Квантовые технологии – путь развития науки: дискуссионная сессия VI Международного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика» в РЭУ

Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Лобанов провёл рабочую встречу с руководителем научной группы «Квантовые информационные технологии» Российского квантового центра (РКЦ) Алексеем Фёдоровым и директором по цифровизации госкорпорации «Росатом» Екатериной Солнцевой в рамках VI Международного форума «Шаг в будущее: искусственный и интеллект и цифровая экономика».

Квантовые технологии – перспективная область физики, изучающая квантовую механику и разработку инноваций на основе кванта — неделимой частицы, атома или фотона. Необходимость квантовых исследований в ходе рабочей встречи подчеркнул Иван Лобанов.

«Технологии в области кванта – одна из сложнейших и интереснейших сфер физической науки. Постквантовые алгоритмы помогают обеспечить надежную защиту от киберугроз, решают важные задачи фундаментальной и прикладной науки – от диагностики заболеваний и разработки лекарств до создания новых конструкционных материалов для отечественной оборонной, автомобильной и космической промышленности. Специалисты в этой сфере особенно востребованы сегодня. В Плехановском университете работают лаборатории по исследованию искусственного интеллекта, которые изучают в том числе технологии на квантовой основе», – отмечает ректор Плехановского университета Иван Лобанов.

Проблемная сессия «Квантовый потенциал» VI Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный и интеллект, и цифровая экономика» стала местом для обсуждения вопросов подготовки квалифицированных кадров для отрасли, разработки квантовой коммуникационной платформы экономики данных, роли квантовых технологий в медицине, железнодорожной сфере, создания квантового компьютера. Модератором дискуссии выступил Алексей Федоров.

«Мы находимся на этапе бурного развития квантовых технологий, которое ставит перед нами непростые задачи по обучению новых кадров и развитию у них нужных компетенций. Сегодня в этой перспективной сфере нужны люди, которые позволят не только разработать квантовый компьютер, но и внедрить его в экономический оборот», – говорит руководитель научной группы РКЦ.

Директор по цифровизации государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Екатерина Солнцева подчеркнула, что жизнь человека кардинально изменится в течение ближайших 10-15 лет.

«Очень важно, чтобы у нас было больше специалистов в области физики. Вместе с этим необходимо, чтобы люди других специальностей умели работать с квантовыми технологиями как пользователи. Новое поколение, которое появится на горизонте 2030-2035 года, с одной стороны, будет состоять из людей, которые смогут переобучиться и адаптироваться под новые условия жизни, и молодого поколения, которое составит основу общества», – обратила внимание спикер.

Первый проректор по разработке и реализации стратегии развития университета НИТУ МИСИС Сергей Салихов, поднимая тему обучения будущих специалистов для отрасли, отметил, что квантовый инженер прежде всего должен иметь глубокие знания по математике, квантовой физике и оптике, разбираться в схемотехнике и дизайне, электронике и программировании.

О перспективах развития квантовых технологий высказался старший научный сотрудник СП «Квант» (Росатом) Дмитрий Чермошенцев. Он отметил, что разработка новых алгоритмов существенно сократила дистанцию между применением квантовых алгоритмов и квантовых вычислений.

Спикерами сессии выступили:

·                  Сергей Салихов – Первый проректор по разработке и реализации стратегии развития Университета МИСИС;

·                  Юлия Иванова – Начальник центра цифровых коммуникаций Департамента коммуникаций и маркетинга «Газпромбанк»;

·                 Илья Семериков – ФИАН научный сотрудник, руководитель научной группы Российского квантового центра;

·                  Дмитрий Чермошенцев – Старший научный сотрудник «Российский квантовый центр» (основное место работы), научный сотрудник СП «Квант» Росатом Квантовые технологии (совместительство);

·                  Екатерина Солнцева – директор по цифровизации государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Молодёжь обладает большим потенциалом в науке и технологиях. Грамотное взаимодействие бизнеса, государства и академической среды – залог успешного развития квантовых технологий. К такому выводу пришли участники проблемной сессии «Квантовый потенциал».