В Новосибирске показали работу объектов научно-популярного туризма Десятилетия науки и технологий и национального проекта «Наука и университеты»

Пресс-тур прошёл в нулевой день X Международного форума технологического развития «Технопром-2023».

Электрон-позитронный коллайдер ВЭПП–2000 в Институте ядерной физики. Фото: Андрей Афанасьев.

21 августа 2023 г. в Новосибирске состоялся уже третий по счёту пресс-тур для научных журналистов по объектам национального проекта «Наука и университеты» и научно-популярного маршрута, созданного по инициативе «Научно-популярный туризм» Десятилетия науки и технологий.  Ранее о своих разработках рассказали представители научных организаций Нижнего Новгорода, Москвы и Московской области.

В Новосибирском государственном университете (НГУ) журналисты посетили молодёжную Лабораторию низкоуглеродных химических технологий факультета естественных наук и научно-образовательный центр «Эволюция Земли».

В Лаборатории учёные продемонстрировали TADF-эмиттеры – светящиеся вещества, которые можно использовать для создания экранов смартфонов, светодиодов, криптографической защитной печати. При посещении научно-образовательного центра «Эволюция Земли» НГУ участники смогли узнать подробности строения Земли, её месте в космическом пространстве, увидеть экспонаты – образцы пород и минералов с больших глубин, метеориты, образцы сибирских полезных ископаемых и даже коллекцию алмазов.

museum.jpg
Зал геологического музея НГУ. Фото: Андрей Афанасьев.

«Новосибирский госуниверситет очень плотно включён в национальный проект «Наука и университеты». Благодаря ему в НГУ были созданы Международный математический центр и Центр НТИ по новым функциональным материалам, шесть молодёжных лабораторий, сотрудники которых работают над оптимизацией сенсорных систем, созданием композитов для электроники, обработкой и анализом сейсмических данных, разработкой новейших медицинских технологий и другими актуальными наукоёмкими задачами. Прямо сейчас в рамках нацпроекта строится и кампус мирового уровня, который станет точкой притяжения молодёжи не только Новосибирска, но и соседних городов и регионов», – сказал ректор НГУ, академик РАН Михаил Федорук.

В Институте цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук (ИЦиГ СО РАН) журналисты увидели основные стадии работы с животными в SPF-виварии (это означает, что животные там свободны от каких бы то ни было патологий, а таких вивариев в стране совсем немного): хранение биоколлекций в криохранилище, создание экспериментальных линий животных в центре репродуктивных технологий и изучение их на одном из самых мощных в стране томографов.

А ещё гостям ко всеобщему восторгу показали учёных лис и рассказали о продолжительном исследовании: на протяжении более 60 лет новосибирские учёные экспериментальным путем воспроизвели процесс одомашнивания животных, а теперь с помощью дружелюбных и агрессивных лис изучают, как работают гены, отвечающие за стресс, агрессию и дружелюбие. Здесь настоящее царство лис: животные находятся в огромном вольере на более чем сто животных,  и многие из них ведут себя, как домашние собаки: виляют хвостом при появлении человека, бурно радуются и лижут протянутую руку. Нам даже открыли клетку и предложили проделать этот опасный опыт. Самый отважные решились. Никто не пострадал.

fox.jpg
Одна из учёных лис. Фото: Андрей Афанасьев.

«Сегодня остро встает необходимость создания в нашей стране Национального центра генетических линий лабораторных животных. Его прообразом, только в меньших масштабах, являются подразделения нашего института. Учёные ИЦиГ СО РАН умеют создавать уникальных лабораторных животных, с помощью которых ведутся фундаментальные научные исследования, а их результаты применяются в медицине, сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства», – рассказал директор ИЦиГ СО РАН, академик РАН Алексей Кочетов.

В Институте ядерной физики можно было увидеть электрон-позитронный коллайдер ВЭПП–2000 (Встречные Электрон-Позитронные Пучки) и установку бор-нейтронозахватной терапии для лечения онкологических заболеваний, которую здесь изготавливают по заказу НМИЦ им. Н. Н. Блохина.

На экскурсии сотрудники Института объяснили механизм работы коллайдера и рассказали, из чего будут получать электричество в будущем и как лечить рак небольшим атомным взрывом. Также в институте показали оборудование, созданное для установки класса «мегасайенс» – источника синхротронного излучения «Сибирский кольцевой источник фотонов» (СКИФ). Это уникальная научная установка, которая создаётся в Новосибирской области (наукоград Кольцово) по национальному проекту «Наука и университеты» для изучения строения и свойств различных объектов на микро- и наноуровне.

Побывали гости и внутри «мозга» мегаустановки — в пультовой, где одна из разработчиков программного обеспечения Мария Арсентьева рассказала, почему это место так похоже на центр управления космическими полетами. Ничего удивительного здесь нет — ведь из этой пультовой управляют полетом электронных пучков.

Такие «путешествия в науку», по мнению организаторов, помогают показать, какие разработки создаются в организациях-участниках национального проекта «Наука и университеты»  и «Десятилетие науки и технологий». Подобные маршруты уже созданы в 12 регионах страны, от Калининграда до Дальнего Востока. Во время поездок туристы могут ощутить себя полноценными участниками исследований и на собственном опыте узнать, что такое современная российская наука, кто такие современные учёные и почему их работа так важна для каждого из нас.

Автор: Наталия Лескова.