МАМОНТЫ, ДИНОЗАВРЫ И ДРУГИЕ: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ

Начало: 29.12.2005 | Окончание: 10.02.2006

Мащенко Евгений Николаевич

Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН (г. Москва). Член бюро Мамонтового комитета при Санкт-Петербургском Научном Центре.

Евгений Николаевич - руководитель экспедиций и раскопок на местонахождениях мамонтов в Севске, открывших самое крупное местонахождение мамонтов в Европе, где в результате естественной катастрофы целиком погибла семейная группа мамонтов, и в Новопетровском, где был обнаружен первый в Подмосковье полный скелет трогонтериевого слона.
Один из авторов находки в Ханты-Мансийском автономном округе (местонахождение Луговское) позвонка мамонта, пробитого наконечником копья позднепалеолитического охотника - первого свидетельства охоты древнего человека на мамонтов; автор открытия первых мезозойских млекопитающих на территории Западной Сибири, в раннемеловом местонахождении Шестаково.
Участник многолетних археологических экспедиций Института Археологии РАН (Москва) на стоянках охотников позднего палеолита в г. Зарайске и Института Археологии и этнографии (Новосибирск) на стоянке Шестаково.
Евгений Николаевич Мащенко – внештатный эксперт Министерства культуры РФ по палеонтологии.

Просмотров: 37095 | Комментариев: 2

Лена, Петербург
Правда ли, что все динозавры были покрыты перьями ? Почему же их изображают совсем иначе?

Мащенко Евгений Николаевич
Не все динозавры были покрыты перьями. Существовало несколько групп хищных динозавров, крупных и мелких, которые действительно имели перья. Многие группы динозавров перьев не имели, например гигантские динозавры. Пучки перьев были не равномерно распределены на теле, хвосте и передних конечностях хищных динозавров. Все они передвигались только на задних конечностях, были достаточно быстрыми и активными животными. Перья являются производными чешуи рептилий, поэтому их наличие у некоторых групп динозавров хотя и необычно, но морфологически может быть обосновано. Какую функцию выполняли перья динозавров, можно только предполагать, но, скорее всего, это были какие-то приспособления, которые напоминали первые приспособления птиц. Они помогали более маневренному движению, играли теплоизоляционную роль для тех видов динозавров, которые жили в условиях умеренного климата.

Кстати перья, может быть, вовсе не изобретение динозавров и птиц. Среди членистоногих пермского периода (200 миллионов лет) известны пухоеды (открыты относительно недавно). Вот интересно, чьи перья они ели? Птиц тогда, точно, еще не было.

Александр
Почему считается, что первым людям было голодно? Вроде бы людей было мало, а зверья полно, травы - море!

Мащенко Евгений Николаевич
От питания травой предки людей отказались более 3 миллионов лет назад. Не продуктивный путь. Австралопитеки, наши древние и достаточно близкие родственники, пошли по этому пути. В Африканских саваннах они паслись на лугах вместе с древними павианами - геладами и антилопами, однако вымерли, когда климат в Африке стал более засушливым.

Что бы кого-нибудь съесть, его надо сперва поймать. У древнего человека для этого было всего одно приспособление – его мозг. Используя этот «инструмент», человек постепенно совершенствовал свои орудия и приемы охоты. Без орудий и оружия у человека нет шансов поймать другое животное. История рода человеческого очень длинная и показывает, что не всегда удавалось успешно находить себе пропитание. Да, приходится признать, что древние люди питались и трупами животных, по крайней мере, на самых ранних этапах человеческой истории. Что делать – голод не тетка. Ну, я не очень этого стесняюсь.

Алексей, Москва
Не одни же мамонты обитали в те времена в Сибири? Наверняка там жили и другие животные. Они тоже вымерли или ушли на другие территории?

Мащенко Евгений Николаевич
Фауна крупных млекопитающих, жившая 70-10 тыс. на территории Сибири, была очень разнообразна. Мамонт был ее главным компонентом, поскольку кости этих слонов находят практически во всех местонахождениях Сибири. Из-за этого она и получила название «мамонтовая фауна» позднего плейстоцена (плейстоцен это геологический период, который начался 1.85 млн. лет назад и закончился 10 тыс. лет назад). В ее составе кроме мамонта еще 19 видов. Я приведу только часть из них в порядке частоты их встречаемости в Сибири: древняя лошадь (2 или 3 вида), древний бизон, северный олень, гигантский олень, благородный олень, антилопа сайгак, шерстистый носорог, лось, пещерный медведь, пещерный лев. Часть этих животных вымерла, но большая часть живет в Евразии и сейчас, но совсем не там, где раньше, в других климатических зонах, и эти виды теперь не образуют вместе сообществ, как раньше. Северный олень живет в тундре и тайге, а лошадь встречается (раньше встречалась, диких лошадей сейчас не осталось) в степной и лесостепной зонах. Это изменение ареалов животных наглядно показывает нам, какие огромные изменения произошли в мире за последние тысячи лет.

Людмила, инженер
Мамонты жили только в Евразии или в Северной Америке тоже? Ведь в те времена на месте Берингова пролива, кажется, существовал перешеек?

Мащенко Евгений Николаевич
Совершенно верно, перешеек был, и существовал он очень долго. Просто время от времени (на 30-40 тысяч лет) он закрывался ледником американского арктического щита и кроме птиц никто не мог попасть в Америку и обратно. Когда ледник таял, то открывался путь для других живых существ. В начале эпохи среднего плейстоцена (более 500 тыс. лет назад) предки мамонтов – трогонтериевые слоны, видимо, проникли в Северную Америку, расселились там и от них произошли американские мамонты. Это отдельная ветвь мамонтоидных слонов. Их научное название – колумбийский мамонт (Mammuthus columbi). Позднее, в позднеплейстоценовую эпоху (70 тыс. лет назад), в Северную Америку из Сибири проник и собственно мамонт (шерстистый мамонт –Mammuthus primigenius), и оба вида мамонтов в Америке жили бок о бок.

Сергей
Насколько правдива гипотеза о том, что мамонтов мог поставить на грань вымирания человек?

Мащенко Евгений Николаевич
Эта гипотеза не совсем верна. Причины вымирания мамонтов связаны с изменением климата. Мамонт и человек, например, на Русской Равнине жили, бок о бок больше 30 тысяч лет и никакого истребления не происходило. Только после начавшегося в конце плейстоценового периода изменения климата мамонт вымер. Сейчас все большее распространение получает гипотеза о том, что огромные завалы костей мамонта с палеолитических стоянок – не результат охоты, а следы сбора костей мамонта из естественных местонахождений. Эти кости были нужны, как сырье для изготовления орудий и многого другого. Конечно, человек охотился на мамонтов, но племен, которые занимались бы специализированной охотой на них, не существовало. Биология мамонта такова, что он не мог быть основой жизни человека, главными промысловыми видами были лошади, бизоны, северные олени и другие животные ледниковой эпохи.

Лена, Германия
- А куда делись все древние животные? Исчезли из-за эволюции или вымерли по разным причинам? Например, динозавры, как думают, вымерли от холода, а млекопитающие, которые жили гораздо позже, тоже замерзли?

Мащенко Евгений Николаевич
Живые существа рождаются, взрослеют и умирают. Таков закон жизни, ни одно живое существо не может жить вечно (только в научно-фантастических произведениях может). Много-много поколений сменяют друг друга, год за годом, век за веком. Если ничего не происходило с природой вокруг, этот процесс длится очень-очень долго. Если что-то меняется, становится холоднее или наоборот жарче, живые существа либо приспосабливаются к этим изменениям (это и есть эволюция), либо вымирают. Вымирания живых существ из-за катастроф – события исключительно редкие. Их вероятность можно сравнить с вероятностью находки золотого самородка на приусадебном участке, поэтому только эволюция и меняющийся мир вокруг живых существ распоряжаются их судьбой. Существование той или другой группы вымерших живых существ закончилось по разным причинам. Что касается динозавров, то они точно вымерли не от холода.

Pingvin
В сочинениях про динозавров всегда пишут что бронтозавры вели полуводный образ жизни. Действительно ли это так? Ведь вроде бы такая туша должна увязнуть в иле при первой же попытке войти в воду или вылезти на берег!

Мащенко Евгений Николаевич
Уважаемый Pingvin, все гигантские динозавры – завроподы (и бронтозавры тоже относятся к этому семейству), вели преимущественно наземный образ жизни. Для этого природа дала им массу всяких приспособлений. Например, скелет этих гигантов был пневматизирован. Кости внутри имели полости, заполненные воздухом. По прочности они мало отличались от костей, состоящих из сплошной костной ткани, зато относительный вес завропод (по отношению к размерам тела) был на 30-40% меньше, чем у млекопитающих. Отсюда выгода – более быстрое передвижение, меньшая потребность в корме. Да и не были динозавры такими неуклюжими увальнями, как это иногда кажется. У них было сложное поведение, забота о потомстве и многое другое, что помогало им выжить.

Кошкарев, Россия
-А из-за какой природной катастрофы погибла группа мамонтов, найденных около Севска? В прошлом году я читал статью Хинштейна о вывозе из России семьи мамонтов, найденных под Севском, несмотря на протесты наших ученых. Это об этой семье шла речь? А что с ними стало?

Мащенко Евгений Николаевич
Группа мамонтов из Севска, скорее всего, погибла в результате очень сильного наводнения, которое отрезало им выход из речной долины, причем произошло это в самом начале весны. Речные отложения, в которых были кости, показывают, как постепенно сила течения слабела и в конце концов место, где остались трупы мамонтов, превратилось сперва в старицу, а потом в болото.

Да, в статье А. Хинштейна шла речь именно о том, что шесть скелетов мамонтов из Севска отправили на выставку в Париж. Я был одним из научных сотрудников, которые протестовали, против этого вывоза. Наши протесты не помогли. ООО «Наука» вывезло эти материалы. Сейчас они вернулись, и их на некоторое время выставили в Палеонтологическом музее, а через месяц они снова поедут в Южную Корею, а потом, видимо, еще куда-нибудь.

Катя, Москва
- Скажите, пожалуйста, а что такое трогонтериевый слон? Это настоящий слон? Или разновидность мамонта? А когда он жил?

Мащенко Евгений Николаевич
Трогонтериевый слон (Mammuthus trogontherii) жил 1.5 – 0.2 миллиона лет назад. Самые поздние трогонтериевые слоны жили бок о бок с мамонтами. Конечно, это мамонт, только особый вид. Конечно, это слон. Мамонт – тоже слон. Трогонтериевый слон (его еще называют степным мамонтом), мамонт и современные слоны относятся к одному семейству элефантид. Мамонт и трогонтериевый слон – еще более близкие родственники, т. к. мамонты произошли от трогонтериевых слонов. Более того, трогонтериевые слоны, по-видимому, были предками и для американских мамонтов. 1.5 миллиона лет назад Трогонтериевые слоны жили в Северной Азии, тогда там было не так холодно, как сейчас. Из этой области они распространились по всему Северному Полушарию, добрались даже до Центрального Китая и Испании.

Алексей
- Клонировать мамонта, конечно, глупость, но хоть что-то можно "вычислить" из остатков мамонтов или нет? Чем жил, чем питался, чем болел, была ли, черт возьми, любовь (прости, Господи!)?

Мащенко Евгений Николаевич
Можно «вычислить» и довольно много, даже без применения специальных методов. Кости млекопитающих это - «матрица», на которой остались следы роста, заболеваний, индивидуального возраста, травм и т.д. Специалист вполне может их прочитать. Например, только по костям детенышей мамонта из местонахождения Севск (Брянская область) было установлено, что мамонтята при рождении были на 35-40% более мелкими, чем детеныши, современных слонов, зато за первые 6-8 месяцев жизни росли так быстро, что догоняли детей своих современных родственников. Затем рост опять замедлялся. Этого говорит о том, что зимой, которая как раз начиналась на 6-7-м месяце жизни новорожденного мамонтенка, он питался хуже, мать не могла уже кормить его молоком. Поэтому мамонтенок начинал есть ту же пищу, что и взрослые. Стирание зубов детенышей мамонта это подтверждает. У мамонтят зубы первых смен начинали стираться и изнашивались намного раньше, чем у детенышей современных слонов.

Насчет любви. Это вопрос сложный. Учитывая то, что мир, в котором жили мамонты, был очень суров и неприветлив, одним из факторов их успешного выживания была сплоченность их групп и совместное противостояние опасности. Так что, конечно, любовь была, куда же без нее.