КОНЕЦ - ДЕЛУ ВЕНЕЦ!

Я. ВЛАДИМИРОВ, международный гроссмейстер по шахматной композиции.

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 8.
Илл. 9.

С времен зарождения композиции в ней господствует незыблемый принцип экономии материала , то есть в начальной позиции (на диаграмме задачи или этюда) должны присутствовать только те фигуры и пешки сторон, которые необходимы для воплощения авторского замысла и его корректности. Кстати, по этой причине зачастую задачная позиция, в которой смешались в кучу фигуры обеих сторон, раздражает глаз шахматиста, привыкшего к определенному порядку: белые - внизу диаграммы, черные - вверху.

В середине XIX века принцип экономичности понемногу стал распространяться и на финалы композиций, которые тогда, как правило, были одновариантными. Согласно ему в мате должны участвовать все наличные белые фигуры, за исключением короля и пешек. Вскоре сформулировалось понятие чистоты мата - все поля вокруг черного короля должны быть недоступны ему лишь по одной причине: либо они заняты черными фигурами, либо по разу атакованы белыми.

Рассмотрим классический пример.

№ 1. Л. КУББЕЛЬ

I приз, "Sydsvenska Dagbladet Snallposten", 1909-1910

(Иллюстрация 1)

Мат в 2 хода

После 1.Ке3! грозит 2.Фg5x, 1...Kf5 2.Kd5x, и получается чистый мат. Поля e5 и g5 контролируются конем f3, g4 и g3 - королем, e3 и f4 - конем d5, f3 - слоном, а клетка f5 занята черным конем и не атакована белыми. Но ферзь в игре не участвует, и мат - неэкономичный. Аналогичный мат получается и после 1...K:f3 2.Kg2x. Теперь ферзь контролирует клетки e5, f5 и g5, но выключен из игры слон. Любопытна ситуация в случае 1...Kp:e3 2.Фd2x. Этот мат - чистый (все поля вокруг черного короля по одному разу атакованы белыми) и экономичный (все оставшиеся белые фигуры, кроме короля, участвуют в матовой картине). Этот синтез экономии белых сил получил название правильного мата.

Кстати, таким матом завершается знаменитая "бессмертная партия". После 1.e4 e5 2.f4 ef 3.Cc4 Фh4+ 4.Kpf1 b5 5.C:b5 Kf6 6.Kf3 Фh6 7.d3 Kh5 8.Kh4 Фg5 9.Kf5 c6 10.g4 Kf6 11.Лg1 cb 12.h4 Фg6 13.h5 Фg5 14.Фf3 Kg8 15.C:f4 Фf6 16.Kc3 Cc5 17.Kd5 Ф:b2 18.Cd6 C:g1 возникла позиция на диаграмме.

№ 2. А. АНДЕРСЕН- Л. КИЗЕРИЦКИЙ

Лондон, 1851

(Иллюстрация 2)

Ход белых

Игра завершилась так: 19.e5! Ф:a1+ 20.Kpe2 Ka6? 21.K:g7+ Kpd8 22.Фf6+! K:f6 23.Ce7x! - красивый правильный мат.

Понятие правильного мата стало фундаментальной основой композиции, и с ним связано образование нескольких школ. Самая известная из них - чешская - требовала, чтобы в задаче было не менее трех таких финалов, образовывались они неожиданно, а функции белых фигур менялись от мата к мату.

№ 3. М. ХАВЕЛЬ

I приз, "Zlata Praha", 1911

(Иллюстрация 3)

Мат в 3 хода

1.Cc5! - 2.Л:f6+ Kpe4 3.Kf2x, 1...Kpe4 2.Kf2+ Kpd5 3.Лc7x, 1...Kpf4 2.K:f6 - 3.Фg4x, 2...e4 3.Kd7x. Как видим, все три правильных мата весьма замысловаты, и они даются соответственно конем, ферзем и ладьей, причем каждый раз черная пешка отнимает поля у своего короля.

Стремление придать большую выразительность замыслу наталкивает составителя на мысль неоднократного повторения задуманной комбинации или матовой картины. Идентичные финалы, но сдвинутые или развернутые относительно друг друга, получили название эхо-матов. Если при этом меняется цвет поля, на котором гибнет черный король, то финалы называют эхо-хамелеонными.

№ 4. А. ГРИН

I приз, "US Problem Bulletin", 1991

(Иллюстрация 4)

Мат в 3 хода

1.Kpc3! - 2.C:d5 - 3.Фb8x, 1...Cf8 2.Kg6+ Kpf5 3.Фb1x, 1...Сf3 2.Cg3+ Kpf6 3.Фh4x. Последние две позиции матов абсолютно идентичны: один белый слон отнимает у короля противника два поля, другой - одно, конь - два, ферзь - три, и, наконец, черный слон блокирует последнюю, девятую клетку. Меняются и цвета полей, что позволяет назвать указанные маты эхо-хамелеонны ми.

Постепенно выработалась эстетика матового финала. Быть может, это покажется странным, но, чем больше белых фигур участвуют в образовании правильного финала, тем он ценнее. Если на диаграмме присутствуют все восемь фигур, то в этом случае задача получает специальное название - октет.

№ 5. А. КУЗОВКОВ

III приз, Мемориал Л. Куббеля, 1992

(Иллюстрация 5)

Мат в 3 хода

1.Лb4! - 2.Лd:d4+ Ф:d4 3.Фa8x, 1...Ka3 2.Лe3+! Л:e3 3.Kd2x, 1...C:d3 2.Фe6+! de 3.Cc6x.

Заметим, что в мате угрозы поле d4 занято черным ферзем и атаковано белой ладьей. Вроде бы нарушение чистоты финала, но без белой ладьи ферзь не был бы связан, и мат не получается. Без ферзя же - открыта линия. Поэтому мат все-таки считается чистым, а следовательно, и финал - правильным.

Еще более выигрывает в эстетическом восприятии так называемый зеркальный мат - финал, в котором все поля вокруг черного короля свободны от фигур сторон. Он особенно привлекателен, когда черный монарх не "прижат к канатам", то есть не находится на краю, а тем более в углу доски. Приведем редчайший пример этюда с таким финалом.

№ 6. Р. ДАДУНАШВИЛИ

V почетный отзыв, Немецкий конкурс, 1960

(Иллюстрация 6)

Выигрыш

У белых большой материальный перевес, но фигуры их расположены крайне неудачно, к тому же приходится считаться с проходной пешкой а4. 1.gf - иначе может образоваться проходная пешка на другом фланге. 1...Kpd4, используя предоставленный темп для атаки клетки d5. Теперь в игру вступает конь, который, как окажется, будет героем схватки - 2.Kg6! a3 3.K:f4 a2 4.Ke2+ Kpe5! (4...Kpc5? 5.Kc1, 4...Kpc4 5.Cd5+ Kp:d5 6.Kc3+ 7.K:a2, и постепенно белые выигрывают) 5.f4+ Kpd6 (5...Kp:f5 6.Kd4+ Kp:f4 7.Kc2). Выясняется, что появлению черного ферзя воспрепятствовать нельзя, но следует 6.Kc3! a1Ф, и непредвиденный финал 7.Ке4x - зеркальный мат!

Планка технических и эстетических требований в композиции постоянно повышается, и вот в 60-х годах нашего века было сформулировано понятие идеального финала. В его образовании должны принимать участие все наличные силы сторон, включая пешки и белого короля. При этом мат должен быть, конечно, правильным! Энтузиаст этой суперэкономии материала американский проблемист Е. Альберт даже издает специальный журнал "Ideal-Mate Review", в котором печатает композиции всех жанров, но только лишь с идеальными финалами. Особенно там популярны задачи на кооперативный мат (первый ход в них делают черные и помогают белым выполнить задание).

№ 7. Ж. ЛУСТО

Приз, "Ideal-Mate Review", 1986

(Иллюстрация 7)

Коопмат в 4 хода

1.d4 Cd8! - темпоход! 2.d3 Ca5 3.Фd4 Kpe1 4.Kpe3 Cd2x. Если теперь пешку e4 заменить черной ладьей, то правильно 1.Лe6 Ca7! - снова темпоход, 2.Kpe5 Kpe2 3.Лf5 Kpe3 4.Фd6 Cd4x - эхо-мат по отношению к предыдущему.

Охотно завершают идеальными матами свои произведения этюдисты.

№ 8. Ю. БАЗЛОВ

I-II призы, "New Statesman", 1975

(Иллюстрация 8)

Выигрыш

1.Kf3+ Kpe4! (1...Kpd3 2.Ke5+ Kpd2 3.Лg1 Kpc2 4.Kc4 b1Ф? 5.Ka3+), и вдруг 2.Лc3! Kg4+ 3.Kpe6 b1K! 4.Лb3 Kpf4 (4...Ke3 5.Kg5+ Kpf4 6.Kh3+ или 4...Kf2 5.Kg5+ Kpf4 6.Лf3+ Kp:g5 7.Л:f2, и оставшийся конь ловится) 5.Kg1! Kd2 6.Лd3 Ke4 (6...Kb1 7.Лd4+ Kpg3 8.Лd1 Kc3 9.Лd3+) и 7.Kh3x - идеальный мат с активным блокированием черными конями двух полей около своего короля. Высший "шик" при составлении этюдов (как в № 8) - все фигуры сторон должны занять свои поля в финале в процессе игры.

В последнем чемпионате России лучшим был признан такой этюд.

№ 9. Н. КРАЛИН

I приз, Московский конкурс, 1990

(Иллюстрация 9)

Ничья

1.f6+! K:f6 2.Cg5 Лh1+! (2...Л:d3 3.Kh5! Лd4+ 4.Kph3! Лd3+ 5.Kph4 Лd4+ 6.Kph3 - ничья) 3.Kpg3 Лg1+ 4.Kpf4 Лg4+ 5.Kpf5 Kd4+ 6.Kpg6 Kf3 7.Kf5+ Kpe6 8.Kd4+! K:d4 9.Cf5+! K:f5 - идеальный пат со связкой слона, причем фигуры сторон образовали своеобразный треугольник. И здесь все фигуры пришли на свои места в ходе игры!

Эффектный финал всегда достойно завершает игру и придает композиции особый шарм. Недаром говорят: конец - делу венец!

Другие статьи из рубрики «Шахматы»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее