Финалисты Национальной технологической олимпиады синтезировали квантовые точки

Финальный этап Национальной технологической олимпиады (НТО) школьников 8–11-х классов по профилю «Наносистемы и наноинженерия» завершился на площадке Детского технопарка «Альтаир» МИРЭА – Российского технологического университета.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Финалисты с помощью аватаров получали полимерные плёнки с квантовыми точками различного свечения. Конкурс среди участников на профиль «Наносистемы и наноинженерия» составил более 30 человек на место. В финал вышел 31 школьник из разных регионов страны: от Санкт-Петербурга до Иркутска.

Для участия в финале старшеклассникам нужно было пройти два этапа отборочных испытаний. С первым этапом — задачами повышенной сложности по химии, физике и биологии — успешно справились более 200 человек. Второй этап представлял собой решение индивидуальных и командных задач практической направленности. Задачи для соревнований разработали компания «STEM-игры» и сотрудники РТУ МИРЭА.

Финальный этап стартовал с предметных задач по химии и физике. После этого школьникам предстояло пройти практический тур олимпиады с помощью аватаров, которые используются в РТУ МИРЭА при проведении соревнований третий год подряд. Аватар — это человек, который выполняет в лаборатории реальную работу, получая от финалистов конкретные инструкции и делая ровно то и так, как сказали участники. На аватаре закреплена камера, с которой ведётся онлайн-трансляция. Команда может видеть результат своих расчётов и заданного порядка действий в реальном времени.

Руками аватаров участники запланировали и реализовали направленный синтез квантовых точек с различными физическими свойствами, которые затем интегрировали в полимеры. Полимеры с квантовыми точками применяются в качестве солнечных конденсаторов. Квантовые точки являются составными частями современных дисплеев, биологических меток для исследований, используются при производстве солнечных батарей. Одной из крупных современных проблем квантовых точек является повышение их устойчивости. Интеграция их в полимеры — это один из способов их защиты от окружающей среды и пользователя-человека от их возможных вредных компонентов.

«Нам особенно важно выявлять школьников, которые интересуются химией и материаловедением, и помогать им как можно раньше соприкоснуться с решением интересных и современных научно-практических задач. В этом активно участвует Детский технопарк “Альтаир” РТУ МИРЭА, где школьникам доступны современные химические лаборатории и созданы возможности для реализации междисциплинарных проектов и исследований, например, на стыке химии и ИТ. Проведение финала НТО по профилю «Наносистемы и наноинженерия» в РТУ МИРЭА успешно встраивается в системную работу технопарка по обучению и профориентации школьников, способствует выбору ими соответствующих направлений высшего образования», — сказал директор Института тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова РТУ МИРЭА Михаил Маслов.

«Из года в год в профиле «Наносистемы и наноинженерия» НТО школьники решают задачи, вызывающие большой интерес со стороны образовательного, научного, школьного сообщества, представителей СМИ. В одном из прошлых сезонов уровень работы финалистов олимпиады по синтезированию квантовых точек отметил Нобелевский лауреат Амано Хироси, а в первый год пандемии разработчики направления первыми реализовали формат работы с аватарами, который теперь успешно применяется не только в рамках этого профиля, — отметил ответственный секретарь оргкомитета НТО, проректор НИУ ВШЭ, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов. По данным нашего исследования, 100% победителей и призеров профиля «Наносистемы и наноинженерия» воспользовались льготами, которая дает Национальная технологическая олимпиада, а учеба в выбранном вузе оправдала их ожидания. Значит, профиль не просто помог школьникам поступить в вуз, но и сыграл важную роль в выборе специальности».

При подсчете результатов участников заключительного этапа учитывались показания прибора для измерения оптических свойств наночастиц и полимеров на их основе, полученных командами финалистов. Для победы школьникам было важно проявить понимание теоретических основ наноинженерии в области перовскитных квантовых точек, творческий подход к решению задачи и грамотно распределить задачи в команде.

Лучший результат показали команды в составе: Регины Помогаловой, Ксении Мурашко и Таисии Толмачевой (среди 89 классов), Алины Гилязовой и Полины Гавриловой (среди 1011 классов).

Победителями в индивидуальном зачете стали: Айрат Кашапов (8-9 классы) и Алина Гилязова (10-11 классы).

Призеры в индивидуальном зачете: Регина Помогалова и Ксения Мурашко (8-9 классы), Анастасия Маринец, Богдан Левченко и Полина Гаврилова (10-11 классы)

Все победители и призеры получат 100 баллов ЕГЭ по одному из предметов на выбор — химии или физике, а также другие льготы при поступлении в ведущие технологические вузы России. 

В 2021/2022 учебном году заявки на участие в Национальной технологической олимпиаде по всем направлениям подали более 94 тысяч школьников 811 классов из 85 регионов России и зарубежных стран. Наиболее популярной олимпиада была среди школьников из Московской области — на этот регион пришлась треть поданных заявок. Также в топ-5 регионов по количеству регистраций вошли Новосибирская область, Санкт-Петербург, Москва и Томская область. Всего за семь лет в олимпиаде приняли участие более 379 тысяч школьников 511-х классов и студентов со всей России, а также из стран ближнего зарубежья. 




Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее