Человека снова обвинили в истреблении мамонтов

Время вымирания мамонтов, мастодонтов и гигантских ленивцев совпадает со временем появления в их ареале человека, считает исследователь Крис Сэндом.

В исчезновении мамонтов, мастодонтов и гигантских ленивцев виноваты люди, считает Крис Сэндом (Chris Sandom), соучредитель компании Wild Business Ltd., недавно завершивший докторскую диссертацию в Орхусском университете (Дания). Материалы исследования опубликованы в июньском номере Proceedings of the Royal Society B.

Скелет мамонта. Фото Tim Wilson с сайта https://www.flickr.com/photos/timwilson/7007830705
Скелет мамонта из Музея на Ранчо Ла-Брея. Фото Russell Stringfield с сайта https://www.flickr.com/photos/rs12240/12244746886.

В настоящее время существует три гипотезы о том, почему в конце эпохи плейстоцена, около 12 тысяч лет назад, вымерли многие крупные млекопитающие (они обитали на всех континентах, кроме Антарктиды). По одной из версий, в крупных представителей фауны истребили люди, по другой – эти животные вымерли из-за климатических изменений. Некоторые исследователи считают, что мамонты, мастодонты и гигантские ленивцы вымерли из-за какой-то катастрофы, возможно, из-за падения метеорита.

Последняя гипотеза имеет под собой меньше всего оснований: пока что у нас нет прямых доказательств какой-то крупной катастрофы, произошедшей в конце плейстоцена. Сторонники теории о том, что мамонтов извёл человек, указывают на так называемые kill-sites – места забоя и разделки животных, в том числе вымерших. Такие памятники известны в разных регионах мира. Однако приверженцы «климатической» версии говорят, что мест забоя слишком мало, чтобы говорить о том, что человек сыграл решающую роль в истреблении крупных млекопитающих.

Группа исследователей во главе с Крисом Сэндомом проанализировала большой объем информации из разных регионов мира. Они сопоставили время исчезновения 177 млекопитающих (учитывались только животные, реконструируемый вес которых превышал 10 кг) со временем появления человека в ареале их обитания, а также с информацией о климатических изменениях. Исследования охватывали промежуток времени между 132 тысячами лет назад (начало последнего межледниковья) и 1 тысячью лет назад. При этом археологи и палеонтологи рассматривали полученную информацию не только в масштабах отдельных континентов, но и в рамках отдельных стран, а также в тех случаях, когда рассматривалась территория больших государств, – в рамках небольших регионов (например, штатов в США).

Анализ этой объёмной информации позволил авторам прийти к выводу, что исчезновение крупных млекопитающих более тесно коррелирует с миграциями человека, чем с изменениями климата. «Факты действительно дают веские основания предполагать, что люди были определяющим фактором», – говорит Крис Сэндом.

Самые маленькие масштаб и скорость вымирания животных зафиксированы археологами и палеонтологами в Тропической Африке (sub-Saharan Africa, то есть часть континента к югу от Сахары). Следующий регион по величине этих показателей – Евразия. В Америке и в Австралии истребление крупных млекопитающих было наиболее интенсивным.

Это соответствует гипотезе о решающей роли человеческого фактора в исчезновении мамонтов, мастодонтов и гигантских ленивцев, считает Крис Сэндом. Крупные животные в Тропической Африке жили по соседству с людьми и их предками на протяжении долгого времени. Млекопитающие этих регионов были хорошо знакомы с методами древних охотников. Когда люди вышли за пределы Африки, они стали охотиться на животных, которые к такому обращению не привыкли. Именно поэтому темпы и масштабы исчезновения видов в Америке и Австралии самые большие – эти части мира человек заселил позже других.

Сильной взаимосвязи между вымиранием животных и изменением климата исследователи не нашли. Климатические изменения могли оказывать на процесс косвенное влияние – они определяли пути миграции человека.

Изменения климата, конечно, оказывают сильное воздействие на животных. Но климатические колебания не всегда являются приговором – животные могут изменить или ограничить ареал обитания, чтобы найти среду обитания, которая позволит им выжить. Вероятно, люди прервали этот процесс адаптации, полагает Крис Сэндом. «Это было последней каплей. Они не знали, как справиться с появлением нового хищника», – заключает исследователь.

По материалам  Live Science, Proceedings of the Royal Society B