Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Петербургский Университет ИТМО открывает магистратуру по научным коммуникациям

Выпускники новой образовательной программы станут специалистами в области коммуникации между научным сообществом и всеми остальными аудиториями.

Научный коммуникатор – это связующее звено между учеными и журналистами, предпринимателями, политиками и всеми остальными, кому интересно то, что происходит в науке.  В нашей стране такие специалисты практически отсутствуют, а получить образование в данной сфере до сих пор можно было только в зарубежных вузах. По словам авторов учебной программы, которая запускается в ИТМО с нового учебного года, закончившие курс люди смогут восполнить кадровый дефицит в сфере российской научной коммуникации и журналистики, а также будут способствовать созданию качественной инфраструктуры в области распространения научного знания. <

Наука и жизнь // Иллюстрации

На волне того интереса к науке, который наблюдается в последние годы в России, нельзя не отметить, что о работе зарубежных ученых мы знаем намного больше, чем об отечественных  исследованиях. Задача научных коммуникаторов, которые получив диплом, станут работать в пресс-службах исследовательских институтов и университетов, в СМИ, займутся продвижением отдельных проектов, лабораторий, научных музеев как раз и будет состоять в популяризации прежде всего российской науки, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. 

Учебная программа будет сочетать в себе теоретическую и практическую части, что позволит студентам сразу применять полученные знания на практике, которую они смогут проходить не только в различных подразделениях ИТМО, но и в других организациях, занимающихся как  производством научного знания, так и его продвижением. Студентов-коммуникаторов уже ждут в  редакциях различных научно-популярных проектов, Московском физико-техническом институте, в студии проекта «Лекториум», в еще проектируемом научном музее «Лахта-центра» и в других местах. Таким образом, к моменту окончания курса студенты смогут пройти через все стадии  производства научных новостей – от лаборатории до статьи в газете или выставочного зала. 

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

За теоретическую часть курса тоже будут отвечать практики научной коммуникации, как российские, так и зарубежные, – научные журналисты, редакторы, специалисты по визуализации научного контента, среди которых будут и сотрудники редакции журнала «Наука и жизнь». В ходе обучения студенты научатся искусству перевода «с научного на русский», ознакомятся с основами статистики и анализа данных, получат представление о том, что представляет собой современная наука, о ее правовых и политических аспектах. 

Организация образовательного процесса в области научной коммуникации – важное звено для создания инфраструктуры в данной области, которая сможет структурировать начинающийся в обществе поворот к науке. «Одним из наиболее значимых факторов для организации коммуникативного процесса является постоянное внимание со стороны политической системы. Иными словами, нам необходимо обеспечить заинтересованность государства не только в развитии самой науки, но и в построении коммуникационной инфраструктуры между наукой и всем многообразием стейкхолдеров, включая широкую общественность. Как ни странно, во многом эту заинтересованность может обеспечить само сообщество научных коммуникаторов, потому что у него есть на то все навыки и инструменты. Просто процесс это не сиюминутный и требует терпения и большой кропотливой работы», – считает Дмитрий Мальков, начальник отдела по научной коммуникации Университета ИТМО и один из разработчиков программы.