Учёные МГУ открыли новых моллюсков в Великобритании и Норвегии

Учёные Зоологического музея МГУ открыли новых таксонов голожаберных моллюсков Dendronotus, которые были обнаружены в Норвегии и Великобритании. А помогли им в этом научные волонтёры.

Голожаберный моллюск Dendronotus keatleyae n. sp. и микрофотографии фрагментов радулы (органа для соскребания и измельчения пищи у моллюсков). Фото: Viktor V. Grøtan, Bernard Picton, Alexander Martynov, Diversity 2023.

Сотрудники Зоологического музея МГУ совместно со специалистами Института биологии развития РАН и зарубежными коллегами опубликовали в Diversityописания двух новых таксонов голожаберных моллюсков-дендронотусов, обнаруженных благодаря активной помощи норвежских и английских гражданских ученых.

Новый вид Dendronotus keatleyae описан как распространенный в Норвегии и Великобритании, а новый подвид Dendronotus arcticus gartensis – в Норвегии. Открытие нового для науки, достаточно крупного (до 35 мм в длину), моллюска из Северной Атлантики, где таксономические исследования начались еще со времен Карла Линнея, является редкостью. Во время погружений с аквалангом гражданские ученые обнаружили необычных дендронотусов, ползающих по гидроидам (служащим для них пищей). Эти моллюски внешне были похожи на уже известные науке виды дендронотусов, но при внимательном наблюдении обнаруживались некоторые различия в их строении и окраске. Дайверы рассказали о своих находках российским ученым, которые провели исследования с использованием морфологических и молекулярно-филогенетических методов. Так, совместными усилиями были открыты новые таксоны.

Новый вид Dendronotus keatleyae назвали в честь гражданской ученой из Великобритании Libby Keatley, а имя для подвида Dendronotus arcticus gartensis было предложено норвежскими гражданскими учеными в честь острова в Норвегии, где нашли этот подвид.

«Данные открытия важны для систематики живой природы в целом, поскольку наглядно показывают значимость подхода multilevel organismal diversity (MOD), который подразумевает многоуровневые морфологические и молекулярные сходства и различия. В опубликованной работе были исследованы пары внешне похожих и обитающих совместно (симпатрических) дендронотусов  (Dendronotus yrjargul и Dendronotus arcticus gartensis, Dendronotus frondosus и Dendronotus keatleyae)», – прокомментировал открытие ведущий научный сотрудник Зоологического музея МГУ, кандидат биологических наук Александр Мартынов

Описаны два различных по внешней морфологии, географически удаленных (аллопатрических) подвида (Dendronotus arcticus arcticus и Dendronotus arcticus gartensis). Типовой вид рода дендронотус, Dendronotus frondosus, который является широко распространенным голожаберным моллюском в Норвегии и Соединенном Королевстве, демонстрирует существенные молекулярные и тонкие морфологические отличия от нового вида (в традиционной биологической номенклатуре) Dendronotus keatleyae. Таким образом, этот пример иллюстрирует действительно многоуровневые комплексы как морфологических, так и молекулярных сходств и различий. Такой подход позволяет более эффективно изучать «морфоразнообразие», что является одной из важнейших целей таксономии, и приближает нас к истинному пониманию единиц разнообразия жизни.

«Гражданская наука, является одним из трендов современного развития исследований биологического разнообразия», – подчеркнула ведущий научный сотрудник Зоологического музея МГУ Татьяна Коршунова

Эффективное и долгосрочное взаимодействие между российскими учеными и любителями природы в разных странах стало возможным благодаря проекту Зоологического музея МГУ «РеДНКарнация музейных коллекций», поддержанному  Благотворительным фондом Владимира Потанина.

По материалам пресс-службы МГУ им. М. В. Ломоносова.