Проекты школьников на благо острова Кильпола

Второй год Кружковое движение НТИ и творческий лагерь «Green Camp» проводят в Карелии проектную экспедицию «Поход в будущее». Технологические лидеры и наставники вместе с подростками 13-18 лет едут на остров Кильпола, входящий в национальный парк «Ладожские шхеры», где две недели работают в тематических лабораториях: изучают проблемы острова и предлагают технологические решения. Они делают это на территории образовательного центра, который строится на Кильполе, где технологические энтузиасты и научные исследователи, психологи и педагоги, художники и музыканты, мастера прикладных искусств создают мир, в котором хочется жить. Кружковцы присоединяются к этому активному сообществу: живут в палаточном лагере в междулесье и работают над проектами, развивающими поселение. С несколькими из этих проектов мы и хотим вас познакомить.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

«Умная среда»: используем технологии для управления пространством и упрощаем жизнь на острове

Строящемуся на острове образовательному центру очень нужны технологичные решения — для безопасности, для упрощения процессов и для комфортного пребывания людей. В этом году на интенсиве «Поход в будущее» было отдельное направление, которое как раз и решало эти задачи.

Одна из команд в рамках трека работала над созданием ситуационного центра, который помогает дистанционно наблюдать за показателями различных датчиков в котельной, управлять некоторыми системами (например, включением/отключением генератора), а также дает возможность оповестить жителей острова о каких-либо внештатных ситуациях через Telegram-бота. За такую непростую задачу взялась большая группа участников: Дмитрий Гейжа (ХМАО-Югра), Мария Герилович и Дмитрий Долотказин (оба — Санкт-Петербург), Софья Марчук, Сергей Антонов и Дмитрий Анисимов (все — Москва).

Для того, чтобы включить генератор, нужно идти в котельную, — поясняет Софья Марчук.Если внезапно потух фитиль и вода перестала нагреваться, нужно сначала выяснить, что проблема именно в фитиле, а потом пойти в котельную и зажечь фитиль. Если в котельной будет критический уровень угарного газа, человек узнает об этом только постфактум, что крайне небезопасно. Так что мы пытались решить эти проблемы, создав ситуационный центр, позволяющий всё это отслеживать и переключать дистанционно. Это позволило бы обезопасить нахождение в котельной, автоматизировать немалую часть рутинной работы и значительно упростить техническое обслуживание образовательного центра.

Созданный ситуационный центр представляет собой веб-интерфейс, в котором можно увидеть показания с датчиков, наблюдать за потреблением ресурсов, включать и выключать некоторые системы. Также ребята создали Telegram-бот, оповещающий об изменении уровня воды, уровня угарного газа и т.д. Самым сложным в этом проекте было реализовать его именно на Кильполе, где нестабильный интернет препятствует реализации всех технологичных идей. И пусть интенсив закончился в августе, ребята продолжают работать над проектом: скоро будут дописывать дополнительные сценарии работы для генератора и скважинного насоса. Через интерфейс можно будет включать и выключать их по каким-либо заданным параметрам или времени, что поможет значительно упросить как рутинную работу, так и снизить потребление ресурсов.

Другая команда в составе Максима Ильина, Дарьи Путято (оба — Санкт-Петербург) и Тимофея Потапова (Новосибирск) работала над созданием сушилки для белья. Это актуальная проблема для людей, которые длительное время живут на острове: непростые погодные условия Кильполы мешают сушить белье на улице, а еще всё усложняется объемами — на территории образовательного центра может находиться порядка 100 человек одновременно.

— Мы решили, что эффективнее всего будет сделать отдельную пристройку, которая прогревается за счет циркуляции воздуха из труб котельной, — рассказывает Дарья Путято. Было непросто рассчитать правильные размеры нужного помещения и выбрать, что именно можно использовать как источник тепла в таких условиях — ведь он должен прогреть целое помещение. В итоге мы сделали чертежи пристройки и полноценную 3D-модель и отдали их главному инженеру центра.

«Спутниковый мониторинг»: медленные маршруты по карельскому острову

— В лаборатории спутникового мониторинга мы решили направить все силы команды на разработку одного, но очень масштабного проекта — «Медленное путешествие», — рассказывает Кира Демьяненко (Москва), участница трека. — Медленные путешествия (подход, при котором главным становится не пункт назначения, а сам процесс – прим. ред.) сейчас становятся популярнее за счёт развития культуры распространения информации. Более того, такой вид путешествий должен включать в себя элементы экотуризма: люди проходят маршрут, не оставляя негативных следов и выбирая более медленные способы передвижения в том числе и для сохранения природы.

Над проектом работала большая команда из 13 школьников из разных регионов. После формирования основной идеи они разделились на три подгруппы: «Наследие», «Освоение» и «Кругосветка». Благодаря этому каждый участник смог работать по той теме, которая была ему максимально интересна.

Команда «Наследие» изучила и отметила на карте исторические точки острова. Посетив их, человек может больше узнать о народах, живших здесь, и побывать на фундаментах древних поселений. Группа «Освоение» отвечала за поиск и разметку мест, где природные виды открывались в максимальной красе — захватывающие дух прибрежные места, смотровые возвышенности и т.д. А маршрут, составленный ребятами из «Кругосветки», поможет туристу остаться наедине с природой и своими мыслями, ведь на протяжении всего пути ему будут попадаться точки с живописными местами.

Защита проекта на смене помогла команде лаборатории доработать свой проект и уже после окончания проектной школы заявить его на грантовые конкурсы «Росмолодежи» и «Большой перемены». На финальном этапе ребятам не хватило нескольких баллов до получения финансирования. Пока что участники взяли небольшой перерыв — многие сейчас в 11 классе — но планируют позднее вернуться к реализации проекта.

«Технологическое искусство»: современные художественные высказывания в соавторстве с островом

Школьники в этом направлении учились слушать природу, видеть и создавать проекты, используя не только традиционные краски и кисти, но и роботизированные конструкторы, одноплатные компьютеры, программируемые светодиоды и другие современные технологии.

Один из таких проектов — интеллектуальный пазл-комикс «Хроники метелиляйненов», рассказывающий и показывающий историю про великанов-метелиляйненов. Сама картинка пазла представляет собой изображение, стилизованное под карельские петроглифы. Делали его Анастасия Кучер (Ленинградская область) и Антонина Стопневич (Санкт-Петербург). Как только человек вставляет на место последний кусочек пазла, по бокам коробки загорается подсветка, а изнутри звучит тихий голос, рассказывающий историю этих великанов из карельских преданий. Чтобы сделать такой интересный пазл, ребята паяли, работали со светодиодными лентами, схемами и Arduino.

Другая команда «Свидетели вечности» — Олег Дроканов, Анна Ханаева (оба — Санкт-Петербург), Станислава Рычка, Анастасия Калашникова и Варвара Потанина (все — Москва) — создавала интерактивный арт-объект в природной среде, используя современные технологии. Через него они хотели передать тот смысл, который нашли в опыте взаимодействия с островом. Главной целью ребят было найти и реализовать образ и материальную форму, которые смогли бы передать зрителю вкладываемый подростками смысл, вывести человека на размышления и вызвать у него эмоции через диалог с вечностью.

Школьники проделали огромную работу: использовали технологии Arduino и адресную светодиодную ленту, фрезерный станок с ЧПУ, много паяли, вырезали детали и т.д. В итоге получился арт-объект «Эхо вечности»: это путь, который начинается с небольшого мостика. С него человек видит световые следы на воде, образующие дорожку и символизирующие собой зов, за которым зритель должен последовать. Пройдя тропу светящихся камней, зрители приходят к большому камню с горящим световым кольцом под мхом. Приложив к нему руку, человек начинает диалог с Камнем, который отвечает ему звуком из своей вечной памяти. Эти звуки ребята подбирали сами, опираясь на историю Кильполы: звуки Ладоги или треск ледника, который сходил по острову, превратив его в голый камень; звуки периода, когда на острове постоянно жили люди — они воевали, разводили диких лошадей, создавали свои обряды, традиции и т.д. Всё это — как бы воспоминания Камня.

— Нельзя сказать, что арт-объект прямо решает какую-либо проблему, — говорит Станислава Рычка. — Создавая инсталляцию, оформляя художественный образ, мы стараемся передать людям осознание, состояние, к которому мы пришли в диалоге с таинственным, магическим, при этом очень реальным пространством острова. Таким способом мы даем человеку возможность «поговорить» с камнем, мы напоминаем ему, что этот камень был, есть и будет с островом со времён, когда тот был ещё океаническим дном. Мы напоминаем человеку, что он пришел сюда лишь на мгновение по сравнению с тем, сколько существуют окружающие нас объекты живой и неживой природы. И камень, ставший для нас свидетелем вечности, хранит в своей памяти всё то, что происходило с островом. Мы уйдём — а камень останется здесь, он запомнит и нас тоже.

Еще один проект в направлении техноарта создавала команда в составе Марины Барашковой (Московская область), Ирины Грахмез и Дмитрия Гольдберга (оба — Москва). Если говорить точнее, у ребят был даже нейроарт, потому что проект был завязан на нейротехнологиях и посвящен... ведьмам.

Мы изучали мифологию Кильполы и была заворожены, — признается Ирина Грахмез. — От постоянного жителя острова мы услышали легенду о ведьмах и решили рассказать о том, какие разные были представления об образе ведьмы. Как по-разному люди видели одно и то же.

Участники проекта разделили образ ведьмы на три архетипа — старой карги, мудрой знахарки и молодой красавицы, вызывающей зависть. Зритель надевал на голову нейроинтерфейс — и ведьма как будто бы «разговаривала» с человеком и просила как-то отреагировать на то, что она просит сделать. В зависимости от его реакции мог изменяться один из типов ведьмы, а диалог разветвлялся. В конце беседы ведьма делала небольшое умозаключение насчет человека, с которым «разговаривала».

«Мышление о будущем»: глобальные вызовы и локальные практики

Участники этой лаборатории исследовали глобальные вызовы, которые стоят перед человечеством XXI века, и приземляли их в проект локального конкретного поселения, которое формируется вокруг образовательного центра. Ребята создали концепцию развития образовательного центра, настольную игру, квест с элементами ролевки и еще несколько интересных проектов.

Одним из таких проектов стал Манифест образовательного центра «Школа Практик Будущего». Над ним трудились Ксения Ковязина (Москва) и Антонина Томилова (Тюменская область).

— Кильпола — особенное место, но только попав туда, ты можешь понять его уникальность, — считает Ксения Ковязина. — Мы хотели отразить главные ценности сообщества, которое здесь формируется, цели, чтобы у каждого, кто прочитает наш Манифест, появилось понимание, к чему стремятся на Кильполе. Нам сложно было отразить в тексте именно то, с чем согласилось бы большинство. Даже не большинство, а все — мы же пишем актуальные ценности образовательного центра, которые по идее разделяют все. Еще мы поняли, что написать манифест — не конечная цель, ведь нужно еще сделать так, чтобы он приводил к действию и читатели понимали, какой следующий шаг им нужно сделать.

Манифест команда собирала на основании вызовов, которые увидела в сферах «человек», «природа», «технологии» и ценностей, которые обнаружились на острове. Манифест объединяет людей, готовых менять себя и мир, выращивать практики будущего — ответственное природопользование, преодоление социального и экономического неравенства, осознанное использование технологий. После того, как ребята написали текст, они провели голосование среди жителей острова — и каждый, кто принимал Манифест, оставил под ним свой отпечаток.

Вот такие проекты получились у школьников. Все они так или иначе направлены на развитие Кильполы, строящегося на ней образовательного центра и улучшение жизни людей, проживающих там. Многие участники интенсива готовы и дальше работать на благо острова, продолжая реализацию начатых в августе проектов.

— В «Походе в будущее» мы создаем образовательную среду, в которой подростки могут не только освоить проектный метод, но и присвоить себе пространство образовательного центра, взять за него ответственность и реализовать технологическое решение, которое останется здесь, станет частью поселения. Мы видим, как загораются глаза детей, осваивающих проектное мышление и современные технологии, и как они меняются, получая опыт реального изменения мира вокруг себя. Это позволяет и после Кильполы брать человеку ответственность за ту землю, на которой живет, и реализовывать проекты на благо сообщества, в котором он живет, — подчеркнула заместитель руководителя Инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ, куратор «Похода в будущее» Анастасия Старостинская.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее