Дальневосточные учёные провели анализ данных о распространении хрящевых рыб северной части Тихого океана

Достоверная информация о структуре морских сообществ и их разнообразных функциональных связях помогает организовать рациональный промысел.

Тихоокеанская носатая химера. Фото: пресс-служба ННЦМБ ДВО РАН.

Фауна хрящевых рыб: акул, скатов и химер (Chondrichthyes: Elasmobranchii, Holocephali), представляющих собой самую большую и самую древнюю (возраста 400 миллионов лет) группу позвоночных животных, не только неоднородна морфологически и экологически, но и различается по времени и регионам происхождения и имеет различные пути расселения. Происхождение и расселение хрящевых - комплексно практически не рассматривалось из-за недостаточного количества палеонтологических данных и сложности определения направления морфологической эволюции. Хрящевые рыбы связаны многими, в первую очередь, – пищевыми связями, с большим количеством других видов животных и играют важную роль в составе донных биоценозов. Хрящевые рыбы – объект повышенного интереса многочисленных природоохранных организаций а также и организаций по управлению промыслом. Многие виды являются ценными пищевыми объектами в странах юго-восточной Азии.

О хрящевых рыбах Императорского подводного хребта, как и о путях заселения ими этого района, известно пока немного. Императорский подводный хребет расположен в северной части Тихого океана и простирается от Гавайского хребта на северо-запад по направлению к Командорским о-вам. Хребет насчитывает более 50 подводных гор, вершины которых располагаются на глубине 220−2000 м. Южная часть Императорского хребта находится под влиянием Северо-Западного течения, а северная – Алеутского. Уникальность географического расположения этого подводного хребта, изолированного на тысячи километров от Азии и Америки глубинами 5−6 км, делает крайне интересной историю заселения его хрящевыми рыбами, не имеющими в онтогенезе свободноплавающей икры и личинок. Вызывает интерес и тот факт, что, несмотря на значительную изоляцию, на Хребте обитают не только пелагические, но и придонные виды.

В работе, опубликованной в декабре 2023 года в журнале «Биология моря» автором, доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником Лаборатории ихтиологии ННЦМБ ДВО РАН Владимиром Долгановым, на основании накопленных материалов научных съёмок приведён обзор фауны хрящевых рыб Императорского подводного хребта и обсуждаются пути её формирования. По литературным данным известное к настоящему времени общее число хрящевых рыб Императорского подводного хребта составляет около 40 видов, относящихся к 34 родам и 19 семействам. В распоряжении автора были 26 видов хрящевых рыб с подводных гор Императорского хребта. В статье для каждого вида учёный приводит полные сведения о количестве изученных экземпляров, их размерах и половой принадлежности, а также дате, месте и глубине поимки.

Автор сделал вывод, что заселение подводных гор Императорского хребта происходило (и происходит ныне) от побережья Азии фауной индовестпацифического происхождения. Тезис подтверждается отсутствием в водах Северной Америки представителей родов Chimaera, Etmopterus, Squalus и др. группы “bleinvillei”. Направление Северо-Тихоокеанского течения и наличие подводных гор Маркус-Неккер, протянувшихся от подводных хребтов южной Японии (Бонинский, Кюсю-Палау, Рюкю) до Гавайского и Императорского хребтов – важнейшие факторы, определяющие заселение Императорского хребта от Азии. Отсутствие здесь скатов подотряда Rajoidei показывает, что сухопутных или мелководных “мостов”, соединяющих хребет с материками, никогда не существовало. Эпипелагические акулы не обитают постоянно над подводными горами этого района. Многолетние наблюдения автора и анализ рейсовых отчетов Тихоокеанского филиала ВНИРО показали, что массовые виды появляются здесь во время летней нагульной миграции от побережья Азии, сопровождая стаи скумбрии, сардины и других рыб эпипелагиали. В отличие от них, мезобентопелагические виды являются постоянными членами экологических сообществ подводного хребта.

Расстояния между горами хребта, изолированными запредельными для этих рыб глубинами, составляют десятки и сотни километров, что доказывает способность видов нижней мезобентопелагиали значительное время находиться вне связи с дном. Это относится и к поведению акул на горах Императорского хребта, где они регулярно встречаются в толще воды; даже глубоководная плащеносная акула была поймана при аварийной постановке пелагического трала у горы Кинмей на глубине 50−100 м.

Все виды хрящевых рыб верхней мезобентопелагиали Императорского подводного хребта обладают определенными адаптациями к обитанию в толще воды. Например, у взрослых особей химеры Ch. owstoni и электрического ската T. californica большая печень, придающая рыбам хорошую плавучесть. Бархатная акула Z. squamulosus обладает очень мелкой близко сидящей чешуей с продольными гребнями и заметно редуцированными шипами спинных плавников. Идеальный регион для выработки подобных адаптаций – древние подводные хребты с большим количеством островов, расположенные южнее Японии (Бонинский, Кюсю-Палау и Рюкю), откуда по течению Куросио и начинается миграционный путь хрящевых рыб и их кормовой базы к подводным хребтам центральной части Северной Пацифики. Именно в этом регионе наблюдается максимальное число видов родов Apristurus, Etmopterus и Centroscyllium с хорошо выраженной редукцией покровного вооружения. Так, например, почти полное отсутствие ошипления у C. excelsum и близкого к нему вида C. kamoharai южной Японии не исключает вариант пелагической миграции к подводным горам Императорского хребта и акул нижней мезобентопелагиали.

Для фауны России неоднократно появляются сведения об обнаружении широко распространенных в южной части Тихого океана хрящевых. Тихоокеанская носатая химера Rhinochimaera pacifica, обитающая на глубинах 750–1100 м от Новой Зеландии и Перу до Японии, была впервые отмечена автором в российских водах у юго-восточного Сахалина. На рисунке: Rhinochimaera pacifica (Mitsukuri, 1895) – тихоокеанская носатая химера, юго-восточное побережье о-ва Сахалин (длина особи 100 см).

«Приведенные в работе сведения необходимы для полного ихтиогеографического анализа талассобатиали Мирового океана», - заключил автор, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории ихтиологии Владимир Долганов.


По материалам пресс-службы Минобрнауки России.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее