СПОРЫ О СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНАХ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

М. МЕДВЕДЕВА. По материалам Интернета.

По мере того, как общество движется к "беспроволочному миру" сотовых сетей, компьютеров, факсов, телефонов, опасения по поводу возможной угрозы здоровью будут все возрастать. Компания "Моторола", к примеру, разрабатывает новую сеть для переносных спутниковых телефонов стоимостью 3,4 миллиарда долларов, получившую название "Иридиум". Однако при введении новых технологий общественность потребует строгих гарантий безопасности.

1 февраля 1997 года группа американцев подала в суд иск в защиту потребителей против производителей сотовых телефонов. Компании обвинялись в том, что не проводили достаточных исследований, направленных на выяснение возможного вреда здоровью от сотовых телефонов.

Цены на акции компаний, выпускающих сотовые телефоны, упали на 10-15%. Фирмы, заинтересованные в распространении сотовой связи, рассылали своим клиентам литературу, в которой утверждалось, что нет никаких исследований, подтверждающих риск для здоровья при использовании телефонов, что уровни радиочастот, на которых работают сотовые телефоны, значительно ниже современных норм безопасности.

2 февраля 1997 года в Конгрессе США состоялись слушания по этому вопросу. Правительственные органы рекомендовали продолжить изучение воздействия высокочастотного излучения сотовых телефонов на здоровье и свести к минимуму время пользования телефонами до тех пор, пока о них не станет известно побольше.

До тех пор исследования проводились большей частью не с теми частотами, которые применяются в сотовых телефонах, а с теми, которые используются в микроволновых печах или радарах.

Обследования людей, по роду своей работы подвергавшихся воздействию высоких частот, показали, что у них вдвое увеличивается угроза появления опухолей мозга. В эту группу входили те, кто испытал воздействие тока самых различных частот. Незначительное количество обследований было проведено на людях, подвергавшихся сильному микроволновому облучению в посольстве США в Москве, научных сотрудниках, принимавших участие в исследовательской работе с радарами, и операторах военных радаров. Увеличения частоты возникновения опухолей мозга у этих людей не наблюдали, однако возможно, что группы обследуемых были слишком малы, чтобы продемонстрировать незначительное повышение риска.

Были проведены лабораторные опыты, в ходе которых животных подвергали дозированному воздействию высоких частот. В одном исследовании обнаружили увеличение числа заболеваний раком среди крыс. Большинство же опытов показало, что достаточно высокая интенсивность воздействия вызывает только повышение температуры тела животных.

Некоторые из лабораторных экспериментов проводились с культурами клеток и тканей вне организма. Эти эксперименты выявили, что воздействие высокочастотными токами может служить пусковым механизмом возникновения опухолей в клетках. В некоторых случаях облучение высокими частотами существенно усиливало воздействие химических веществ, вызывающих рост опухолевых клеток.

Эти данные пока не подтверждены другими учеными. То, что наблюдают в лабораторных условиях, не всегда соответствует реальности.

В настоящее время исследования, проясняющие роль высокочастотного излучения сотовых телефонов в возникновении рака, идут по нескольким направлениям.

Национальный институт по изучению рака считает высокочастотное излучение сотовых телефонов фактором риска, который будет исследоваться в программе изучения заболеваний опухолями мозга в США. Исследования, финансируемые "Сотовой связью Макау", ставят своей целью пролить свет на то, каким образом излучения сотовых телефонов влияют на человеческий мозг.

Споры о сотовых телефонах повысили интерес к воздействию высоких частот в мире индустрии средств связи. Существующие нормы безопасности первоначально основывались на хорошо документированных воздействиях высоких частот большой интенсивности. Наблюдения же последних лет привели к выводу о том, что возможно биологическое воздействие и чрезвычайно слабых излучений на организм человека. Некоторые из этих воздействий могут быть вредными и опасными. Возможно, что в организме какие-то взаимодействия происходят только при особых частотах и уровнях интенсивности. Верность и обоснованность результатов таких исследований спорны, поскольку многие из них не были повторены независимыми группами ученых.

Другие статьи из рубрики «Гипотезы, предположения, факты»