Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Подведены итоги корпоративного акселератора Aerospace GenerationS

17 октября 2015 года в Тольятти определены сильнейшие аэрокосмические проекты акселератора GenerationS, организованного РВК. 11 проектов, отобранные из 330 заявок в результате многоступенчатой экспертизы, продемонстрировали итоги своей трехмесячной работы в акселераторе.

Наука и жизнь // Иллюстрации

На презентационной сессии в рамках Слета бизнес-ангелов России представители стартапов выступили перед представителями корпоративных партнеров, власти, экспертами и инвесторами. В сессии приняли участие аэрокосмические проекты из Томска, Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Перми, Москвы и Уфы.

Питч-сессия стала для участников Aerospace GenerationS последним испытанием в рамках корпоративного акселератора. Ей предшествовало четырехнедельное обучение, проходившее на площадках основного корпоративного партнера ОАО «НПО «Сатурн» и технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина»при взаимодействии с корпоративными партнерами, представители которых участвовали в отборе и экспертизе проектов, а также работали с участниками акселератора в качестве менторов.

По итогам голосования жюри было определено пять проектов трека Aerospace, которые будут бороться за звание суперфиналиста всего GenerationS-2015 и призовой фонд в 10 миллионов рублей от РВК и компаний-партнеров с победителями остальных треков акселератора:

Юрий Ложкин, г. Новосибирск. Проект «Стенд для диагностики топливных форсунок на основе оптической томограции».

Дефекты изготовления топливных форсунок производства приводят к снижению эффективности работы и снижению ресурса авиационного двигателя. Используемые в настоящее время методы контроля не позволяют измерять параметры распыла топлива с достаточной точностью и зависят от человеческого фактора. Предлагаемое решение проблемы – стенд для диагностики топливных форсунок на основе оптической томографии с использованием люминесценции топлива.

Потребность в таких стендах есть у НПО Сатурн, Авиадвигатель, НПП Мотор и других, в перспективе технология может быть применена для автомобильных форсунок и фармацевтики. Объем рынка составляет до 60 млн. руб. в год для авиакосмической отрасли и не менее 300 млн. руб. для автомобильной. Технология ранее применялась авторами проекта при создании измерительных комплексов «ПОЛИС», которые установлены более чем в 30 исследовательских организациях. В настоящее время требуются инвестиции для создания опытного образца, проведения испытаний и сертификации.

Светлана Сорокова, г. Томск. Проект: «Среда для моделирования новых материалов в аддитивных технологиях».

Синтезируя новый материал с использованием аддитивных технологий, вы никогда не знаете наверняка, какими будут его физико-химические свойства. Команда предлагает программный продукт, который моделирует результат, а значит снижает неопределенность и позволяет избежать ряда дорогих экспериментов.

Для каждого технологического процесса требуется уникальная модель, которую невозможно обеспечить софтом, уже существующим на рынке. Команда имеет большой опыт в области моделирования физико-химических процессов в технологиях синтеза и поверхностной обработки материалов, в том числе с учетом сопряженного теплообмена и химической кинетики. Потребители - высокотехнологичные производства и научно-исследовательские центры, которые занимаются синтезом новых материалов.

Андрей Семенов, г. Пермь. Проект: «Микрогазотурбинныеэлектроагрегаты на лепестковых газодинамических подшипниках».

Применение опор скольжения и качения в быстро вращающихся роторах миниатюрных газотурбинных двигателя (МГТД) не позволяют экономически выгодно производить и эксплуатировать данные двигатели из-за сложностей в организации работы системы смазки. Предлагаемое решение – применение лепестковых газодинамических подшипников (ЛГП), что позволяет отказаться от системы смазки, тем самым снизить эксплуатационные расходы на ГСМ и обслуживание.

Сферы применения решений огромны – газотурбинные установки для малой энергетики, турбореактивные (ТРД) и турбовинтовые двигатели для БПЛА. Команда планирует изготовить прототип мини ТРД в этом году и произвести стендовые запуски в начале 2016 года. В данный момент ведется поиск заказчиков на проектирование МГТД на ЛГП для различных сфер применения.

Наиль Якупов, г. Уфа. Проект: «3D принтер для печати восковых моделей PolyWax».

Идея создания 3D принтера для восковых моделей родилась в процессе изготовления литейной оснастки для мелкосерийных деталей. Разовые затраты на изготовление оснастки не окупаются в условиях малой серии. Применение аддитивной технологии позволяет получать восковую модель без этапа изготовления оснастки, тем самым экономятся время и деньги.

В настоящий момент идет создание прототипа. В течении 2016 года в планах закончить первый опытный образец и выйти на рынок. Достижимая доля рынка составляет 120 млн. рублей в год.

3D принтер для печати восковых моделей PolyWax предназначен для крупных машиностроительных заводов и позволит значительно сократить сроки создания образцов новой техники, удешевить производство малосерийных изделий и повысить уровень кастомизации своей продукции. При этом будет дешевле аналогов за счет упрощения конструкции и применения доступных расходных материалов.

Павел Беликов, Роман Стерляжников, г. Москва. Проект: «SEMAT - станки для многокоординатной электрохимической обработки стержневым электродом».

Компания СЕМАТ решает проблемы в обработке труднообрабатываемых материалов на основе Ti и Niэлектрофизическими методами. Мы стремимся снизить трудоемкость, исключить «наладочные детали» и брак в мелкосерийном производстве при обработке деталей авиационных двигателей. Мы разрабатываем 5-координатную электрохимическую установку для обработки турбинных лопаток и установку для электрохимической вырезки пазов дисков. Эти разработки позволят исключить фрезерную обработку и полировку лопаток, либо труднонастраеваемые электрохимические копировальные станки. А вырезная установка позволит обрабатывать пазы дисков и замки лопаток без использования операций фрезерования и протягивания, причем начисто. Станки позволят сэкономить на износе инструмента, высококвалифицированном ручном труде, длительной наладке оборудования. Команда СЕМАТ объединяет высококлассных сотрудников научно-технической направленности и профессионалов металлообрабатывающей отрасли с опытом работы более 20 лет.

Сергей Богданов, исполнительный директор НП «РЦИ»:

«Связь корпораций с малым инновационным бизнесом – это то, чего сейчас не хватает российской промышленности. Необходимо, чтобы инновационные решения встраивались в производственные цепочки крупных предприятий. Именно поэтому мы, как оператор трека Aerospace, видели свою задачу в том, чтобы стартапы начали взаимодействовать с крупными корпорациями, и чтобы между ними появились деньги. И сейчас, к концу акселератора, подтверждена заинтересованность корпоративных партнеров во всех 11 финалистах трека».

Основной корпоративный партнер Aerospace GenerationS ОАО «НПО «Сатурн» уже готов заключать соглашения и договоры о партнерстве со стартапами и ждет от каждого из участников акселерационной программы комплект документов, необходимый для дальнейшего взаимодействия, а также дорожную карту с конкретными мероприятиями.

Дмитрий Карелин, заместитель генерального конструктора ОАО «НПО «Сатурн» (г. Рыбинск):

«Мы понимаем проблемы, которые есть в машиностроении и российской промышленности в целом, мы видим тренды, все проекты-участники трека Aerospace прошли нашу экспертизу, и специалисты НПО «Сатурн» выбрали те, которые для нас и вообще для машиностроительной отрасли являются наиболее перспективными и интересными. Из тех, кто сегодня выступал, многие проекты получат софинансирование для проведения НИОКР, некоторые после завершения испытания прототипа получат заказы от НПО «Сатурн». То есть среди финалистов трека некоторые уже могут стать нашими поставщиками, с другими мы ведем работу на перспективу».

Гульнара Биккулова, директор департамента инновационных рынков, член правления РВК:

«Трек Aerospace объединил усилия двух отличных команд. НПО Сатурн является «образцовым» индустриальным партнером GenerationS, активно участвуя во всех этапах проекта: от постановки задач, экспертизы проектов до пилотных проектов с участниками. Самарское НП «РЦИ» как оператор трека смогло привлечь к участию в акселерационной программе лучшие отраслевые стартапы со всей страны и лучших экспертов для работы с ними. Я надеюсь, что такой слаженный тандем продолжит сотрудничество и после официального окончания GenerationS-2015 в качестве ресурсного центра для стартапов аэрокосмической отрасли».

Итоги GenerationS будут подведены 24 ноября 2015 года в рамках Корпоративного венчурного саммита в Москве.