Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Итоги панельной дискуссии «Архитектурные чтения XXII века»

19 мая в Центральном доме художника в рамках международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва состоялась панельная дискуссия «Архитектурные чтения XXII века», организованная Национальным агентством по архитектуре и градостроительству при поддержке научно-популярного журнала «Наука и жизнь» и выставочной компании «Экспо-парк».

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Тема на сегодняшний день кажется далекой и совершенно не прогнозируемой, однако именно сейчас стоит говорить о предпосылках дальнейшего развития архитектуры и урбанизма в целом, исходя из уже достаточно понятных тенденций современности. Именно сегодня мы находимся на старте нового восприятия городской культуры, свидетельствуем быстротечные трансформации во всех сферах человеческой жизни. 

На четыре часа пресс-центр ЦДХ превратился в вольнодумную площадку, эдакую «капсулу времени», на которой своими мыслями и прогнозами делились известные архитекторы, футурологи и художники-графики. Объединенные общим стремлением лучше разобраться в истоках формирования нового урбанистического каркаса, участники дискуссии предлагали свое видение будущего, далекого и близкого, исходя из собственного опыта, тем классических произведений искусства и культуры, истории архитектуры, текущей социально-экономической ситуации, взаимодействия человека и мегаполиса, основных городских программ развития градостроительства. 

Открыли «Архитектурные чтения» модераторы Елена Косоренкова, руководитель Национального агентства по архитектуре и градостроительству, и Елена Лозовская, главный редактор научно-популярного журнала «Наука и жизнь». От лица издания с более, чем столетней историей, Елена Лозовская поприветствовала всех участников дискуссии, указав на важность обоснованного подхода к формированию мысли об эпохах будущего времени, основы которых закладываются именно сейчас, нашим и идущим на смену поколениями. 
 
Первым своим смелым взглядом поделился с участниками профессор МАРХИ, ведущий дизайнер Первого канала Александр Коротич. Тема его доклада, «Без будущего», затронула многие сферы культуры. Александр привел яркие примеры передовой мысли из области литературы (братья Стругацкие), кинематографа (С. Спилберг «Искусственный разум»), современного искусства (Д. Хёрст, К. Малевич), музыки (Д. Кейдж, А. Вивальди, Д. Боуи), скульптуры (памятник Человеку-невидимке), книжной индустрии и масс-медиа (Ш. Симов, Ф. Саган), архитектуры (Ф. Джонсон «Glasshouse», Р. Колхас). Подытоживая свой доклад Александр Коротич указал на неминуемые тенденции появления новых человеческих активностей, преодоление телесности архитектуры, ее каменной сущности. «Наступает новое время, когда человек будет мерить искусство и архитектуру другими мерилами. Следующие люди иные, с измененными ценностями», - заявил Александр. 
  
Начальник управления Архитектурного совета г. Москвы Евгения Муринец рассказала о появлении новых архитектурных школ и направлений, активной работе молодых специалистов, ярко заявляющих о себе в архитектурных конкурсах, коммерческих заказах и имеющих новативный подход к развитию городов, строящийся на глубоком комплексном анализе и изучении проблемных вопросов функционирования и развития городских центров. Евгения также рассказала, что за первое полугодие в Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы пришло 400 писем от активных граждан, которые принимают деятельное участие в судьбе своего города. Большинство из них выступают за сохранение культурного наследия и отмену больших строек в историческом центре. Здесь уместна цитата известного голландского архитектора и теоретика архитектуры Рема Колхаса, который говорил: «Что создает неповторимый образ Москвы? Я думаю, что это постоянная война между созиданием и разрушением. Может быть, мы должны сохранять не мертвые архитектурные формы, а именно эту войну. Иными словами, мы должны увидеть в разрушении одну из форм сохранения». Следуя смыслу его изречения, необходим осмысленный и обоснованный подход к работе с историческим наследием, которое также войдет в пространство будущего как неотъемлемая его часть. Разрушение не есть самоцель, оно должно освободить почву под новый реминисцентный фундамент. 
 
