ГЛОНАСС против автокатастроф

Новая информационная система будет использовать данные «ЭРА-ГЛОНАСС», чтобы предотвращать дорожно-транспортные происшествия.

(Иллюстрация: sdecoret / Depositphotos
Спутник ГЛОНАСС. (Иллюстрация: mechanik / Depositphotos

За дорогами в Российской Федерации следит государственная автоматизированная информационная система (ГАИС) «ЭРА-ГЛОНАСС». Последние три года она собирает все возможные сведения о транспортных происшествиях: например, «ЭРА-ГЛОНАСС» знает, где и когда случилось ДТП, перевернулся ли при этом транспорт, был ли выезд на встречную полосу; также система хранит информацию о том, каков скоростной режиме на трассе, где случаются тяжелые аварии, и ещё массу других данных, доступ к которым есть у всех заинтересованных лиц и организаций. И хотя сейчас в «ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировано почти 3 миллиона транспортных средств, то есть лишь около 5% от всего автомобильного парка страны, ежегодный прирост составляет не менее полутора миллионов автомобилей. Работу системы обеспечивают два навигационно-информационных центра в Москве и Санкт-Петербурге, 72 региональных телекоммуникационных узла и три фильтрующих контакт-центра. За 19 секунд сигнал о бедствии доходит из «ЭРА-ГЛОНАСС» до Системы-112, которая вызывает экстренные оперативные службы. Правда, не во всех субъектах РФ «ЭРА-ГЛОНАСС» сопряжена с Системой-112, и в таких случаях сигнал бедствия приходит в дежурные части территориальных служб МВД. Всего за три года работы «ЭРА-ГЛОНАСС» было принято более двух миллионов вызовов, около 12 тысяч из них были связаны с тяжелыми авариями, удалось спасти почти 700 человек.

Перспективы ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» обсуждали на прошедшем в Москве VIII Международном конгрессе «ЭРА-ГЛОНАСС». В частности, главный конструктор АО «ГЛОНАСС» Михаил Кораблев говорил о том, чтобы к 2030 году сократить количество погибающих на дорогах людей до нуля. Пока что «ЭРА-ГЛОНАСС» позволяет снизить смертность и травматизм на дорогах не менее, чем на тридцать процентов, но для нулевой смертности нужны системы другого класса и другого поколения. Именно такую новую систему, аналогов которой в мире пока нет, разрабатывают сейчас в АО «ГЛОНАСС». Новая система должна будет обрабатывать весь массив информации, которую собирает «ЭРА-ГЛОНАСС», предупреждая водителя об опасных участках трассы; в экстренном случае автомобиль, руководствуясь сведениями новой системы, сам снизит скорость. Кроме того, эта система будет использовать технологии фотовидеофиксации и ADAS (Advanced Driver Assistance), в которые входят адаптивное управление освещением, автоматическое торможение, системы обнаружения слепых зон, системы обнаружения сонливости, системы контроля давления в шинах и многое другое. Автономные ADAS без «ЭРА-ГЛОНАСС» недостаточно эффективны: нет связи с инфраструктурой и юридически значимыми навигационными данными, то есть не учитываются особенности и категорийность дорог, а также препятствия, которые могут возникать при движении автомобиля.

В сумме же ADAS и «ЭРА-ГЛОНАСС» должны значительно повысить безопасность дорог. Предполагается, что бесплатными для водителей будут государственные услуги, как экстренное реагирование на ДТП и их предотвращение, а среди коммерческих услуг – подсказки по пути следования, автоматизированная навигация, страховая телематика, сервис локации LBS (location-based service) и развлекательные системы. Некоторые частные компании совместно со страховыми организациями уже сейчас предоставляют некоторые коммерческие услуги на базе инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС», в том числе «Помощь на дорогах», системы мониторинга автопарка и перемещения грузов, и др.

Создание первой системы предотвращения ДТП обеспечит основу для развития беспилотного транспорта России, однако, по словам Кораблёва, речь идёт не только о транспорте. Технологии, которые используют в системе экстренного реагирования при дорожных авариях, можно использовать для помощи в местах массового скопления людей, чтобы попавший в чрезвычайную ситуацию человек мог подать сигнал бедствия в службы оперативного реагирования. Те же технологии могут пригодиться в социальных проектах помощи инвалидам и людям с ограниченными возможностями, а также для того, чтобы отслеживать перемещения школьников и животных.

Федеральная целевая программа ГЛОНАСС через несколько лет заканчивается, и в 2021 году должны принять программу «Сфера». По словам первого заместителя генерального директора Роскосмоса по развитию орбитальной группировки и приоритетным проектам Юрия Урличича, в «Сферу» войдет навигация, связь и дистанционное зондирование Земли. Она должна обеспечить сквозную цифровизацию и полную информационную связность существующих перспективных навигационных, геоинформационных и телекоммуникационных сервисов.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее