Новые технологические проекты школьников: беспилотники, забирающие у человека вторсырье, и игра для обучения физике

Международная проектная школа в 2022 году прошла в онлайн-формате и на английском языке. За две недели школьники в составе команд и под руководством экспертов разработали 16 исследовательских и конструкторских проектов. Школу провёл проект «Практики будущего» Кружкового движения НТИ при поддержке Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. О самых интересных проектах, придуманных подростками, читайте в нашем материале.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Интернет вещей и умная среда

В рамках этого направления Международной проектной школы участники попробовали провести исследование и разработать собственное устройство. Руководил треком директор Детского технопарка ITMO.Kids и основатель ФабЛаба Университета ИТМО Алексей Щеколдин.

Одним из проектов в этом направлении стал «Iot Fridge» — разработка концепции и программного обеспечения для умного холодильника, делающего повседневную жизнь людей удобнее. Его хозяин сможет, не подходя к холодильнику, узнать, какие продукты в нём есть, когда истекает срок годности и другие подробности.

— Человек с таким умным холодильником может ходить в магазин без списка продуктов — его составит сам холодильник, — говорит София Марчук, участница команды. — Еще мы предусмотрели закрывающуюся на замок полку для хранения медикаментозных препаратов (чтобы ограничить доступ детям). У нас даже было несколько вариантов для реализации этой идеи: начиная от ввода пароля на телефоне и заканчивая распознаванием лица при открытии холодильника. Помимо этого у нас была подзадача: сделать разморозку более контролируемой, чтобы система показывала человеку, сколько времени требуется для разморозки продукта до определенной температуры. Последней ключевой идеей было добавить функцию «диетолога»: в определенный промежуток времени (условно с 21:00 до 6:00) холодильник при открытии начинал издавать громкие звуки. Часть функций из нашего проекта будет полезна каждому человеку, часть — не всем, но тоже кому-то может пригодиться.

Поселения будущего

Этим направлением руководил ментор стартапов, автор онлайн-курсов по проектному обучению, программный директор проектных акселераторов для молодёжи «Школа IT-решений» и FoxHub Петр Федин. Участники трека исследовали, как глобальные тренды — наличие смартфонов у каждого человека, роботизация, дауншифтинг и другие — отражаются на повседневной жизни, и как можно создавать небольшие, но полезные продукты, которые помогут жителям городских и сельских поселений в ближайшем и отдаленном будущем.

Два проекта в направлении были посвящены сдаче и переработке вторсырья. Авторы проекта «The Missing Link» задумались над тем, что сегодня хорошо развита система доставки продуктов от производства до потребителя, а вот в процессе передачи от потребителя до пункта сдачи вторсырья есть множество трудностей. Участники команды из города Королёв предложили сделать приложение, в котором можно будет в любое удобное для человека время и место вызвать беспилотник, который заберет вторсырье и доставит его в пункт переработки мусора. Участники проектной школы сделали концепцию приложения, проработали его структуру и дизайн и даже написали в крупную интернет-компанию с предложением о сотрудничестве.

Анна Лукоянова, участница из Москвы, работала над проектом универсального личного кабинета жильца «HoME». Это единая платформа, где у любой управляющей компании есть возможность внести данные о своём доме. После этого создаётся отдельный «профиль» дома со всеми его особенностями и функциями. Житель дома также регистрируется на платформе и указывает свой дом, что автоматически привязывает его страничку к профилю дома. В получившемся личном кабинете человек может общаться с другими жильцами, отслеживать платежи, организовывать мероприятия, смотреть и делиться новостями и т.д. Пока автор находится на стадии проработки архитектуры приложения и эскизов, но она надеется, что у проекта есть будущее.

— Основное преимущество такого приложения — универсальность, — считает Анна Лукоянова. — Сейчас существует много аналогов, но все они разные. Это может создавать проблемы, например, если человек переезжает. Также часто управляющие компании просто не делают подобные вещи, потому что не хотят тратить силы и ресурсы на собственное приложение. Здесь же всё легко: открываешь сайт, регистрируешься, и всё, ничего не надо создавать отдельно. Ещё один плюс приложения: несмотря на то, что оно предусматривает пользование сразу многими компаниями и людьми, в нем нет набора одинаковых опций. При регистрации управляющая компания указывает дополнительные функции пространства, если они есть, чтобы жители могли удобно пользоваться всеми благами именно своего дома. Жители тоже могут указать дополнительные обстоятельства — владеют они квартирой или только арендуют её, есть ли у них дети, и личный кабинет подстроится под эти данные.

Технологии в образовании

Трек «Технологии в образовании» возглавил заместитель руководителя по развитию направления «Высшее образование» «Нетологии» и один из ведущих российских специалистов в области внедрения инновационных методов в образовании Игорь Асонов. Вместе с ним школьники разрабатывали проекты, которые помогут сделать образование более современным и гибким — таким, каким сами учащиеся хотели бы его видеть.

Например, участники придумали проект «Educational physics game» — это игра, помогающая усвоить школьный материал по физике. Несмотря на то, что сейчас уже имеются похожие игры, команда решила придумать что‑то своё, эксцентричное и завораживающее. Вместе с изучением школьного материала ученик проходит сюжетную линию игры, тем самым втягиваясь в неё всё больше и больше. Демоверсия игры, которую сделали участники, ориентирована на учеников восьмого класса и посвящена теме магнитов.

Другой проект — платформа пост-сопровождения проектов после проведения конкурсов или олимпиад. Команда провела большой анализ проблем, связанных с проведением проектных мероприятий, взяла несколько интервью у стейкхолдеров и поняла, что самая большая проблема — отсутствие масштабирования серьезных инновационных проектов, родившихся на таких мероприятиях. Подростки решили сделать платформу, на которой участники проектных школ, конкурсов и олимпиад могут представлять свои проекты, а эксперты, представители вузов и корпораций — знакомиться с представленными идеями и подключаться к их реализации и масштабированию. Также на базе платформы могут проводиться конкурсные отборы и олимпиады.

Международная проектная школа прошла второй раз. Всего на проектную смену было подано 280 заявок от школьников из России, Беларуси, Узбекистана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Румынии, Индии. По итогам «Игры в будущее» были выбраны 80 участников 13-18 лет.

«Практики будущего» – однодневные и многодневные хакатоны, проектные школы, соревнования и челленджи Кружкового движения НТИ, где школьники и студенты полностью погружаются в работу над реальной задачей, решают актуальные проблемы с помощью новых технологий. Методики «Практик будущего» связывают в едином пространстве совместной работы школьников, студентов, представителей бизнеса, образования, науки.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее