7 футов под килем, или экологическое мореплавание будущего

Парусный корабль появился в глубокой древности. Считается, что первенство в этом вопросе принадлежит цивилизации Египта, возникшей более 6 тысяч лет назад. Установка паруса на лодке была обусловлена необходимостью преодолевать большие пространства с минимальными физическими затратами. Минули тысячелетия: на смену примитивным судам пришли многоэтажные корабли. Однако, несмотря на появление электрогенераторов и сверхмощных дизельных двигателей, человечество все больше начинает задумываться о сохранении экологии планеты и стремится вернуться к простым формам, используя для достижения своих целей силы природы.

Студент мехмата Московского университета имени М.В. Ломоносова Михаил Гарбуз работает над созданием катамарана, идущего по воде за счет энергии ветра. Инновационный проект представляет собой парусное судно, способное перемещаться под максимально большими углами к ветру, в том числе строго против ветра, за счёт его же энергии. Для получения нужного эффекта создатель проекта решил применить ветротурбину нового типа. Решение использовать двухроторную ветроустановку (состоит из двух соосных противовращающихся пропеллеров) в качестве движителя водного судна является беспрецедентным. Для водных судов ранее применяли однороторные ветроустановки, при этом скорость движения таких судов была довольно низкой. Еще одно ноу-хау – это способность судна передавать вращение каждого из двух роторов ветроустановки на соответствующий гребной винт, и тем самым за счет энергии ветра обеспечивать работу двух противовращающихся гребных винтов. 

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

За счет комбинации этих двух инновационных технических решений ожидается значительное увеличение силы тяги, создаваемой ветродвижущей системой, по сравнению с известной ранее схемой (один пропеллер – один винт). При этом оптимизация параметров конструкции будет выполнена с помощью специально разработанной вычислительной программы.

Катамаран с ветродвигателем может быть использован как альтернативный экологически чистый способ передвижения по воде с целью транспортировки грузов, а также в сферах туризма и отдыха на воде. Помимо этого, катамаран с ветродвигателем может применяться специалистами для мониторинга водных экосистем и установки пограничных буйков в глубоководных или илистых зонах.

Разработка уже получила грант в рамках программы «УМНИК» Фонда содействия инновациям.




Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее