Ускользающий мир

Новости федерального проекта

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

Подведены итоги учёта сибирского горного козла

В Саяно-Шушенском заповеднике проведен весенний учет сибирского горного козла. Работа проводится ежегодно в прибрежной (к водохранилищу) зоне заповедника от реки Кара-Кем до южной границы заповедника.

Учет является относительным, методика разработана для Саяно-Шушенского заповедника в 2005 году кандидатом сельскохозяйственных наук Сергеем Линейцевым. Учет проводится в ранние утренние часы, когда животные, в основном самки с козлятами, спускаются к водохранилищу на водопой. Проходя на катере в 100-150 метрах от берега со скоростью 15-20 км/ч, исследователи зрительно учитывают всех козерогов, находящихся в прибрежной полосе, шириной 500-600 м. Половозрастной состав групп сибирского горного козла уточняется с помощью бинокля. В процессе учета фиксируют время и место наблюдения отдельных групп, общее количество животных в стаде, удаление их от берега. Учетный маршрут разбит на три участка, последовательный осмотр которых каждый раз начинается с раннего утра.

Фото: Р. Афанасьев, М.Окунева.

В 2021 году на учетных участках зарегистрировано 60 групп сибирского горного козла, общей численностью 795 особей. В прошлом же году было учтено на 50 особей больше, кроме того отмечалась более высокая доля сеголетков (молодняк текущего года). Если в 2020 году на 100 самок приходилось 52 козленка, то в этом году всего 35. Научные сотрудники связывают это с холодной весной — в конце апреля и начале мая регистрировались заморозки с обильным выпадением снега.

Несмотря на низкую долю сеголетков, при сравнении результатов 2021 года с материалами весенних учетов прежних лет (за исключением 2020 г. – он был рекордным), то численность козерога в заповеднике все также находится на высоком уровне и составляет около 1800 особей.

В весенне-летний сезон на учетном маршруте преобладают самки с козлятами. Самки кормят новорожденных, поэтому привязаны к наиболее крупным водным артериям. Самцам достаточно влаги из небольших источников, они занимают высокогорные стации. Кроме того, они не так сильно привязаны к скальным массивам вдоль рек, которые дают укрытие от хищников и непогоды самкам с козлятами. Количество самцов в популяции позволяет посчитать осенний учет, когда животные образуют смешанные стада в период гона.

Гон у сибирских горных козлов проходит в ноябре, через 5,5-6 месяцев самка рожает одного, редко двух козлят. Малыши встают на ножки сразу после родов, но еще долгое время находятся рядом с матерью, перенимая навыки безопасного передвижения и защиты от врагов.

С