Страницы: Пред. 1 ... 366 367 368 369 370 ... 519 След.
RSS
Мозг - это просто, френология или методология?
Я забрала свой текст так как видимо он тут не нужен никому
Изменено: Лилия Шаройко - 18.01.2018 15:28:47
Цитата
ArefievPV пишет:
Они тот период проводили ведь не в "комнате с белыми стенами"... Сенсорика поступала, и довольно богатая определённый период в начале жизни (какие-то связи успели сформироваться к этому времени уже)...  Плюс тактильная чувствительность никуда не девалась (типа, канал связи оставался)...

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0­ %B9_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D­­0%BD%D1%82

Мне кажется , чтение сочинений Мещерякова , это учебное пособие для желающих изучить работу мозга.
Но здесь нужны разнообразные сведения для сопоставлений и выводов.
Мещеряков, видимо был слишком занятый эмпирикой и для теории у него не было достаточно времени.
Цитата
Слепоглухонемой ребенок до обучения
Что же представляет собой слепоглухонемой ребенок до начала его специального обучения и воспитания?
Все, наблюдавшие и описавшие таких детей, характеризуют их как совершенно беспомощных и лишенных способности человеческого поведения и мышления.
Известная французская слепоглухонемая от рождения Мари Эртен (по свидетельству L. Arnould, 1948) в девятилетнем возрасте вела себя, «как дикое животное», она была выведена из школы для глухонемых ,и из школы для слепых, .как «идиотка», и помещена в одиночную камеру психиатрической больницы. При специальном же вмешательстве было выявлено, что ее мозг нормален, а сама она вполне обучаема.
В аналогичное положение попадают и те дети, у которых слепоглухонемота не врожденна, а приобретена в раннем детстве. Ребенок, теряя слух и зрение, обычно теряет и все навыки поведения, приобретенные им до этого.
Гофгардт (S. Gofgaardt, 1890) в докладе на IV конгрессе, посвященном вопросам образования, рассказал о девочке Рагнхильд Каата, потерявшей на третьем году жизни слух, зрение, вкус и обоняние. До 14 лет она жила дома, а лишь к 15 годам ее приняли в училище для глухонемых. Она была Мало похожа на человека: могла просиживать целые дни на одном месте, не проявляя ни ма-

[67]
лейшего интереса к тому, что вокруг нее происходит, только изредка издавала звуки, похожие на тяжкий стон. Если кто-либо к ней приближался, она начинала топать ногами, реветь и царапаться, как дикий зверь. При обучении же ее развитие шло быстрее, чем у среднего глухонемого ребенка.
Показателен в этом отношении также случай с глухонемым испанцем Ионосенсио Рейес. Потеряв зрение в 6 лет, он совершенно деградировал в психическом отношении, разучился ходить, впал в оцепенение, которое продолжалось до начала его обучения — до десятилетнего возраста (см.: А. В. Ярмоленко, 1954).
А. В. Ярмоленко, исследуя случаи крайней педагогической запущенности при слепоглухонемоте, так описывает этих детей: «Эта группа по своим проявлениям и по типу своего поведения ближе всего к «классическим» образам слепоглухонемых, не испытавших «благодетельного, оживляющего влияния обучения, искры божьей», как считали Арну, Лемуан и многие другие авторы. Эти «инертные массы», «яростные животные», наблюдаемые со стороны, как бы выключены из жизни отсутствием слуховых и зрительных впечатлений. Неподвижные, безынициативные, они целыми часами не меняют места, а иногда и позы. Они не пользуются осязанием для ориентации в пространстве и для освоения новых объектов. Навыки у них не выработаны — даже процессы еды, раздевания и одевания, удовлетворения простейших физиологических нужд совершаются после внешнего толчка, а без него могут быть отодвинуты во времени до предельного нарастания потребности, после чего следует приступ ярости. У них нет и простейшего стремления .к обществу людей, искания их» (А. В. Ярмоленко, 1961, с. 85).
Наблюдения И. А. Соколянского (1927, 1962) показывают, что слепоглухонемые, лишенные обучения, могут проводить многие годы в кровати, в отгороженном углу комнаты, не общаясь с людьми и предметами, совершенно не развиваясь психически, не научившись ни ходить, ни по-человечески есть и пить.
И. А. Соколянский так описывает «случай неправильного воспитания совершенно нормального в нервно-мозговом отношении, хотя и лишенного зрения и слуха, ребенка в интеллигентной и хорошо в материальном отношении обеспеченной семье.
http://sovietpsyhology.narod.ru/mescheryakov_2_1.htm

Так что именно: в "комнате с белыми  стенами"  и один единственный "канал связи" - тактильные ощущения, которые служили видимо  для "внешнего толчка", чтобы хоть как то активизировать ребёнка для санитарного  обслуживания

Рассматривая современную концепцию памяти , нам известно : что кроме активной памяти существует и скрытая ( латентная) , которая может не проявляться долгое время "ожидая" подходящие условия для активизации.
Поэтому дети не теряли навыки( хотя исследователи утверждают обратное) приобретённые например во младенчестве, до потери слуха , зрения.Потому и стало возможным быстрое обучение.
Дети даже не осознавали , что помнят. Но приобретённый когда то до болезни ,анатомический след из тех же шипиков на дендритах  - способствовал при правильном обучении достичь исследователям результата - обучение в МГУ слепоглухонемых.( по ссылке из вики :попытка обучения в высшем учебном заведении (факультете психологии МГУ) четверых молодых людей с полной потерей зрения и слуха, предпринятая в 1970-х годах в СССР. Руководителями эксперимента были И. А. Соколянский и А. И. Мещеряков. )
К тому же доказан факт обучения и приобретения памяти вообще на доосознаваемом уровне.
Т.е . "закваска" для обучения "овоща" была в норме. Но дети до обучения были полностью невменяемыми.
Мозг может работать с ничтожным количеством нейронов распознавателей. Как уж говорил -мозг работает даже с погибшими клетками - трупами.
Эволюционно просто невыгодно иметь сложнейшую конструкцию , которую нужно постоянно оберегать от повреждений- как хрустальную вазу от боя.
Как например пчела с совсем другой конструкцией мозга и малым количеством нейронов выполняет некоторые когнитивные задачи наравне с человеком.
Изменено: Макрофаг - 13.01.2018 23:55:11
Внимание! Данное сообщение содержит исключительно личное мнение автора. Есть основания полагать, что оно может не отвечать критериям научности.
Цитата
Макрофаг пишет:
К тому же доказан факт обучения и приобретения памяти вообще на доосознаваемом уровне.
...
Как например пчела с совсем другой конструкцией мозга и малым количеством нейронов выполняет некоторые когнитивные задачи наравне с человеком.
Американский "мозговед" Дэвид Иглмен продвигает технологию VEST.
Цитата
Этот носимый на теле прибор улавливает звуки из окружающей среды и передает на маленькие вибродвигатели, закрепленные на туловище. Двигатели активируются в определенной последовательности в зависимости от частоты звука. Таким образом, звук превращается в переменную последовательность вибраций.
Поначалу вибрационные сигналы не имеют смысла. Но потренировавшись, мозг понимает, что делать с этими данными. Глухие люди могут переводить сложные последовательности вибраций на теле в осмысленные слова. Мозг обучается бессознательно расшифровывать вибрации - примерно так же слепой человек читает шрифт Брайля.
... В отличие от имплантата улитки VEST не требует оперативного вмешательства. Кроме того, он в двадцать раз дешевле...
Потенциал VEST гораздо шире: он может не только преобразовывать звук, но и послужит платформой для передачи в мозг информации любого рода.

Цитата
Я хотел бы подчеркнуть, что в тех органах чувств, к которым мы привыкли, возможно нет ничего особенного. Они просто унаследованы нами от сложной истории эволюционных ограничений...
Главное доказательство этой идеи дает нам концепция сенсорного замещения, когда информация подается по необычным каналам, например зрительная - путем осязания. Мозг сам решает, что делать с этой информацией, поскольку ему безразлично, каким образом поступают данные.

Цитата
Эволюции не требуется постоянно переделывать мозг, достаточно совершенствовать периферийные устройства, а мозг сам разберется, как их использовать.
Изменено: Dyk - 15.01.2018 10:27:28
Цитата
Dyk цитирует :
Цитата
Я хотел бы подчеркнуть, что в тех органах чувств, к которым мы привыкли, возможно нет ничего особенного. Они просто унаследованы нами от сложной истории эволюционных ограничений...
Главное доказательство этой идеи дает нам концепция сенсорного замещения, когда информация подается по необычным каналам, например зрительная - путем осязания. Мозг сам решает, что делать с этой информацией, поскольку ему безразлично, каким образом поступают данные.

Это явление называется - синестезия https://ru.wikipedia.org/wiki/Синестезия
В мозг поступают обычные стандартные электрические сигналы - от любых органов чувств.
Но каждый сигнал от органов чувств имеет свой путь к зонам мозга  , которые специфичны к таким сигналам.
Бывают некоторые патологии : например цвет может восприниматься как звуковой тон.
Это как раз и говорит о том, что цвет не представлен в мозге особенной уникальной кодировкой.
Важно поддерживать адекватность свойств наблюдаемого явления из внешней среды и личного отношения к этим свойствам.
Это означает - субъективизацию ощущений на  уровне психики.
Например если бы вдруг гипотетически все люди начали воспринимать цвет как звуковой тон , то на светофоре была бы другая система распознавания.Этические символы общения были  бы другие. Но внешняя реальность осталась прежней - изменилось только личное отношение.
Собака "видит " носом , но её психика поддерживает адекватность с реальностью и приспосабливается к новому так же как и человек , у которого доминирует зрительное восприятие в ориентировании на местности.
Цитата
Dyk пишет:
Поначалу вибрационные сигналы не имеют смысла. Но потренировавшись, мозг понимает, что делать с этими данными. Глухие люди могут переводить сложные последовательности вибраций на теле в осмысленные слова.
После тренировки освоив знаковую систему - люди, вибрации переводят на их собственный язык понимания( личное отношение). Опять же важна адекватность к реальности , чтобы не было разночтений.
В мозг можно вживить чип , который будет передавать сигналы в особой последовательности  согласно договоренному языку кода. ( по типу азбука Морзе) После обучения можно будет общаться друг с другом
Вот и настанет эра "телепатической" передаче мыслей на расстоянии. Только это будут просто периферийные устройства.
Вот описанный случай синестезии :

Собачья радость
Стивен Д., двадцати двух лет, студент-медик, наркоман (кокаин, PCP, амфетамины). Однажды ночью – яркий сон: он – собака в бесконечно богатом, «говорящем» мире запахов. ( «Счастливый дух воды, отважный запах камня »).  Проснувшись, обнаруживает себя именно в этом мире («Словно все вокруг раньше было черно-белым – и вдруг стало цветным»).
У него и в самом деле обострилось цветное зрение («Десятки оттенков коричневого там, где раньше был один. Мои книги в кожаных переплетах – каждая стала своего особого цвета, не спутаешь, а ведь были все одинаковые»). Усилилось также образное восприятие и зрительная память («Никогда не умел рисовать, ничего не мог представить в уме. Теперь – словно волшебный фонарь в голове. Воображаемый объект проецирую на бумагу как на экран и просто обрисовываю контуры. Вдруг научился делать точные анатомические рисунки»). Но главное – запахи, которые изменили весь мир («Мне снилось, что я собака, – обонятельный сон, – и я проснулся в пахучем, душистом мире. Все другие чувства, пусть обостренные, ничто перед чутьем»). Он дрожал, почти высунув язык; в нем проснулось странное чувство возвращения в полузабытый, давно оставленный мир[96].
– Я забежал в парфюмерную лавку, – продолжал он свой рассказ. – Никогда раньше запахов не различал, а тут мгновенно узнавал все. Каждый из них уникален, в каждом – свой характер, своя история, целая вселенная.
Оказалось, что он чуял всех своих знакомых:
– В клинике я обнюхивал все по-собачьи, и стоило мне потянуть носом воздух, как я не глядя узнавал два десятка пациентов, находившихся в помещении. У каждого – своя обонятельная физиономия, свое составленное из запахов лицо, гораздо более живое, волнующее, дурманящее, чем обычные видимые лица.
Ему удавалось, как собаке, учуять даже эмоции – страх, удовлетворение, сексуальное возбуждение… Всякая улица, всякий магазин обладали своим ароматом – по запахам он мог вслепую безошибочно ориентироваться в Нью-Йорке.
Его постоянно тянуло все трогать и обнюхивать («Только на ощупь и на нюх вещи по-настоящему реальны»), но на людях приходилось сдерживаться. Эротические запахи кружили ему голову, но не более, чем все остальные – например, ароматы еды. Обонятельное наслаждение ощущалось так же остро, как и отвращение, однако не в удовольствиях было дело. Он открывал новую эстетику, новую систему ценностей, новый смысл.
– Это был мир бесконечной конкретности, мир непосредственно данного, – продолжал он. – Я с головой погружался в океан реальности.
Он всегда ценил в себе интеллект и был склонен к умозрительным рассуждениям, – теперь же любая мысль и категория казались ему слишком вычурными и надуманными по сравнению с неотразимой непосредственностью ощущений.
Через три недели все внезапно прошло. Ушли запахи, все чувства вернулись к норме. Со смесью облегчения и горечи Стивен возвратился в старый невзрачный мир выцветших переживаний, умозрений, абстракций.
– Я опять такой, как раньше, – сказал он. – Это хорошо, конечно, но есть ощущение огромной утраты. Теперь понятно, чем мы жертвуем во имя цивилизации, от чего нужно отказаться, чтобы стать человеком. И все-таки это древнее, примитивное нам тоже необходимо.
С тех пор прошло шестнадцать лет. Студенческие годы, наркотики – в далеком прошлом. Ничего похожего на этот эпизод не повторилось. Д. стал процветающим врачом-терапевтом, живет и работает в Нью-Йорке. Мы друзья и коллеги. Он ни о чем не жалеет, но иногда с тоской вспоминает о случившемся.
– Эти запахи, этот благоуханный край! – восклицает он. – Какие ароматы, какая могучая жизнь! Словно путешествие в другой мир, мир чистых восприятий, огромный, одушевленный, самодостаточный. Эх, если б только можно было время от времени пробираться туда и снова превращаться в собаку!
Фрейд неоднократно подчеркивал, что слабое обоняние человека является результатом роста и воспитания: когда ребенок начинает ходить и минует примитивный этап прегенитального сексуального развития, чутье подавляется. Это подтверждается тем, что особое, часто патологическое усиление обоняния наблюдается иногда при парафилии[97], фетишизме и сходных извращениях и регрессиях[98]. Однако растормаживание, случившееся со Стивеном, было гораздо более общего типа. Оно, конечно, привело к перевозбуждению (скорее всего из-за вызванного наркотиками избытка дофамина в мозгу), но не имело особого отношения ни к сексуальности, ни к регрессии. Подобное чрезмерное усиление обоняния иногда наступает при других типах связанного с дофамином перевозбуждения – например, у некоторых постэнцефалитных пациентов на L-дофе и у больных с синдромом Туретта.
Случай Стивена указывает, помимо прочего, на всеобщий характер торможения даже на самых элементарных уровнях восприятия. Согласно идеям и терминологии Хеда, для возникновения сложных неэмоциональных и абстрактных «эпикритических» способностей необходимо подавить способности «протопатические» – примитивные и связанные с восприятием эмоций.
Необходимость в таком подавлении не следует ни сводить к чисто фрейдовскому механизму, ни воспевать, как это делал Блейк. Скорее всего, как предполагает Хед, нам нужно обуздать обоняние, просто чтобы быть людьми, а не собаками[99]. С другой стороны, случай Стивена и вместе с ним стихотворение Честертона[100] «Песня Квудля» наводят на мысль, что время от времени неплохо все же побыть собакой:

Греховным детям Евы,
Им в жизни не учуять
Счастливый дух воды,
Отважный запах камня.

 http://e-libra.su/read/250612-chelovek-kotoryj-prinyal-zhenu-za-shlyapu-i-drugie-istorii-iz-vrachebnoj-praktiki.html
Внимание! Данное сообщение содержит исключительно личное мнение автора. Есть основания полагать, что оно может не отвечать критериям научности.
Цитата
Макрофаг пишет:
Но каждый сигнал от органов чувств имеет свой путь к зонам мозга  , которые специфичны к таким сигналам.
Иглмен приводит пример, когда пути и зоны занимают сигналы других сенсорных систем.
Цитата
Майк Мэй потерял зрение в возрасте трех с половиной лет. Химический ожог уничтожил роговицу, и в его глаза перестали попадать фотоны. Несмотря на слепоту, Майк стал успешным бизнесменом, а также великолепным лыжником, ориентируясь на склонах по звуковым сигналам.
Затем после сорока лет слепоты Майк узнал о новаторском методе лечения стволовыми клетками, способном исправить физические повреждения глаз. Он решился на операцию...
Но случилось непредвиденное...
Новая роговица Майка должным образом пропускала и фокусировала свет, но его мозг не понимал поступающую информацию. Под прицелом телевизионных камер Майк смотрел на своих детей и улыбался им, но внутренне был в полной растерянности, поскольку не мог сказать как они выглядят или кто из них кто...
Майк не мог определять расстояние до объектов и их глубину. После операции кататься на лыжах ему стало даже труднее - из-за сложностей с восприятием он с трудом различал деревья, людей, тени и впадины. Все они казались ему просто темными предметами на белом снегу.
Пример Майка показывает, что наша зрительная система не похожа на видеокамеру. Чтобы видеть, недостаточно просто снять крышку с объектива. Необходимо нечто большее, чем здоровые глаза.
В случае с Майком сорок лет слепоты означали, что территория его зрительной системы была по большей части занята остальными чувствами, такими как слух и осязание. Это повлияло на способность мозга соединять все сигналы, необходимые для зрения.
В настоящее время, через тринадцать лет :!:  после операции, Майк с трудом читает слова на бумаге и различает выражения лиц людей. Когда ему требуется уточнить свое несовершенное зрительное восприятие, он использует для проверки информации другие органы чувств: дотрагивается до предмета, поднимает его, слушает. Это сравнение ощущений характерно для маленьких детей, чей мозг познает окружающий мир.
Изменено: Dyk - 16.01.2018 09:24:27
Цитата
Макрофаг цитирует:
.Через три недели все внезапно прошло. Ушли запахи, все чувства вернулись к норме. Со смесью облегчения и горечи Стивен возвратился в старый невзрачный мир выцветших переживаний, умозрений, абстракций.
– Я опять такой, как раньше, – сказал он. – Это хорошо, конечно, но есть ощущение огромной утраты. Теперь понятно, чем мы жертвуем во имя цивилизации, от чего нужно отказаться, чтобы стать человеком
Интересно, в пользу какого "периферийного сенсорного устройства" мы жертвуем?
Цитата
Dyk пишет:
Пример Майка показывает, что наша зрительная система не похожа на видеокамеру. Чтобы видеть, недостаточно просто снять крышку с объектива. Необходимо нечто большее, чем здоровые глаза.

Мозг создаёт свою субъективную реальность как отражение внешнего.Неважно какие при этом будут задействованы органы восприятия. Достаточно быть адекватным реальности , что покажет сверка субъективного опыта в соприкосновении с внешним.
Цитата
Dyk пишет:
В случае с Майком сорок лет слепоты означали, что территория его зрительной системы была по большей части занята остальными чувствами, такими как слух и осязание. Это повлияло на способность мозга соединять все сигналы, необходимые для зрения.
Повлиял дефицит распознавателей зрительных образов.
Первичная кора мозга у Майка не была повреждена , поэтому
Цитата
Dyk пишет:
После операции кататься на лыжах ему стало даже труднее - из-за сложностей с восприятием он с трудом различал деревья, людей, тени и впадины. Все они казались ему просто темными предметами на белом снегу.
Первичные зрительные распознаватели у нас врождённые . Это точки, линии, кружочки.
Но для того , чтобы в психике возникали зрительные образы - необходимо задействовать вторичную и третичную  кору мозга , которые развиваются до семи лет , а третичная кора продолжает развитие вплоть до 25-30 лет.
Майк Мэй потерял зрение в возрасте трех с половиной лет. Соответственно  зрительные ассоциации у Майка не развивались и зрительная ассоциативная кора была задействована другими органами чувств.
Цитата
исследователи выяснили, что выполняя математические задачи, слепые  активируют ту часть коры головного мозга, которая отвечает за обработку зрительной информации. То есть, у незрячих людей всё работает, как и у зрячих. У слепых людей, которые решили задачи лучше остальных, кора зрительных навыков работала ещё активнее.
http://planet-today.ru/novosti/nauka/item/50433-uchenye-slepye-ispolzuyut-zritelnuyu-koru-mozga-dlya-raboty-s-chislami

Цитата
Dyk пишет:
В настоящее время, через тринадцать лет после операции, Майк с трудом читает слова на бумаге и различает выражения лиц людей. Когда ему требуется уточнить свое несовершенное зрительное восприятие, он использует для проверки информации другие органы чувств: дотрагивается до предмета, поднимает его, слушает. Это сравнение ощущений характерно для маленьких детей, чей мозг познает окружающий мир.
Майк остановился в развитии зрительных образов.Но это не говорит о том , что всё потеряно.
Нужно специальное обучение и методика.
Ведь получилось с Хе́лен А́дамс Ке́ллер поднять её мировосприятие до адекватного реальности уровня. https://ru.wikipedia.org/wiki/Келлер,_Хелен_Адамс#Роль_в_специальной_педагогике
Бывает иногда удачное стечение обстоятельств , когда совпадают встречи учителя и ученика.
Цитата

Обучение Келлер стало существенным прорывом в специальной педагогике[68]. Она не была первым слепоглухим человеком, поддавшимся обучению, — до этого был как минимум известен случай Лоры Бриджмен. Тем не менее, опыт её обучения стал первым достоверно задокументированным. На нём были основаны многие методики преподавания людям с подобным отклонением, в том числе в СССР, где иногда писали, что до открытия Загорского детского дома слепоглухих (ныне Сергиево-Посадский) в мире были известны лишь два случая обучения слепоглухих, отличающиеся бессистемностью, спонтанностью и счастливым стечением обстоятельств[12].

Составители учебника «Общая психология» также отметили значение случая Келлер: «Оно состоит в том, что единственное в своём роде счастливое стечение обстоятельств столкнуло исключительно талантливую учительницу, оказавшуюся в то же время отличной наблюдательницей, описавшей последовательное развитие своей ученицы, с высокоодарённым, почти гениальным ребёнком, на котором природа поставила жестокий эксперимент, полностью выключив обе важнейшие области его чувственного опыта». В то же время в «Общей психологии» высказано мнение, что записи Салливан не получили широкой поддержки в научных кругах, поскольку учёным казалось маловероятным, что Келлер так быстро адаптировалась к преподаванию]
Внимание! Данное сообщение содержит исключительно личное мнение автора. Есть основания полагать, что оно может не отвечать критериям научности.
Цитата
Dyk пишет:
Цитата
Макрофаг цитирует:
. Через три недели все внезапно прошло. Ушли запахи, все чувства вернулись к норме. Со смесью облегчения и горечи Стивен возвратился в старый невзрачный мир выцветших переживаний, умозрений, абстракций.
– Я опять такой, как раньше, – сказал он. – Это хорошо, конечно, но есть ощущение огромной утраты. Теперь понятно, чем мы жертвуем во имя цивилизации, от чего нужно отказаться, чтобы стать человеком  
Интересно, в пользу какого "периферийного сенсорного устройства" мы жертвуем?

Если люди вдруг начнут жить в полной темноте , то будут приспосабливаться к таким условиям.
Всё , что останется от этого приспособления будет самым эффективным.
Мозг работает как одно целое , где эволюционно наслаиваются всё более эффективные дополнения для данных условий.То . что не востребовано к данным условиям среды - редуцируется.
Если бы в мозге были уникальные функциональные блоки заточенные только под определённые условия среды , то человек бы не смог эволюционировать.  
В мозге нет специализированных "центров", а только специфика распознавателей придаёт функциональную особенность отделам мозга. Например функциональная специализация полушарий может долго не проявляться в онтогенезе.
Физиологи выделяют "центры" условно так как необходима более точная доставка лекарственных препаратов к клеткам мишеням для психофармацевтических целей.
В образе в пучок объединяются все рецепторные каналы ( зрение, слух, осязание, обоняние и т.д.
Дефицит одного из каналов восполняется захватом недействующих участков мозга другими каналами. Поэтому у слепых более развито слуховое или иное восприятие.

Посмотрите как приспособлен голый землекоп - самое здоровое существо на планете.
Здесь в пучке  органов чувств доминирует наиболее подходящее для данных условий среды.
Органы чувств
Глаза крошечные — 0,5 мм, зрение слабое. Наружные ушные раковины редуцированы, однако слух острый, о чём свидетельствует обширный репертуар звуков, издаваемых землекопами.

Обладают острым двухосновным обонянием, при котором основную обонятельную систему грызуны используют для поиска пищи, но не для отличия своих сородичей от чужих. Для последнего, по-видимому, они приспособили дополнительную обонятельную систему, включающую в себя вомероназальный орган. Индивидуальное распознавание зверьков в колонии с помощью дополнительной обонятельной системы позволяет различать статус сородича, от которого полностью зависит его образ жизни.

Также голые землекопы обладают и развитым осязанием — их морды и хвосты покрыты чувствительными вибриссами, в частности позволяющими землекопам легко двигаться по тоннелям как вперёд головой, так и вперёд хвостом.

Нечувствительность к боли
Клетки кожи голого землекопа лишены нейротрансмиттера, известного как «вещество P», которое отвечает за передачу болевых импульсов в центральную нервную систему. Поэтому голые землекопы не чувствуют порезов и ожогов. Однако после инъекции данного нейротрансмиттера болевые ощущения появляются.
Клетки кожи голого землекопа нечувствительны к кислоте даже при pH менее 3,5.
Кроме кислоты, кожа землекопа нечувствительна также к капсаицину, придающему жгучую остроту перцу чили
https://ru.wikipedia.org/wiki/Голый_землекоп

Внимание! Данное сообщение содержит исключительно личное мнение автора. Есть основания полагать, что оно может не отвечать критериям научности.
Цитата
Макрофаг пишет:
Dyk пишет:
Цитата
Макрофаг цитирует:
...Теперь понятно, чем мы жертвуем во имя цивилизации, от чего нужно отказаться, чтобы стать человеком

Интересно, в пользу какого "периферийного сенсорного устройства" мы жертвуем?

Посмотрите как приспособлен голый землекоп - самое здоровое существо на планете...
Хотелось бы сделать акцент на фразе "во имя цивилизации".
Вот у Иглмена проскакивает определённое противоречие. С одной стороны он пишет:
Цитата
Мозг играет роль вычислительного устройства общего назначения: он работает с тем, что получает. ...Природе требовалось всего один раз изобрести принцип работы мозга, а затем она могла развлекаться, придумывая новые канала ввода.
Затем он перечислят рыб, птиц, змей, слонов, коров, собак - все разнообразие их "периферйных сенсоров" - и заключает:
Цитата
Горнило естественного отбора - это пространство для экспериментов, и приведенные примеры - лишь некоторые из способов, найденных генами, чтобы передавать данные из окружающего мира в мир внутренний. В конечном счете эволюция создала мозг, который способен воспринимать разные срезы реальности.
Но разные срезы реальности способен воспринимать не только человеческий мозг. Выходит дело все-таки в неком "устройстве", дающем срез реальности, которого нет у других тварей земных.
Думается, если брать по совокупности улик -культурологических, религиозных, - то таким "устройством" можно считать человеческое сердце. Эволюция снабдила его беспрецендентной инервацией, что и позволило человеку совершить качественный скачок в уровне организации мозга, с помощью обратной связи "мозг - сердце".
Именно сердце при весьма опосредованных или вообще отсутствующих "сенсорах" играет, по-моему, роль "цивилизатора".
Изменено: Dyk - 18.01.2018 05:22:43
Я,  Макрофаг, забрала из вашего мозга свой текст про внешние влияния на человека, видимо он вам не интересен и здесь не нужен.
Он переехал в Разумность животных. Приятно было общаться, но видимо пока общих интересов нет. Не знаю зайду ли я сюда еще так как не ясно нужно ли это кому нибудь.
Страницы: Пред. 1 ... 366 367 368 369 370 ... 519 След.

Мозг - это просто


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее