Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Свободное ПО: новый уровень системы образования

Мир неотвратимо переходит «на цифру». Информационные технологии (ИТ) прочно вплетаются в повседневность, становятся неотъемлемой частью экономики, культуры, образования, социальной сферы, быта.

Алексей Смирнов, генеральный директор «Базальт СПО».
Сергей Абрамов, директор ИПС РАН.
Анатолий Кушниренко, заведующий отделом учебной информатики НИИСИ РАН.
Наука и жизнь // Иллюстрации

У государства появился еще один стратегический ресурс, от развития которого зависит жизнь каждого человека и всей страны в целом. Поэтому система образования должна готовить ИТ-специалистов, которые не только уверенно владеют существующими высокими технологиями, но и способны создавать новые. Однако высшая и средняя школа пока не вполне приспособлены к решению этой задачи. Исправить положение помогает внедрение в образовательные процессы свободного программного обеспечения (СПО).

В конце января в Переславле-Залесском состоялась 14-я конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе», организованная компанией «Базальт СПО» в партнерстве с Институтом программных систем им. А.К. Айламазяна РАН (ИПС РАН). Преподаватели вузов и школ, аспиранты, разработчики ПО и эксперты рассказали о своем опыте применения отечественного свободного софта для передачи знаний и навыков, обсудили назревшие задачи и проблемы.

Стратегически важные технологии надо уметь создавать собственными силами, иначе страна оказывается в технологической зависимости от государств, где создаются инновации. До недавнего времени Россия жила по этим неоптимальным правилам: одна из ключевых проблем сегодняшнего дня – ориентация учебного процесса на зарубежные информационные технологии. Каждый год наши вузы выпускали, по сути, «противников» технологической независимости России. «Мы наблюдаем повсеместное использование в учебном процессе продукции иностранных производителей, сформировавших развитую экосистему продвижения своих решений. При этом не уделяется достаточного внимания изучению возможностей и перспектив внедрения отечественных технологий. Такой мощный ресурс, как образование, используется недостаточно эффективно и целенаправленно для содействия решению задач обеспечения технологической независимости и информационной безопасности России», – отметил Аркадий Кремер, председатель исполкома Ассоциации документальной электросвязи, зав. кафедрой «Технологии электронного обмена данными» МТУСИ.

Пока государственная программа переориентации системы образования на отечественные технологи не сформирована. Но пробелам остра, поэтому ее решение взяли на себя разработчики СПО и вузы. В МГУ подошли к делу системно: на базе операционной платформы «Альт» и продуктов свободного программного обеспечения разработали методические основы создания национальной системы развития цифровых навыков (СРЦН). Ее предполагается использовать для подготовки кадров с необходимыми цифровыми навыками в интересах конкурентоспособности государства. Положено начало созданию образовательных программно-аппаратных комплексов, построенных исключительно на отечественных разработках. Типовой отечественный аппаратно-программный модуль для изучения Интернет-технологий (ТОМИИТ) – плод совместной работы специалистов базовой кафедры АДЭ во МТУСИ «Технологии электронного обмена данными», ИТ-компаний «Базальт СПО» и МЦСТ. В составе модуля – компьютеры на базе процессора «Эльбрус» и операционная система «Альт». Многие вузы (МГУ, ВШЭ, ЛЭТИ, МИ ВлГУ и др.) уже встроили в учебный процесс курсы от российских фирм-разработчиков ПО.

Open Sourсe дает студентам возможность изучить внутреннее устройство программного продукта с любой степенью подробности. Поэтому в Кубанском, Брестском, Астраханском и других университетах будущие разработчики софта предпочитают преподавать алгоритмизацию и программирование на базе СПО. Этим опытом поделились на конференции представители вузов.

Сотрудничество российских фирм-разработчиков СПО с высшей школой помогает решить еще одну проблему нынешней системы образования – разрыв между вузовским образованием и требованиями работодателей. Студенты могут применять полученные знания на практике, приняв участие в разработке реальных продуктов. Специальным программам работы со студентами были посвящены доклады специалистов Postgres Professional и РЕД СОФТ. Мир СПО вообще очень лоялен к начинающим: попробовать свои силы студенты могут даже в международных проектах. На конференции Андрей Савченко, ведущий программист «Базальт СПО» и тьютор международной программы Google Summer of Code дал рекомендации по участию в ней.

В итоге объединение научного задела, практического опыта и запросов рынка дает жизнь полезным высокотехнологичным решениям. Об одном из таких решений рассказал Сергей Абрамов, директор ИПС РАН. Проект «Чуткий дом» (интеллектуальные системы для зданий) совместно реализуют Институт программных систем РАН, Интернет-провайдер «Ботик-технологии» и несколько технических вузов.

Потребность в высокотехнологичных решениях для всех сфер нашей жизни будет с каждым годом только возрастать, поэтому правильную подготовку будущих разработчиков и пользователей надо начинать с раннего детства. «Сегодня человек, не имеющий компетенций по программированию, будет выброшен на «обочину жизни» точно так же, как в прошлом веке там оказывались не умеющие читать, писать, считать. Жизнь показывает, что предпрофессиональную подготовку жителя XXI века нужно начинать в дошкольном возрасте», - подчеркнул Анатолий Кушниренко, заведующий отделом учебной информатики НИИСИ РАН. Он продемонстрировал курс «ПиктоМир» для обучения дошкольников и младших школьников азам алгоритмизации и программирования. По мнению авторов курса, 100% выпускников начальной школы способны выйти на уровень практического владения программированием, предусмотренный действующим ФГОС для девятиклассников. Обучение детей на основе «ПиктоМира» уже ведется во многих городах страны, проводятся олимпиады по специальной методике, дающей навыки коллективной работы.

Очевидно, что одним из двигателей цифровой экономики станет робототехника, поэтому очень важно прививать детям вкус к техническому творчеству. Будущие разработчики «умных механизмов» постигают азы программирования и электротехники с помощью конструктора УМКИ, укомплектованного учебно-методическими материалами. Эта разработка ИПЛИТ РАН не уступает зарубежным аналогам и распространяется бесплатно. Важно, что пакет программного обеспечения УМКИ входит в базовую поставку российской операционной системы «Альт Образование» и в отечественный репозиторий «Сизиф».

«За парту» пришлось сесть и учителям: им необходимо освоить свободные программные продукты и методику их преподавания. Задача нетривиальная, учитывая колоссальную текущую нагрузку педагогов, объем нового материала и сжатые сроки. Поэтому российские разработчики ПО стараются помочь педагогам: на конференции обсуждался двухлетний опыт работы портала kurs.basealt.ru для дистанционной поддержки педагогов. Портал постоянно наращивает библиотеку учебных и методических материалов, пользовательских инструкций. Для удобства освоения материалы даны в форматах текста и видео. За два года более 300 человек уже прошли онлайн-курсы и получили сертификаты.

Подводя итоги конференции «СПО в высшей школе», Алексей Смирнов, генеральный директор «Базальт СПО», отметил: «Обеспечение технологической независимости страны в нынешней политической ситуации – задача не менее важная, чем продовольственная независимость. Поэтому задача ориентации высшего образования на разработку, изучение и применение российских технологий и решений должна иметь высший приоритет. Особую значимость имеет СПО, поскольку предоставляет студентам практически неограниченные возможности для участия в реальных проектах разработки системного и прикладного ПО, для изучения и освоения компьютеров на российских процессорах».