Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Неизвестный Росселини: киновзгляд на эпоху Медичи

В прошедшую среду, в честь торжественного открытия киноклуба «IQ-фильм», вот уже третий год организуемого в рамках фестиваля «Искусство науки», состоялась российская премьера документальной картины знаменитого режиссёра игрового кино Роберто Росселини, которую подарили итальянцы московскому Музею кино для некоммерческого показа.

В прошлые годы площадками для кинопрограммы фестиваля становился клуб «Солянка» и кинотеатр «Художественный», а теперь гостей «IQ-фильма» радушно принимает на своих мягких креслах кинотеатр «Звезда». По традиции программу киноклуба составляют уникальные работы отечественного и зарубежного документального кинематографа, и новый сезон не стал исключением: спустя 40 лет после итальянской премьеры на российский экран вышел первый фильм трилогии, повествующей о жизни известного флорентийского семейства Медичи.

Документально-художественное полотно, снятое Росселини специально для итальянского телевидения, изображает историю Флоренции и Европы эпохи Возрождения – нарождающуюся банковскую систему, укрепление светской власти, военные события (включая упоминания о победе Жанны д'Арк), возвышение Медичи. Зрители фестиваля познакомились с первой лентой трилогии, рассказывающей об изгнании Козимо де Медичи в 1433 году, который пытается добиться политического и экономического влияния во всех окружающих Флоренцию регионах.

Премьерный показ «Изгнания Козимо де Медичи» посетил кинорежиссёр и сценарист Борис Загряжский, который, ещё учась в Московском университете в 1960-70-х годах, слышал о том, что великий итальянский режиссёр работает над серией картин, воспроизводящих исторические хроники – и не только из жизни Флоренции. Но прежде он не имел возможности увидеть эти фильмы, поэтому после просмотра поделился своими впечатлениями с гостями киноклуба. «Это не научно-популярная картина в том смысле, в каком мы привыкли видеть подобное кино, – рассказал Борис. – Игровой режиссер посредством актеров передал феномены, происходившие в обществе, поскольку это наиболее привычная и удобная для него фактура». Как и Борис, многие зрители обнаружили параллели между эпохой Ренессанса и современностью – в особенности, в представлении тогдашней банковской системы. «Картина держала зал, – отметил Борис. – И это несмотря на всю ее прагматичность и суховатость. Возможно, эта сухость связана с тем, что фильм воспроизведен в исторической точности на основании многих хроник. Я бы не сказал, что здесь вся работа выполнена изысканно и совершенно блестяще, но в любом случае я был очарован пластикой, режиссерским видением и операторским мастерством».

17 апреля зрителей киноклуба ожидает ещё одна картина Росселини, рассказывающая о жизни Декарта, которая также никогда не представлялась широкой публике в России.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!