Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Корпус против нейросетей: что выберут преподаватели?

22 мая 2025 года в Государственном институте русского языка имени А. С. Пушкина состоялось научное шоу «Битва технологий: искусственный интеллект против лингвистического корпуса».

Участников научного шоу, проходившего в рамках V Костомаровского форума, ждали интересные задания, созданные на основе вопросов студентов-иностранцев русским преподавателям и методистам. Эти проблемные задачи нужно было решить с использованием технологии в течение определённого времени, перейдя в отдельный зал Zoom. Команды обменивались технологиями в процессе работы. Ответы как Национального Корпуса, так и нейросетей (ChatGPT, GigaChat, QWEN, Perplexity и т.д.) оценивались участниками по трём прозрачным критериям: простота получения результатов, точность и полнота ответа.

Всего было три задания.

Первое предлагало ответить на вопрос «можно ли по-русски сказать «золотистая осень»?» и дать список наиболее употребительных цветовых прилагательных, сочетающихся с этим существительным.

Пока команды выполняли это задание, эксперт шоу кандидат педагогических наук Антонина Лапошина рассказывала, что такое Национальный корпус русского языка и как преподавателю с ним лучше работать. Например, нужно анализировать контекст и смотреть по подкорпусам, представляющим разные стили языка и сферы общения, а ещё полезно обращаться к функции «Портрет слова», особенно если Вы – начинающий пользователь.

Снимок экрана (121).jpg  

Каждое задание по итогам выполнения обязательно обсуждалось, участники совместно с экспертами вырабатывали методические советы, к примеру, как написать промпт для нейросетей, чтобы те дали адекватный ответ на вопрос, а не «галлюцинировали».  

Второе задание было ещё более сложным и интересным: от участников требовалось отобрать 6 наиболее частотных глаголов эмоций и чувств и снабдить их примером контекста так, чтобы те стояли в самой употребительной форме (а она неодинакова для разных глаголов).

Пока команды, поменявшись технологиями, искали глаголы, главный специалист лаборатории Елизавета Башкинова рассказала зрителям о секретах промптинга для преподавателей русского языка как иностранного. Так, она подчеркнула, что нейросетям нужен чёткий и структурированный запрос с максимумом конкретики и ограничений полёта машинной фантазии. Очень важно указывать целевую аудиторию, примерный уровень владения языком, объём текста, количество упражнений и даже их структуру. Если задача трудная, то её лучше разбить на этапы. Безусловно, выданный искусственным интеллектом ответ необходимо проверять и редактировать.

Снимок экрана (134).jpg

Со вторым заданием, учтя комментарии экспертов, участники, работающие с нейросетями, справились лучше. Они даже сделали упражнения к отобранным глаголам!

На третий раз было предложено поработать над заданием для студентов высоких уровней (В1-В2), которое помогло бы им разобраться, что значит конструкция «Тоже мне + …!» и вывести правило её использования.

Участники искали, какие части речи наиболее употребительны после этих слов, каково типичное значение оборота и, что важно, с какой интонацией подобные фразы произносятся: для иностранцев отработка интонационных конструкций крайне полезна даже на высоких уровнях владения языком.

Когда члены команд ушли думать над вопросами, перед зрителями выступила кандидат педагогических наук Татьяна Обухова, которая рассказала об опыте применения в преподавании русского как иностранного и нейросетей, и Корпуса. Советы практика всегда полезно и важно услышать. Для меня особенно ценной оказалась наводка на МУРКО – мультимедийный подкорпус, где можно посмотреть фрагменты видео с теми или иными фразами или словами. Мы даже можем установить с помощью этого сервиса значение какого-либо жеста в нашей лингвокультуре!  

С третьим заданием нейросети справились даже лучше Национального корпуса. Однако в общем зачёте он победил с небольшим отрывом (7 баллов против 6,5), превзойдя сервисы искусственного интеллекта в точности и полноте ответов, но уступив в простоте получения результата.

В итоге участники и эксперты нашли плюсы и минусы обеих технологий и предложили пути их интеграции в преподавательскую деятельность. 

Автор: Алексей Лебедев


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее