Страницы: 1 2 3 4 5 ... 7 След.
RSS
О положении в науке и образовании., статья
О положении в науке и образовании

Этот материал был дан в виде комментария. Но, судя по обсуждению проблем образования и науки, он заслуживает статуса отдельной темы. Хотелось бы выслушать больше мнений.
Я - профессор вуза, через руки которого ежегодно проходит не менее полутора сотен студентов, поэтому знаю положение дел изнутри. Можно сколько угодно рисовать портрет идеального учителя и преподавателя, можно пламенно призывать наших учителей и преподавателей следовать этому портрету. Но от пустопорожней болтовни мало проку. Учитель - это живой человек, такой же бедолага, переживающий все неприятности нашего кризисного общества. У него тоже есть семья с её повседневными заботами, есть дети. Их надо кормить, одевать, обувать, учить, лечить. И делать это становится всё труднее: цены растут, бардак усиливается, учительская зарплата нищенская, престиж учительского труда падает. Многим родителям просто наплевать на своих детей, и они предоставлены сами себе и улице.
Материальная база учебных заведений разваливается, квалифицированные кадры уходят или просто физически умирают, со своевременной квалифицированной заменой крайне плохо. Наука в вузах хиреет, и это отрицательно отражается на качестве преподавания. Учёные советы продолжают по инерции штамповать кандидатов и докторов наук весьма низкого качества. Отдельные достижения в сфере образования не отражают безрадостного положения дел.
Нам давно пора прекратить хвастливые разговоры о бесконечных достижениях в науке и образовании. Критерием успехов здесь, в конечном счёте, может быть только реальный рост социально-экономического потенциала страны. А пока что, несмотря на внушительную армию профессоров и академиков с их реальными или придуманными достижениями, страна никак не может выбраться из разряда отстающих. Думается, всё-таки не обойтись без серьёзной реформы РАН с её институтами, без создания по-настоящему дееспособных научно-технических комплексов, без усиления государственного управления в научно-технической сфере. Возник опасный порочный круг: нехватка квалифицированных учителей порождает безграмотность учеников, последняя приводит к безграмотности будущих учителей и т.д. Особенно опасна возрастающая нехватка учёных среднего возраста. Подготовка таких учёных занимает 5-10 лет после окончания вуза. Быстро заполнить эту нишу, даже влив в науку крупные денежные суммы, невозможно. Здесь требуется планомерная и продолжительная работа. Необходимы срочные меры и по восстановлению прикладной науки. Она развалена, а без неё невозможны разработка и внедрение новых наукоёмких технологических процессов. Только в оборонных отраслях положение ещё терпимое. Но надолго ли? Ведь в экономике всё взаимосвязано.
Положение в науке усугубляется ещё и развалом отечественной экспериментальной базы для научных исследований. Нами командуют чиновники, преисполненные самых лучших намерений, но зачастую не представляющие себе специфики научного исследования или технологической разработки. Они с апломбом твердят: надо финансировать не институты, а их конечные результаты; надо платить только тем учёным, кто выдаёт на гора много цитируемых публикаций, и так далее в том же духе. Они искренне убеждены, что таким путём они стимулируют научную работу. Но они не понимают, что учёный-экспериментатор работает не дома на кухне и не в чиновничьем кабинете, что он не выковыривает ценные результаты из собственного носа. Чтобы были результаты, учёным-экспериментаторам нужны институты с их разветвлённой и сложной инфраструктурой, нужны хорошо оснащённые лаборатории, дорогие современные приборы, установки, вспомогательные материалы и т.д. Всё это, в свою очередь, требует развития соответствующих отраслей промышленности и многолетнего труда. Как же можно не финансировать экспериментальную базу, её многолетнее поддержание на работоспособном уровне? Каждому, кто сохранил хотя бы элементы здравого смысла, совершенно ясно, что финансировать необходимо и институты, и лаборатории, причём хорошо финансировать, чтобы их экспериментальная база могла планомерно развиваться и пополняться образцами новых средств научного исследования. Другое дело, и это очень важно, чтобы был оперативный и компетентный контроль за результативностью работы научного учреждения и работающих в нём учёных. А за выдающиеся результаты следует, как это делается за рубежом, выплачивать премии-бонусы. Они должны быть не символическими, а достаточными для того, чтобы учёный, сделавший крупное открытие или пионерское изобретение, становился по-настоящему богатым человеком. Сильная мотивация труда, компетентность и условия для работы - вот три кита, на которых во всём мире держится высокая наука. Со всеми этими составляющими у нас пока дело обстоит из рук вон плохо.
В образовании назрели неотложные меры по повышению его качества в увязке с текущими и перспективными потребностями народного хозяйства. Необходимы новые образовательные стандарты, с уходом от чрезмерного теоретизирования и приближением к специализации и профилю работы будущего молодого специалиста. Требуется увязка работы вузов с работодателями и, возможно, хоть какое-то подобие распределения выпускников для работы по специальности. Жизнь показала, что предоставление учебным заведениям полной самостоятельности и свободы в наших условиях ведёт к снижению качества образования. Нужна эффективная система контроля за деятельностью учебных заведений: за соблюдением образовательных стандартов, за качеством чтения лекций и проведения практических занятий, за объективностью всех видов проверки знаний учащихся, за недопущением перегрузки преподавателей в ущерб качеству их работы, за прозрачностью расходования бюджетных и внебюджетных средств. Нельзя допускать чрезмерного распространения платного образования. Особенно недальновидно и аморально отлучать от образования способных детей малообеспеченных родителей. Не умаляя важности проведения научных исследований в вузах, необходимо подчеркнуть, что основным критерием оценки их работы должна быть всё-таки образовательная деятельность. Необходимо покончить со взятками в вузах, с продажей дипломов и аттестатов.Следует повышать требования к работе учёных советов и качеству защищаемых диссертаций. Но самое главное - возрождать реальную экономику. Только в ней могут быть востребованными и наука, и образование!

Владислав Фельдблюм, доктор химических наук, профессор
Ярославль
Цитата
Владислав Фельдблюм пишет:
Учитель - это живой человек, такой же бедолага, переживающий все неприятности нашего кризисного общества. У него тоже есть семья с её повседневными заботами, есть дети. Их надо кормить, одевать, обувать, учить, лечить. И делать это становится всё труднее: цены растут, бардак усиливается, учительская зарплата нищенская, престиж учительского труда падает. Многим родителям просто наплевать на своих детей, и они предоставлены сами себе и улице.

Вы пессимист. А я верю в российское образование. В нем сейчас тьма проблем. Они могут еще прибавиться. Но новая власть будет их решать успешно. Надо понимать, от чего мы ушли. Партийное образование рухнуло. Рухнуло. Душу вынули, душу марксистско-ленинскую. Образовался вакуум, и этот вакуум непросто заполнить. Вас тянет к советскому, а меня отталкивает советское. И тут мы друг друга не поймем. Вы хотите все обустроить скоро. А я считаю, торопиться не надо, все великое требует времени.   5 июня 2009 г.
Изменено: Сергей Корягин - 05.06.2009 19:08:00
Цитата
Сергей Корягин пишет:
А я верю в российское образование. В нем сейчас тьма проблем. Они могут еще прибавиться.
Уважаемый Сергей! Если окончательно введут ЕГЭ, с образованием действительно проблем не будет!Так же, как и самого образования. :(  Извините, не утерпела. У меня младший сейчас как раз проходит этот "эксперимент".
И еще. Давно хочу вас спросить - не как админ, конечно, а как обычный собеседник:  Вот Вы - умный, мягкий, интеллигентный  человек,  давно ли Вы читали русскую литературу??Все, что тогда имели, имеем и сейчас, и в советское время имели то же самое!
Цитата
Сергей Корягин пишет:
Надо понимать, от чего мы ушли.
От самих себя не уйдешь.
Цитата
Татьяна Kech пишет:



Цитата  


Сергей Корягин пишет:
А я верю в российское образование. В нем сейчас тьма проблем. Они могут еще прибавиться.
Уважаемый Сергей! Если окончательно введут ЕГЭ, с образованием действительно проблем не будет!Так же, как и самого образования.   Извините, не утерпела. У меня младший сейчас как раз проходит этот \\"эксперимент\\".
И еще. Давно хочу вас спросить - не как админ, конечно, а как обычный собеседник: Вот Вы - умный, мягкий, интеллигентный человек, давно ли Вы читали русскую литературу??Все, что тогда имели, имеем и сейчас, и в советское время имели то же самое!




Цитата  


Сергей Корягин пишет:
Надо понимать, от чего мы ушли.
От самих себя не уйдешь.


Это Корягин-то "умный, мягкий, интеллигентный человек"?!
Цитата
Сергей Корягин пишет:



Цитата  


Владислав Фельдблюм пишет:
Учитель - это живой человек, такой же бедолага, переживающий все неприятности нашего кризисного общества. У него тоже есть семья с её повседневными заботами, есть дети. Их надо кормить, одевать, обувать, учить, лечить. И делать это становится всё труднее: цены растут, бардак усиливается, учительская зарплата нищенская, престиж учительского труда падает. Многим родителям просто наплевать на своих детей, и они предоставлены сами себе и улице.

Вы пессимист. А я верю в российское образование. В нем сейчас тьма проблем. Они могут еще прибавиться. Но новая власть будет их решать успешно. Надо понимать, от чего мы ушли. Партийное образование рухнуло. Рухнуло. Душу вынули, душу марксистско-ленинскую. Образовался вакуум, и этот вакуум непросто заполнить. Вас тянет к советскому, а меня отталкивает советское. И тут мы друг друга не поймем. Вы хотите все обустроить скоро. А я считаю, торопиться не надо, все великое требует времени. 5 июня 2009 г.

Я не за "партийное образование". И я тоже верю в российское образование. Но не по Вашим рецептам!
Цитата
Владислав Фельдблюм пишет:
Это Корягин-то \"умный, мягкий, интеллигентный человек\"?!
Почему Вас это так задело? А Вы не думали о том, что противоречий у вас не так уж и много?Когда люди постоянно находятся в состоянии спора, они часто не замечают, что говорят просто о разных вещах.Можно по-разному оценивать факты, но стремиться к одной цели...
Спасибо Татьяна, что ответили. Насчет ЕГЭ - пусть попробуют, видимо, еще недостаточно "напробовались". Это эксперимент, но не смертельный. Тут есть разные мнения. Ваша мысль о русской литературе - не понял я Вашей мысли. Если сможете - разъясните.
Цитата
Татьяна Kech пишет:
От самих себя не уйдешь.
Мысль интересная. Но все-таки мы мало-помалу уходим и от себя. Развиваемся. Непросто это.  Дорога у нас одна - вперед и вверх. А потом, разумеется, вниз.
Цитата
Сергей Корягин пишет:
Ваша мысль о русской литературе - не понял я Вашей мысли. Если сможете - разъясните.
Эх, тема необъятная!Кому на Руси жить хорошо?И когда-нибудь вообще было хорошо?Просто у Вас получается, что так у нас  хорошо жили, а тут пришел Карл Маркс(Ленин, Сталин) и все испортил!  :)
Уважаемая Татьяна, теперь я Вас понял. В России народ всегда тяжело жил. Но ведь эти пришли с великими амбициями!  "Мы наш, мы новый мир построим. Кто был ничем, тот станет всем!" Открыли "Новую эру", наобещали много-много. А потом оказалось, что они угробили столько своих граждан - ради абсолютного счастья,  что стало ясно: овчинка выделки не стоила. Мысль моя простая: не надо кардинально переделывать мир, надо идти, максимально учитывая все, на что способен нормальный человек, учитывая все его возможности. Не тянуть его за волосы и за ноги. Буду рад, если Вы ответите. С. К.
Изменено: Сергей Корягин - 08.06.2009 19:28:24
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 7 След.

О положении в науке и образовании.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее