей, и дети, приобщающие к нему своих родителей. В этом номере раздел "Человек и компьютер" ведет кандидат технических наук Б. Фридман, генеральный директор фирмы "Микроинформ".

Первые шаги трудны в любом деле. Незнакомые понятия и терминология не позволяют толком понять инструкции и руководства, боязнь собственной неловкости сковывает руки. В полной мере это относится и к знакомству с компьютером, но не более, чем к освоению другой сложной техники.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Что касается первого включения компьютера, ограничимся двумя советами.

Во-первых: ничего не включайте в сеть до тех пор, пока системный блок, монитор и другие устройства не соединены между собой. К каждому из разъемов с тыльной стороны системного блока подойдет только нужный кабель, так что перепутать здесь что-то трудно. Единственное затруднение может возникнуть, если вы приобретали мышь отдельно: разъем для нее может быть 9 или 25-штырьковым, бывают и круглые (PS/2) - они наиболее удобны, так как экономят разъем порта*. Если подходящего соединителя на системном блоке нет, придется отправляться в магазин за переходником.

И второе: есть смысл (особенно там, где сетевое напряжение "гуляет") сразу же потратиться (около 600 рублей, или 100 долларов) и обзавестись источником бесперебойного питания (ИБП). "Мигнувшая" сеть означает как минимум потерю сделанной на компьютере работы или ее части из-за аварийного выключения машины. От этого и спасает ИБП, некоторое время питая компьютер от своего аккумулятора.

И вот, наконец, все установлено и подключено. Но прежде чем включить машину - короткие пояснения.

Клавиатура

Мы общаемся с компьютером главным образом с помощью клавиатуры и поэтому прежде всего познакомимся с ней.

Пожалуй, самая главная клавиша - Enter [энтер]**, ввод. Нажимая на нее, вы будете давать компьютеру команду "Да", разрешающую выполнение тех или иных действий. Кроме того, нажатием Enter отмечается завершение абзаца при работе в текстовых редакторах. Если что-то не так - например, вы передумали удалять выбранный файл, команду "Нет" можно дать с помощью клавиши Esc [искэйп], находящейся вверху слева.

Возможно, вы обратили внимание, что на клавиатуре есть две клавиши Enter. Они действуют одинаково, а вот роль некоторых других дублированных клавиш может меняться в зависимости от режима работы клавиатуры.

В верхнем ряду расположены так называемые функциональные клавиши: F1 - F12. В разных программах они могут использоваться по-разному, за исключением очень полезной клавиши F1 - она всегда служит для вызова подсказок и пояснений. Клавиша F10 обычно используется для входа в меню программы - сгруппированный по нескольким разделам список команд.

Справа вы видите клавиши-стрелки. С их помощью можно перемещать по экрану специальную отметку - курсор, выбирая позицию для следующего действия. При выборе команд из меню курсором служит цветовое выделение, при работе с текстом - мигающая черточка, которая показывает, куда попадет очередная буква.

Еще правее находится группа цифровых клавиш, которые в зависимости от состояния переключателя Num Lock ([нам лок] - цифровой замок) дублируют либо обычные цифровые клавиши (когда светится одноименный индикатор), либо клавиши-стрелки.

Клавиша Del ([дел], delete - удалить) при работе с текстом стирает букву справа от курсора, а Backspace ([бэкспэйс] - пробел назад) слева. Ins ([инс], insert - вставка) при наборе текста переключает режимы вставки (ранее набранный текст при вводе нового раздвигается) и замены (новые буквы забивают прежние). Имеющиеся слева и справа клавиши Shift ([шифт] - заменять) переключают клавиатуру в верхний регистр для ввода прописных (заглавных) букв. Если понадобится набрать так несколько слов, нажмите клавишу Caps Lock [кэпс лок]: на время до повторного нажатия она переключает в верхний регистр все буквы.

Еще две "парные" клавиши Ctrl (от сontrol [контрол] - управление) и Alt ([олт], alter - менять) служат для изменения действия других клавиш, нажатых вместе с ними. Например, при работе с текстом клавиша латинской буквы "B" при нажатой клавише Ctrl вместо ввода буквы переключит шрифт на жирный (Bold [болд] - жирный) или назад с жирного на обычный. Только не пытайтесь нажимать на две клавиши одновременно: прижмите Ctrl или Alt одним пальцем и спокойно ищите вторую клавишу. Со временем ваши руки запомнят часто применяемые комбинации.

Переключение клавиатуры с русского набора букв на латинский и наоборот также осуществляется нажатием двух клавиш: Ctrl-Shift или Alt- левый Shift. Какой из вариантов действует для вашего компьютера, зависит от настройки Windows 95.

Пожалуй, с этими познаниями уже можно включать компьютер. Остальное будем осваивать в процессе работы.

Откроем Windows

Включили. Подмигивает индикатор работы жесткого диска на системном блоке, а на экране мелькают какие-то строчки. Пока на них можно не обращать внимания - это компьютер сообщает, как он готовится к работе. Прошло несколько секунд, и экран превратился в "рабочий стол", на серо-зеленом фоне которого разложены картинки-ярлыки (здесь и далее мы считаем, что на вашем компьютере уже установлена операционная система Windows 95).

На экране слева внизу видна нарисованная кнопка Пуск, но как нажать "кнопку" на экране?

Пора браться за мышь. Поводите мышью, и вслед за движениями руки на экране придет в движение стрелочка - курсор мыши. Наведите ее на кнопку Пуск и коротко нажмите на левую кнопку самой мыши, как говорят, "щелкните мышью". Кнопка на экране подчинится этому щелчку, и перед вами развернется главное меню Windows 95.

Щелкните по пустому "сукну" стола в стороне от меню, и меню исчезнет.

Экранные "кнопки" - характерный атрибут Windows. Они служат для быстрого выполнения наиболее частых операций с помощью мыши. Обычно кнопки снабжены подсказкой: если указать на кнопку, ничего не нажимая, через секунду появившаяся рядом надпись напомнит, для чего служит кнопка.

Прежде чем начать работу, давайте немного украсим рабочее место. Указав на пустую поверхность стола, на этот раз щелкните правой кнопкой мыши. Рядом тут же появится меню, которое называют контекстным: его содержание зависит от того, на что указывал курсор мыши в момент щелчка. Как видите, "обязанности" кнопок мыши поделены: правая предлагает выбор, левая вызывает действия. Работая в Windows 95, не стесняйтесь почаще щелкать правой кнопкой: она поможет узнать много полезного.

Сейчас нам нужен последний из пунктов меню - Свойства. Щелкните по нему (разумеется, левой кнопкой мыши), и перед вами появится панель диалога, позволяющая выбрать для экрана Windows 95 различные настройки. Точнее, тут даже несколько панелей; в их верхней части видны заголовки: Фон, Заставка и др.

Откройте закладку Фон (технология все та же - подвести курсор и щелкнуть кнопкой мыши) и выберите фон рабочего стола, например "Лес". Чтобы рисунок покрывал весь экран, отметьте вариант "Размножить", щелкнув по соседнему кружочку (так называемой радиокнопке ). Щелчок по кнопке ОК (О'кей!) - и Windows выглядит как настоящее окно на веранде. Но может быть, вам больше понравятся "Облака", "Волны" или "Наждак"?

Ярлыки программ можно расположить на рабочем столе как угодно с помощью буксировки . Укажите на ярлык мышью, нажмите левую кнопку и, не отпуская ее, тащите ярлык в нужное место.

Обратите внимание на ярлык "Мой компьютер", открывающий доступ ко всем дискам и другим устройствам компьютера, а также на "Корзину", в которую можно выбрасывать ненужные документы, файлы или ярлыки, просто перетаскивая их туда мышью. Все, что вы выбросили, некоторое время еще полежит в корзине, так что, спохватившись, можно найти там то, что выброшено по ошибке.

Мой компьютер

Двойной щелчок по ярлыку "Мой компьютер", и перед вами открывается окно с перечислением всех дисков вашего компьютера. Не вышло? Значит, система приняла двойной щелчок за два отдельных, попробуйте щелкать побыстрее. Одинарый щелчок обычно указывает на выбранный объект, а двойной действует так же, как нажатие клавиши Enter - это приказ выполнить какое-то действие, в данном случае открыть окно папки.

Кстати, можно настроить систему так, чтобы она воспринимала щелчки мыши в удобном для вас темпе и даже поменять роль правой и левой кнопок, что будет удобно для левши. Набор средств для настройки Windows 95 находится в папке "Панель управления", которая тоже лежит внутри папки "Мой компьютер".

На рисунке показан обычный вид монитора при работе в Windows 95. В подобных окнах запускаются и работают все программы.

Указав курсором на планку заголовка, окно можно буксировать по экрану и даже убирать за его пределы, оставляя на виду лишь небольшую часть.

Можно менять размеры окна: подведите к его краю курсор мыши, и он превратится в двойную стрелочку. Двигая ее, можно буксировать границу окна. Двойной щелчок по заголовку окна разворачивает его на весь экран. Кнопки вверху справа позволяют свернуть окно, не прекращая работу программы (кнопка со значком подчеркивания), развернуть его на весь экран или вернуть прежний размер (квадрат), закрыть окно, завершив работу программы (крестик).

Свернутые окна помещаются на панель задач, которая или все время видна у нижнего края экрана, или всплывает, стоит подвести к этому краю курсор мыши.

В окне может быть видна только часть имеющейся информации, например длинного списка или текста документа. Тогда на правой и нижней кромках окна появляются линейки прокрутки. Зацепив мышью видимый на линейке рельефный бегунок, можно быстро перемещаться по всему тексту, помещая в окно нужную вам его область.

Файлы, каталоги, диски

В окне диска С: (см. словарик "Диск логический") вы видите несколько желтых значков папок и множество других значков разного вида, обозначающих разные файлы. Выполните команду меню Вид-Таблица или щелкните по крайней справа кнопке Таблица. Содержимое окна изменит свой вид, и вы увидите не только имена файлов, но и их размер, описание типа, дату и время создания.

Программы, данные, тексты, звуки, рисунки - вся информация хранится на диске в виде файлов, то есть снабженных именами блоков. Создавать новые файлы вы будете всякий раз, размещая на диске новый документ.

В Windows 95 имя файла может быть длинным и написанным просто на русском языке, например "Письмо в "Науку и жизнь". Пробелы разрешаются, но не разрешаются следующие знаки: * \ | : < > / ? ". Если вы планируете передавать свои файлы пользователям предыдущих версий Windows или DOS, в число запретных знаков попадают пробел, а также = + [ ] ; , . Чтобы с вашим файлом можно было работать на любом компьютере, используйте в имени только латинские буквы.

И, наконец, в Windows 3.1 и DOS от длинного имени файла останутся лишь первые символы: допустимая длина имени здесь 8 знаков.

В полное имя файла обычно входит еще одна часть: расширение из 1-3 символов, отделенных от собственно имени точкой. Это - "фамилия" файла, указывающая на его тип. Например, исполняемые файлы имеют расширение EXE [экзе], текстовые - TXT [ти-экс-ти], файлы документов - DOC [док] и т. д. Расширение BAK [бэк] используется многими программами для сохранения "на всякий случай" прежних вариантов файлов, измененных во время работы. Если, работая с документом, вы нечаянно испортили файл, поищите тот же файл с расширением BAK. Это и есть прежний вариант, он может спасти положение хотя бы отчасти.

Расширение файлу обычно дает сама программа, с помощью которой вы его создаете. В свою очередь операционная система узнает по расширению, какая программа нужна для работы с данным файлом. Поэтому менять расширение или задавать его самостоятельно без особых резонов не стоит.

На жестком диске могут быть записаны тысячи и десятки тысяч файлов. Для удобной работы с ними предусмотрено объединение файлов в каталоги или, в терминах Windows 95, папки. Каталог может включать в себя не только файлы, но и другие каталоги, каждый из которых может содержать свои подкаталоги и т. д.

Один каталог на каждом диске является корневым. Он не входит в другие каталоги, напротив, из него "произрастает" все дерево каталогов диска. Корневой каталог любого диска имеет "имя" из одного символа - обратной наклонной черты \ . Прочие каталоги именуются по тем же правилам, что и файлы.

Не сохраняйте ваши файлы в каталогах программ, обязательно заведите для них отдельное место. Только при этом условии вы легко сможете находить и просматривать свои файлы, копировать и удалять их без риска стереть что-то лишнее.

Создание на диске определенной структуры папок-каталогов и рациональное размещение в ней программ и данных будут вашей постоянной заботой при работе на компьютере.

Работать с файлами и каталогами удобнее всего с помощью специальных программ - оболочек. Но и в самой Windows 95 средств для работы с файлами достаточно: их предоставляют окна папок и специальная программа под названием Проводник.

Создайте на диске С: новую папку для ваших документов. Для этого выполните в окне папки Проводника команду Файл - Создать - Папка, после чего останется только ввести имя новой папки.

Вы можете перетаскивать файлы из правой части в нужную папку слева, в окно другой папки, на рабочий стол, в окна других программ. Если папка содержит не только файлы, но вложенные папки, в левом окне Проводника она помечена знаком "+". Щелкнув по нему, вы развернете скрытую структуру папки; при этом пометка сменится на "-", а следующий щелчок снова скроет все вложенные папки.

Войдя в какую-либо папку, выйти из нее можно с помощью клавиши Backspace или нажав на находящуюся рядом со списком дисков кнопку "Переход на один уровень вверх".

Открыв несколько окон для разных папок, можно переносить файлы из одной в другую, просто буксируя их мышью. Будьте осторожны: увлекшись, легко перенести нужный файл "туда, не знаю куда". Пожалуй, надежнее перетаскивать файлы правой кнопкой мыши, тогда в месте назначения вам будет предложен выбор: переместить ли файл сюда, скопировать или лишь создать для него ярлык. Необходимость явно указать нужный вариант уменьшает риск ошибки. Буксируя файл правой кнопкой прямо на рабочий стол, легко создать на нем ярлыки нужных программ и документов.

Главное меню

После нажатия кнопки Пуск на панели задач или специальной клавиши с логотипом Windows на клавиатуре (она имеется не на всех клавиатурах) на экране появляется главное меню. Посмотрим, для чего служат его команды:

Программы - открывает доступ к установленным на компьютер программам.

Документы - открывает список документов, с которыми вы недавно работали; отсюда их легко можно вызвать снова.

Настройка - работа со средствами настройки Windows.

Поиск - служит для поиска файлов по их именам, дате создания или содержащимся в них словам.

Справка - вызывает справочную систему Windows. Обязательно прочтите ее разделы "Учебник" и "Введение в Windows", выполняя имеющиеся в них упражнения.

Выполнить - команда служит для вызова программ, она понадобится нам очень скоро.

Наконец, команда Завершение работы служит для перезагрузки и выключения компьютера. Если просто выключить питание, на диске останутся (и будут накапливаться) "обломки" файлов, работу с которыми система не успела завершить; возможны и другие неприятности.

Вступаем в мир программ

Как правило, вы покупаете компьютер, на котором уже установлен "софт" - тот или иной набор программ. На "домашнем" компьютере в такой набор наверняка попадут игры, энциклопедии, обучающие программы, программы для учета семейных финансов, для доступа к Интернету. "Деловое" программное обеспечение будет, скорее всего, представлено текстовым редактором и электронными таблицами (Лексикон 97, Microsoft Works).

Пока вы не очень уверены в своих компьютерных способностях, не пожалейте немного больше денег за машину, уже оснащенную программами и готовую к работе.

Работа с любой программой начинается с ее вызова. Когда-то для этой операции был лишь один способ: набрать имя файла программы в командной строке и нажать Еnter.

Пригодится этот способ и сейчас, например, для установки новых программ, которую, как правило, выполняет специальная программа с именем SETUP, находящаяся на дискете или компакт-диске комплекта поставки. Чтобы вызвать ее, дайте команду главного меню Выполнить, наберите в строке ввода a:setup и нажмите Enter или кнопку ОК.

Уже установленные программы удобнее всего запускать двойным щелчком по ярлыкам на рабочем столе. Когда разных программ у вас станет много, на рабочий стол стоит вынести только используемые чаще всего, а до остальных добираться через команду Программы главного меню.

Двойной щелчок запустит программу и из окна папки, Проводника или другой оболочки. При этом даже не надо искать папку программы и ее файл - такое же действие возымеют щелчки по файлу документа. Программа для его обработки будет найдена и загружена автоматически, причем сразу с нужным документом.

Текстовые редакторы

Работа с различными документами, их создание, хранение, печать являются сегодня основным применением компьютера, практически вытеснившего из обихода пишущую машинку. Этой цели и служат программы, называемые текстовыми редакторами или текстовыми процессорами. Мы рассмотрим основные приемы работы с текстом на примере редактора "Лексикон 97". Он был выпущен российской компанией "Арсеналъ" весной 1997 г. в серии программ Русский Офис и сейчас устанавливается на значительную часть производимых в России компьютеров.

Следует сказать, что к моменту появления Лексикона 97 в нашем компьютерном делопроизводстве широко использовались два редактора: Word для Windows корпорации Microsoft и Лексикон для ДОС, продолжающий служить на многочисленных морально устаревших компьютерах. Лексикон 97 удобен тем, что позволяет легко обмениваться документами как с Word, так и со старым Лексиконом. Word позволяет автоматизировать работу с помощью макрокоманд и имеет ряд других дополнительных возможностей.

Однако основные принципы и приемы работы c этими системами настолько схожи, что, освоив одну из них, вы без проблем сможете работать и с другой.

(Продолжение следует.)

КРАТКИЙ СЛОВАРИК КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕРМИНОВ

CD-ROM [сидиром] - компакт-диск, используемый для хранения программ и данных. В отличие от магнитных дисков обычные CD-ROM не допускают перезаписи информации.

DOS [дос] - см. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА.

FREEWARE [фривэр] или PUBLIC DOMAIN [паблик домэйн] - программы, которыми можно пользоваться бесплатно.

PREWIEW [превью] - предварительный просмотр на экране будущей распечатки.

RAM [рам] - см. ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ.

SHAREWARE [шэавэр] - условно-бесплатные программы: отправка небольшой суммы разработчику поощрит его дальнейшие усилия, а вы получите зарегистрированную версию с расширенными возможностями.

SOFTWARE [софтвер] (софт) - программное обеспечение, HARDWARE [хардвер] - аппаратное.

UNDO [анду] - "Не делай!" Очень полезная команда, позволяет восстановить в программе прежнее положение, отказавшись от неудачных последних действий.

WINDOWS [уиндоуз] - дословно - окна. Товарный знак ряда операционных систем с графическим интерфейсом пользователя, разработанных корпорацией Microsoft. Все они допускают одновременную работу нескольких программ, каждая из которых получает в свое распоряжение часть экрана - окно. Сегодня наиболее популярна Windows 95; на устаревших машинах с 4 Мб памяти хорошо работает Windows 3.1, а для профессиональных применений c высокими требованиями к надежности служит Windows NT.

WYSIWYG [визивиг] (What You See Is What You Get - что видишь, то и получаешь). Соответствие изображения на экране будущей распечатке.

БАЙТ - единица хранения и передачи данных в компьютере. Байт состоит из 8 битов, что позволяет получить 256 разных комбинаций 1 и 0. Этого с избытком хватает, чтобы закодировать буквы русского и английского алфавитов, цифры и ряд других символов. В байтах и более крупных единицах - килобайтах (Кб,1024 байта), мегабайтах (Мб, 1024 Кб), гигабайтах (Гб, 1024 Мб) измеряют размеры файлов и емкость запоминающих устройств.

БИТ - атом информации, ее минимальная порция. Это ответ ДА или НЕТ на один вопрос, 0 или 1 в одном разряде двоичного числа. Термины "8-разрядный, 16-разрядный, 32разрядный" и т. д. говорят о том, сколько бит одновременно обрабатывает устройство или программа.

БУКСИРОВКА - в Windows перемещение объектов на экране: указав курсором окно, пиктограмму и т. п., нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, ведите ваш объект на нужное место.

БУФЕР или КАРМАН - место в памяти для временного хранения данных, например части текста. В отличие от обыкновенного кармана программный способен хранить лишь одну "вещь", следующий помещенный туда фрагмент уничтожает прежний.

ВИРУС - саморазмножающаяся программа, маскирующая свое присутствие и затем вызывающая какой-то неожиданный эффект. Существуют как относительно безобидные вирусы, созданные ради самоутверждения и шуток, так и опасные, заражение которыми может привести к потере всей хранящейся в компьютере информации. Вирус можно получить вместе с программой, дискетой, документом текстового процессора MS Word или электронных таблиц MS Excel. "Лекарство" - антивирусные программы.

ГИПЕРТЕКСТ - текст, в котором действуют автоматические ссылки по выделенным словам или фрагментам. Выбрав такое слово, вы тут же попадаете в нужное место. Так организованы тексты в Интернете и справочные системы различных программ.

ГОРЯЧИЕ КЛАВИШИ - клавишные комбинации, нажатие которых вызывает выполнение определенных команд.

ДИСК жесткий (винчестер) _ устройство для хранения информации. Герметичный блок с магнитными дисками большой емкости (до нескольких гигабайт), головками чтения-записи данных и прецизионной механикой.

ДИСК логический - часть жесткого диска, рассматриваемая системой как отдельный диск со своим собственным именем - C:, D:, E: и т.д.

ДИСКОВОД - устройство для чтения и записи данных на сменные диски (дискеты). Для дисководов отведены имена А: и В:.

ДРАЙВЕР - служебная программа, обеспечивающая работу с различными устройствами: мышью, принтером и т.д.

ЗАГРУЗКА - запуск программы, чтение каких-либо файлов работающей программой; "самоподготовка" компьютера к работе после его включения или перезапуска.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА - программа для верстки, то есть для создания на основе текстов и иллюстративного материала оригинал-макета будущих страниц книги, журнала и т. п.

ИНТЕРФЕЙС - нечто, соединяющее что-то с чем-то или кем-то (да простит читатель такое определение). Например, интерфейс принтера - технические стандарты на способ передачи данных и распайку кабеля; пользовательский интерфейс программ - их средства управления и "манеры" общения с нами, пользователями.

ИНТЕРФЕЙС графический - общение с компьютером по возможности без текстовых сообщений и ввода команд с клавиатуры. На экране видны пиктограммы, окошки, нарисованные кнопки и т.п. Вы управляете программой с помощью мыши, указывая нужные элементы картинки.

КАТАЛОГ - подраздел для размещения файлов на диске. Распределение файлов по каталогам облегчает поиск нужных программ и данных.

КОМАНДНАЯ СТРОКА - место на экране, где вы вводите с клавиатуры те или иные команды.

КУРСОР - отметка на экране (мигающая черточка, цветовое выделение). Показывает, в какое место попадет следующая набранная вами буква, служит для выбора команд меню и т.д. Мышь имеет собственный курсор, обычно это стрелка. Вид курсора мыши может меняться в зависимости от выполняемой операции и состояния системы; например, песочные часы означают, что Windows просит вас подождать.

ЛИНЕЙКА ПРОКРУТКИ (СКРОЛЛ-БАР) - элемент оконного интерфейса Windows. Служит для перемещения по тексту, не помещающемуся в окне целиком. Выглядит как полоска на краю окна, снабженная стрелками по концам и рельефным бегунком, размер и положение которого на линейке отвечают месту видимого содержимого окна в общем объеме текста, списка файлов и т.п.

МАКРОКОМАНДА, МАКРОС - программная имитация заданной последовательности нажатий клавиш. Используется для ускорения типовых операций.

МУЛЬТИМЕДИА - средства, обеспечивающие способность компьютера работать не только с числами и текстами, но и со звуками, с музыкой, анимацией, видео.

МЕНЮ - видимый на экране список команд или вариантов. Выбирая нужные пункты меню, вы управляете работой программы.

ОБОЛОЧКА - программа, облегчающая пользователю работу с операционной системой, предлагающая более удобный интерфейс.

ОКНО - прямоугольная часть экрана, отведенная отдельной программе. В пределах окна программы, например текстового редактора, также может быть открыто несколько окон разных документов.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ, ОЗУ, RAM - быстрая память на электронных микросхемах, в которую попадают данные при чтении с диска. При выключении компьютера вся находившаяся в ОЗУ информация пропадает.

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА - комплекс программ, обеспечивающих функционирование компьютера и работу других программ.

ПАНЕЛЬ ДИАЛОГА _ экранный "пульт управления", на котором собраны необходимые для выполнения какой-либо операции средства выбора и настройки параметров.

ПАПКА - каталог в терминах Windows 95. Метафора папки шире: например, в папку "Мой компьютер" входят все диски компьютера; сама она, в свою очередь, входит в папку "Рабочий стол". Но на самом деле "столу" тоже соответствует один из подкаталогов в каталоге Windows.

ПОРТ - электронный блок, с помощью которого компьютер обменивается данными с другими устройствами. Контактные разъемы портов выведены на тыльную сторону системного блока. Параллельный порт позволяет передавать данные одновременно по нескольким линиям, что намного быстрее. Он используется, в частности, для подключения принтеров. Последовательный порт медленнее, он служит для подключения таких устройств, как мышь и модем.

ПРИЛОЖЕНИЕ - прикладная программа. Обычно так называют программы для Windows.

ПРИНТЕР - печатающее устройство. ЛАЗЕРНЫЙ принтер создает будущий отпечаток на светочувствительном барабане. Принтер МАТРИЧНЫЙ печатает с помощью миниатюрных игл, ударяющих по красящей ленте; позволяет печатать под копирку. СТРУЙНЫЙ принтер печатает, "выстреливая" на бумагу микроскопические капельки чернил.

РАДИОКНОПКИ - так по аналогии с кнопками радиоприемника называют круглые экранные "кнопочки", позволяющие отметить один из предлагаемых на выбор вариантов.

СЖАТИЕ - преобразование файлов, уменьшающее их размер. Может выполняться специальными программами -архиваторами или "на лету" - во время записи на диск.

СЕТЕВОЙ ФИЛЬТР - электрическое устройство, защищающее компьютер от кратковременных импульсов высокого напряжения в сети.

СИСТЕМНАЯ ДИСКЕТА - обеспечит запуск компьютера при аварии с жестким диском и в других случаях, когда компьютер не загружается обычным образом.

СКАНЕР - прибор, "фотографирующий" графическое изображение с листа бумаги для последующей обработки на компьютере. Все большее распространение получают и цифровые фотоаппараты, позволяющие получать в цифровом виде обычные снимки.

СПЕЛЛ-ЧЕКЕР - система проверки орфографии.

СУБД - система управления базами данных. Программа, позволяющая упорядоченно хранить большие объемы информации, обеспечить быстрый поиск, отбор и обработку нужных сведений.

ТЕКУЩИЙ ДИСК (папка, файл, строка, позиция и т.п.) - объект, с которым в данный момент идет работа.

ФОРМАТИРОВАНИЕ ДИСКА - запись на магнитный диск служебной информации, подготавливающая его к работе. При этом ранее хранившиеся на диске данные уничтожаются.

ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА - оформление абзацев с определенными границами, отступами, размещением.

ФОНТ - шрифт.

ФАЙЛ - имеющий собственное имя (название) информационный объект: программа, документ, рисунок и т. п., хранящийся в цифровом виде на каком-либо носителе информации.

ФАЙЛ ИСПОЛНЯЕМЫЙ - файл, содержащий программу в виде машинных команд.

ФАЙЛ ТЕКСТОВЫЙ - файл, содержащий только текст без указаний по его оформлению. Сохраняемые текстовыми редакторами файлы документов обычно не являются текстовыми, так как содержат кодированную информацию о шрифтовых выделениях, размещении абзацев и т.п.

ФЛОППИ-ДИСК - гибкий диск, дискета.

ЧИП - микросхема.

ЩЕЛЧОК (КЛИК) - короткое нажатие на кнопку мыши, обычно используется для отметки объекта на экране. Двойной щелчок используется для вызова программы или другого действия с объектом.

ЭЛЕКТРОННАЯ ТАБЛИЦА - популярный класс программ, позволяющий в форме таблиц проводить расчеты и выводить их результаты вместе с текстом и графиками.

ЯРЛЫК - красочный значок для вызова программы, доступа к папке или документу в Windows 95.

Комментарии к статье

* Курсивом выделены термины, пояснения к которым вынесены в Словарик.

** Для тех, кто совсем незнаком с английским, приведено примерное произношение.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Человек и компьютер»

Детальное описание иллюстрации

Типичная картинка на экране монитора при работе с Windows 95. Слева - вертикальный ряд графических символов (ярлыков), "щелкая" по которым, дают компьютеру нужные указания. Окна на экране можно перемещать, заменять, работая с каждым окном как с независимым рабочим столом.