Продолжил беседы академик, руководитель архитектурно-дизайнерской мастерской А.А. Чернихова Андрей Чернихов. Он выступил с часовой лекцией на тему «Утопия. Знак пробела». Утопия есть идеальная, безупречная модель существования. Знак пробела — некая лакуна, за которой следует многоточие и недосказанность. По мнению Андрея Чернихова, в будущем нас ждет гармония с природой, полная безопасность и безконфликтность, отсутствие насилия и принуждения, бессмертие и отсутствие времени. В своей презентации Андрей Александрович проследил развитие культурной мысли и отношение человека к миру-вселенной, начиная с античных времен и заканчивая нашим, уже шагнувшим в будущее временем. Архитектура имеет смелые обтекаемые формы, стремится ввысь, уплотняясь и «истончаясь», появляется робототехника, замещаемая человеческий ресурс на всех этапах создания объектов, которые в дальнейшем будут развиты настолько, что будут способны «самодостраиваться» и «самолечиться». 
 
Архитектор, куратор фестиваля «Зодчество» Никита Асадов в своем докладе «Пространство потом» поделился идеей нового урбанизма, «рекуперации» больших отрезков городской ткани, которые сегодня забыты, теорией компактного расселения для экономии ресурсов, повышения качества пространства жизни. Все это происходит и эффективно действует сегодня, а что же представляет собой «Пространство потом»? Его Никита со своей командой будут исследовать и представлять на фестивале «Зодчество», который пройдет с 14 по 20 октября 2016 года на территории Трехгорной мануфактуры. Место выбрано не случайно, сейчас для России необходимо переосмысление пустующих зон, бывших полноценной частью городов. 
  
Своими передовыми идеями поделился архитектор, художник-график, член Ассоциации футурологов Артур Скижали-Вейс. Он выступил с предложением создать архитектурно-футурологический центр прогнозирования и развития, который будет содействовать своевременному решению проблемных ситуаций области и выстраивать новые, рациональные методики развития градостроительства. В своей пылкой речи Артур Скижали-Вейс затронул тему роботизации во всех слоях человеческой деятельности, которая, по его словам, приведет к катастрофе. В рамках презентации автор продемонстрировал свои графические серии, созданные в разные года, по различным направлениям — от «Переосмысления архитектурной классики» до «Футуристических проектов городов и различных сооружений». 
  
Ландшафтная архитектура будущего также будет видоизменяться, подстраиваться под общую концепцию урбанистического каркаса, распространяясь не только в комфортных благоустроенных зонах, но и тяготея наверх, вместе с «высокой архитектурой». О ландшафте будущего, умном доме и умном парке рассказал генеральный директор ООО «Илья Мочалов и партнеры», ландшафтный архитектор Илья Мочалов. Так, например, сегодня каждый год в Лондоне создается примерно 100 000 кв м зеленых крыш. Согласно докладу Правительства Лондона 32% крыш потенциально могут быть зелеными. В крупных городах России сегодня существует такая же тенденция, большое внимание уделяется благоустройству верхних ярусов и крыш, которые когда-то были грязными площадками с неприглядными коммуникациями и установками. Создаются целые ансамбли с тщательно продуманными организацией и планами, что ведет к возникновению понятия «глобального городского парка», как взаимосвязанной и коммуницируемой с объектной архитектурой структурой.
  
Тему футуристической архитектуры продолжили руководитель архитектурной мастерской Archgroup Алексей Горяинов и архитектор, член Союза архитекторов России Егор Орлов. Алексей поведал о небоскребах, самостоятельно вырабатываемых энергию в течение суток. Егор в увлекательной манере рассказчика уделил внимание эмоционально-сетевому поколению, демонстрируя собственные абстрактные коллажи и графически оформленное мировоззрение. 
 
В заключении «Архитектурных чтений» были продемонстрированы работы (рисунки), посвященные архитектуре будущего. Участие приняли как профессионалы, так и любители, имеющие свой взгляд на футуристическую архитектуру и градостроительство. Самому младшему участнику, Курошу Мусави из Казани, 14 лет. Он представил «Инновационный парк будущего». Лучшими признаны проекты Александра Иванова «Вертикальный агрокомплекс» и Дениса Гаврилова «Под электрическими облаками» (работа для фильма Алексея Германа) и «Ресторан «Амфибия».