Ускользающий мир

Новости федерального проекта

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

День тигра

29 июля во всём мире отмечается Международный день тигра.

29 июля во всём мире отмечается Международный день тигра (International Tiger Day). Праздник был учреждён в 2010 году в Санкт-Петербурге на Международном форуме «Тигриный саммит» по проблемам сохранения популяции этого хищного животного. 14 стран (включая Россию), на территории которых обитают тигры, являются участниками глобальной программы восстановления тигра.

Фото: Светлана Сутырина.

Россия – единственное государство, в котором водится самый северный и самый крупный подвид тигра – амурский. Он обитает на территории 4-х субъектов РФ: Приморского края, Хабаровского края, Амурской области и Еврейской автономной области.

Амурский тигр – занесён в Красную книгу Российской Федерации, Красный список Международного союза охраны природы и Перечень особо ценных диких животных. Это один из приоритетных объектов животного мира федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», входящего в состав нацпроекта «Экология».

На сегодняшний день в ареале амурского тигра функционирует 39 особо охраняемых природных территорий (в том числе 16 – федерального значения), общая площадь которых составляет 4,7 млн. га или 25% от общей площади современного ареала данного вида. Прежде всего это такие ООПТ, как Сихотэ-Алинский заповедник, Лазовский заповедник, Уссурийский заповедник, заповедник «Кедровая падь», национальные парки «Земля леопарда», «Удэгейская легенда» и другие.

Амурский тигр – это единственный представитель вида, который приспособился к жизни в условиях зимы. От ледяного ветра и низкой температуры большую кошку защищает многосантиметровый слой жира и густой, длинный и пушистый мех. Расположение чёрных полос на шкуре каждого животного уникально, как отпечатки пальцев человека.

Тигры – территориальные животные, ведущие одиночный образ жизни. У каждого зверя свой индивидуальный участок. Участки особей одного пола практически не перекрываются, но участок одного самца включает участки нескольких самок. Территория самца может составлять до 1000 кв. км, в то время как у самки – всего 200-400 кв. км.

Фото: Светлана Сутырина.

Продолжительность жизни тигра в дикой природе – 16-18 лет, в неволе – до 25 лет. Вес взрослых самцов составляет 200-220 кг, самок 160-180 кг. Основа питания – крупные копытные (кабан, изюбрь, пятнистый олень), летом тигры охотятся и на мелких хищных – барсуков, енотовидных собак.

За последние 100 лет численность тигра в мире сократилась в 25 раз, со 100 тыс. особей до 3 тысяч – это колоссальные потери для вида. Среди основных причин: браконьерство, уничтожение природных местообитаний и подрыв кормовой базы.

Фото: Светлана Сутырина.

Учёт амурского тигра по всему ареалу проводится каждые 5-10 лет. По данным мониторинга 2019 года, численность амурского тигра в России составляет более 580 особей, тогда как в 2004-2005 г. численность оценивалась в 480-500 особей.

Уверенный рост численности амурского тигра подтверждает готовность нашей страны выполнить обязательства, взятые в рамках Глобальной программы восстановления тигра по увеличению численности до 600 особей (500 из которых – взрослые особи). Достижение таких показателей особенно важно, поскольку в 2022 году Россия будет принимать у себя Второй Международный форум по сохранению тигра.

Дорожная карта включает мероприятия по восстановлению и охране мест ообитаний, кормовой базы тигра, проведению учёта и мониторинга численности особей амурского тигра. К 2022 г. ожидается увеличение численности хищников до 600 особей.

Автор: Наталия Судец, эксперт ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела»