Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

КОНЕЦ - ДЕЛУ ВЕНЕЦ!

Я. ВЛАДИМИРОВ, международный гроссмейстер по шахматной композиции.

Илл. 1.
Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 7.
Илл. 8.
Илл. 8.
Илл. 9.
Илл. 9.

С времен зарождения композиции в ней господствует незыблемый принцип экономии материала , то есть в начальной позиции (на диаграмме задачи или этюда) должны присутствовать только те фигуры и пешки сторон, которые необходимы для воплощения авторского замысла и его корректности. Кстати, по этой причине зачастую задачная позиция, в которой смешались в кучу фигуры обеих сторон, раздражает глаз шахматиста, привыкшего к определенному порядку: белые - внизу диаграммы, черные - вверху.

В середине XIX века принцип экономичности понемногу стал распространяться и на финалы композиций, которые тогда, как правило, были одновариантными. Согласно ему в мате должны участвовать все наличные белые фигуры, за исключением короля и пешек. Вскоре сформулировалось понятие чистоты мата - все поля вокруг черного короля должны быть недоступны ему лишь по одной причине: либо они заняты черными фигурами, либо по разу атакованы белыми.

Рассмотрим классический пример.

№ 1. Л. КУББЕЛЬ

I приз, "Sydsvenska Dagbladet Snallposten", 1909-1910

(Иллюстрация 1)

Мат в 2 хода

После 1.Ке3! грозит 2.Фg5x, 1...Kf5 2.Kd5x, и получается чистый мат. Поля e5 и g5 контролируются конем f3, g4 и g3 - королем, e3 и f4 - конем d5, f3 - слоном, а клетка f5 занята черным конем и не атакована белыми. Но ферзь в игре не участвует, и мат - неэкономичный. Аналогичный мат получается и после 1...K:f3 2.Kg2x. Теперь ферзь контролирует клетки e5, f5 и g5, но выключен из игры слон. Любопытна ситуация в случае 1...Kp:e3 2.Фd2x. Этот мат - чистый (все поля вокруг черного короля по одному разу атакованы белыми) и экономичный (все оставшиеся белые фигуры, кроме короля, участвуют в матовой картине). Этот синтез экономии белых сил получил название правильного мата.

Кстати, таким матом завершается знаменитая "бессмертная партия". После 1.e4 e5 2.f4 ef 3.Cc4 Фh4+ 4.Kpf1 b5 5.C:b5 Kf6 6.Kf3 Фh6 7.d3 Kh5 8.Kh4 Фg5 9.Kf5 c6 10.g4 Kf6 11.Лg1 cb 12.h4 Фg6 13.h5 Фg5 14.Фf3 Kg8 15.C:f4 Фf6 16.Kc3 Cc5 17.Kd5 Ф:b2 18.Cd6 C:g1 возникла позиция на диаграмме.

№ 2. А. АНДЕРСЕН- Л. КИЗЕРИЦКИЙ

Лондон, 1851

(Иллюстрация 2)

Ход белых

Игра завершилась так: 19.e5! Ф:a1+ 20.Kpe2 Ka6? 21.K:g7+ Kpd8 22.Фf6+! K:f6 23.Ce7x! - красивый правильный мат.

Понятие правильного мата стало фундаментальной основой композиции, и с ним связано образование нескольких школ. Самая известная из них - чешская - требовала, чтобы в задаче было не менее трех таких финалов, образовывались они неожиданно, а функции белых фигур менялись от мата к мату.

№ 3. М. ХАВЕЛЬ

I приз, "Zlata Praha", 1911

(Иллюстрация 3)

Мат в 3 хода

1.Cc5! - 2.Л:f6+ Kpe4 3.Kf2x, 1...Kpe4 2.Kf2+ Kpd5 3.Лc7x, 1...Kpf4 2.K:f6 - 3.Фg4x, 2...e4 3.Kd7x. Как видим, все три правильных мата весьма замысловаты, и они даются соответственно конем, ферзем и ладьей, причем каждый раз черная пешка отнимает поля у своего короля.

Стремление придать большую выразительность замыслу наталкивает составителя на мысль неоднократного повторения задуманной комбинации или матовой картины. Идентичные финалы, но сдвинутые или развернутые относительно друг друга, получили название эхо-матов. Если при этом меняется цвет поля, на котором гибнет черный король, то финалы называют эхо-хамелеонными.

№ 4. А. ГРИН

I приз, "US Problem Bulletin", 1991

(Иллюстрация 4)

Мат в 3 хода

1.Kpc3! - 2.C:d5 - 3.Фb8x, 1...Cf8 2.Kg6+ Kpf5 3.Фb1x, 1...Сf3 2.Cg3+ Kpf6 3.Фh4x. Последние две позиции матов абсолютно идентичны: один белый слон отнимает у короля противника два поля, другой - одно, конь - два, ферзь - три, и, наконец, черный слон блокирует последнюю, девятую клетку. Меняются и цвета полей, что позволяет назвать указанные маты эхо-хамелеонны ми.

Постепенно выработалась эстетика матового финала. Быть может, это покажется странным, но, чем больше белых фигур участвуют в образовании правильного финала, тем он ценнее. Если на диаграмме присутствуют все восемь фигур, то в этом случае задача получает специальное название - октет.

№ 5. А. КУЗОВКОВ

III приз, Мемориал Л. Куббеля, 1992

(Иллюстрация 5)

Мат в 3 хода

1.Лb4! - 2.Лd:d4+ Ф:d4 3.Фa8x, 1...Ka3 2.Лe3+! Л:e3 3.Kd2x, 1...C:d3 2.Фe6+! de 3.Cc6x.

Заметим, что в мате угрозы поле d4 занято черным ферзем и атаковано белой ладьей. Вроде бы нарушение чистоты финала, но без белой ладьи ферзь не был бы связан, и мат не получается. Без ферзя же - открыта линия. Поэтому мат все-таки считается чистым, а следовательно, и финал - правильным.

Еще более выигрывает в эстетическом восприятии так называемый зеркальный мат - финал, в котором все поля вокруг черного короля свободны от фигур сторон. Он особенно привлекателен, когда черный монарх не "прижат к канатам", то есть не находится на краю, а тем более в углу доски. Приведем редчайший пример этюда с таким финалом.

№ 6. Р. ДАДУНАШВИЛИ

V почетный отзыв, Немецкий конкурс, 1960

(Иллюстрация 6)

Выигрыш

У белых большой материальный перевес, но фигуры их расположены крайне неудачно, к тому же приходится считаться с проходной пешкой а4. 1.gf - иначе может образоваться проходная пешка на другом фланге. 1...Kpd4, используя предоставленный темп для атаки клетки d5. Теперь в игру вступает конь, который, как окажется, будет героем схватки - 2.Kg6! a3 3.K:f4 a2 4.Ke2+ Kpe5! (4...Kpc5? 5.Kc1, 4...Kpc4 5.Cd5+ Kp:d5 6.Kc3+ 7.K:a2, и постепенно белые выигрывают) 5.f4+ Kpd6 (5...Kp:f5 6.Kd4+ Kp:f4 7.Kc2). Выясняется, что появлению черного ферзя воспрепятствовать нельзя, но следует 6.Kc3! a1Ф, и непредвиденный финал 7.Ке4x - зеркальный мат!

Планка технических и эстетических требований в композиции постоянно повышается, и вот в 60-х годах нашего века было сформулировано понятие идеального финала. В его образовании должны принимать участие все наличные силы сторон, включая пешки и белого короля. При этом мат должен быть, конечно, правильным! Энтузиаст этой суперэкономии материала американский проблемист Е. Альберт даже издает специальный журнал "Ideal-Mate Review", в котором печатает композиции всех жанров, но только лишь с идеальными финалами. Особенно там популярны задачи на кооперативный мат (первый ход в них делают черные и помогают белым выполнить задание).

№ 7. Ж. ЛУСТО

Приз, "Ideal-Mate Review", 1986

(Иллюстрация 7)

Коопмат в 4 хода

1.d4 Cd8! - темпоход! 2.d3 Ca5 3.Фd4 Kpe1 4.Kpe3 Cd2x. Если теперь пешку e4 заменить черной ладьей, то правильно 1.Лe6 Ca7! - снова темпоход, 2.Kpe5 Kpe2 3.Лf5 Kpe3 4.Фd6 Cd4x - эхо-мат по отношению к предыдущему.

Охотно завершают идеальными матами свои произведения этюдисты.

№ 8. Ю. БАЗЛОВ

I-II призы, "New Statesman", 1975

(Иллюстрация 8)

Выигрыш

1.Kf3+ Kpe4! (1...Kpd3 2.Ke5+ Kpd2 3.Лg1 Kpc2 4.Kc4 b1Ф? 5.Ka3+), и вдруг 2.Лc3! Kg4+ 3.Kpe6 b1K! 4.Лb3 Kpf4 (4...Ke3 5.Kg5+ Kpf4 6.Kh3+ или 4...Kf2 5.Kg5+ Kpf4 6.Лf3+ Kp:g5 7.Л:f2, и оставшийся конь ловится) 5.Kg1! Kd2 6.Лd3 Ke4 (6...Kb1 7.Лd4+ Kpg3 8.Лd1 Kc3 9.Лd3+) и 7.Kh3x - идеальный мат с активным блокированием черными конями двух полей около своего короля. Высший "шик" при составлении этюдов (как в № 8) - все фигуры сторон должны занять свои поля в финале в процессе игры.

В последнем чемпионате России лучшим был признан такой этюд.

№ 9. Н. КРАЛИН

I приз, Московский конкурс, 1990

(Иллюстрация 9)

Ничья

1.f6+! K:f6 2.Cg5 Лh1+! (2...Л:d3 3.Kh5! Лd4+ 4.Kph3! Лd3+ 5.Kph4 Лd4+ 6.Kph3 - ничья) 3.Kpg3 Лg1+ 4.Kpf4 Лg4+ 5.Kpf5 Kd4+ 6.Kpg6 Kf3 7.Kf5+ Kpe6 8.Kd4+! K:d4 9.Cf5+! K:f5 - идеальный пат со связкой слона, причем фигуры сторон образовали своеобразный треугольник. И здесь все фигуры пришли на свои места в ходе игры!

Эффектный финал всегда достойно завершает игру и придает композиции особый шарм. Недаром говорят: конец - делу венец!


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Шахматы»