№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Сколько вам лет? — А каких?

Что такое биологический возраст и как его можно определить? И можно ли сделать так, чтобы он был меньше, чем тот, что в паспорте? В университете Лобачевского точно знают ответы на эти вопросы. О том, как притормозить стрелку иммунологических часов, рассказала Мария Ведунова, доктор биологических наук, профессор, директор института биологии и биомедицины Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Изображение сгенерировано нейросетью. Илл.: Kandinsky 2.1, fusionbrain.ai

— Мария Валерьевна, с чего начались ваши исследования?

— В 2018 году в Нижегородском госуниверситете начался мегагрант под руководством Клаудио Франчески, ведущего специалиста в области биологии старения. Уникальность и успех проекта был связан с активной работой специалистов по анализу данных и их тесным взаимодействием с биологами. Эта крайне успешная коллаборация под руководством Клаудио привели к взрывообразному развитию тематики и достаточно значимым результатам.

Суть исследований вот в чём. Мы все знаем, что цифры, которые у нас написаны в паспорте, это и есть наш возраст. В 20 лет мы все одинаково молоды и прекрасны. Но когда нам больше, около 50 или 60-ти, становится очевидно, что люди выглядят по-разному. Одни выглядят моложе своих лет, а другие старше.

Что значит старше? Это не то, что человеку надо просто привести себя в форму, сходить к стилисту. Это значит, что у него раньше начинается развитие возраст-зависимых патологий. Прежде всего, это сердечно-сосудистые заболевания, диабет, онкологические заболевания, нейродегенерация. Всё то, чего мы хотим избежать, отсрочить эти процессы. Мы хотим быть активными и молодыми и совсем не хотим оказаться в терминальной стадии нашей жизни.

— Для этого и определяют биологический возраст?

— Да, именно так. Оказывается, в нашем геноме «зашиты» наши биологические часы. Есть специальные участки ДНК, которые линейно изменяются с возрастом. Вот и получается, что в 50–60–70 лет наш паспортный и истинно биологический возраст могут отличаться. У кого-то в хорошую сторону, а кого-то эти исследования могут расстроить. Поэтому есть смысл определять биологический возраст раньше, когда тебе нет ещё сорока, и попробовать скорректировать его.

Vedunova.jpg
Мария Ведунова, доктор биологических наук, профессор, директор института биологии и биомедицины Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Фото Андрея Афанасьева.

— После сорока уже поздно?

— Нет, никогда не поздно! Просто до сорока лучше, эффективнее.

— А какие существуют методы коррекции?

— Сейчас существует достаточно много вариантов коррекции метаболизма, чтобы, если положительная возрастная акселерация вдруг есть, сделать её либо отрицательной, либо нулевой. Возникло целое направление — превентивная медицина, которая направлена на коррекцию образа жизни человека, регуляцию питания и так далее. Когда человек об этом слышит, ему кажется, что это слишком тривиально. Все знают про ЗОЖ. Но опыт показывает, что можно подобрать уникальный, индивидуальный комплекс, который действительно поможет быть моложе.

— Какие у вас есть методы определения биологического возраста?

— Их множество. Самый точный — эпигенетический. Но он очень дорогой. Среднестатистический человек не может себе такое позволить. Для этого нужна специальная лаборатория вроде нашей. Во всём мире их не более 20, в России наш опыт уникален.

Но можно искать другие методы. Самый дешёвый разработан в 2018 году по набору простых показателей. Для этой модели нужно всего девять показателей, но они основаны на 30-летних исследованиях огромного массива данных. Калькулятор биологического образа размещён на сайте нашего университета Лобачевского. Он прост и общедоступен. Там нужно лишь сдать общий анализ крови — альбумин, С-реактивный белок, креатинин, глюкозу. В любой лаборатории, в любом городе можно это сделать. Имея на руках результаты таких анализов, вы можете легко определить свой биологический возраст, забив результаты в калькулятор на сайте.

Или, допустим, вы хотите определить свой когнитивный возраст — то есть, с какой скоростью у вас идет нейродегенерация. Известно, что с возрастом мы по-другому определяем запахи, звуки, иначе видим цвета. Скорость локомоторной реакции у нас тоже другая. Для этого мы разработали специальный онлайн-калькулятор с подробной инструкцией для желающих пройти тест на определение когнитивного возраста, помогающий понять, насколько быстро мы теряем свою сущность, поскольку наша личность — это прежде всего наша центральная нервная система, наш головной мозг. Это нужно, чтобы вовремя предотвратить развитие возраст-зависимых изменений в работе головного мозга

— В чём оригинальность вашей работы?

— То, что сделали именно мы, — создали модель определения иммунологического возраста. Есть такое понятие — возраст-зависимое неспецифическое воспаление. С возрастом многие молекулы в организме «ломаются», и наш иммунитет начинает воспринимать их как антигены. Для иммунитета это плохо: он «изнашивается» и перестаёт выполнять свои основные функции. Очень много приходится тратить сил на борьбу с этими явлениями, и всё это ускоряет процессы, связанные со старением.

— Как вы определяете иммуновозраст?

— Берём у человека кровь, определяем 48 иммунологических показателей и на основе модели, которую разработали наши биоинформатики, узнаём его иммунологический возраст.

— Насколько метод точен?

— У каждого метода определения биологического возраста своя погрешность. Например, эпигенетические часы — плюс-минус три года, а иммунологические —  5–6 лет. Это считается хорошей точностью. Но нужно понимать, что мы считаем относительно отклонения от хронологического, что само по себе не очень правильно.

— Что делать потом с этой информацией?

— Можно пытаться скорректировать свой возраст. В случае иммунологического возраста это не просто число на выходе. Мы точно знаем, какой из иммунологических показателей внёс тут решающий вклад. Есть показатели, связанные с воспалением сосудистой стенки, то есть, скорее всего, это атеросклероз. Есть показатели, связанные с активацией противоопухолевого иммунитета. Оценивая совокупность этих показателей, мы можем сказать, как скорректировать образ жизни человека, чтобы попробовать затормозить возрастную акселерацию. Как говорят, предупреждённый — вооружён.

— Как много пациентов вы исследовали?

— На базе нашего университета на сегодняшний день мы исследовали 2,5 тысячи человек.

— В среднем их биологический возраст выше или ниже паспортного?

– Наш регион не самый благополучный в этом отношении. Но вообще первое, что мы сделали, — постарались унифицировать все имеющиеся в мире модели на жителях России. Люди, которые живут на разных континентах, обычно отличаются — у них разное питание, разный уровень жизни, стресса, разная экологическая обстановка. То есть, у них разные стартовые позиции.

Проведя такое исследование, мы сделали вывод, что, например, жители Нижнего Новгорода не имеют возрастной акселерации относительно европейцев. В то же время мы исследовали популяцию республики Саха совместно с Северо-Восточным федеральным университетом — там, к сожалению, обнаружена небольшая возрастная акселерация.

— Кто «моложе»  мужчины или женщины?

— Женщины всегда моложе мужчин. В мире продолжительность жизни женщин всегда выше, даже в Японии.

 Почему так?

— Это биологические особенности, много разных молекулярных механизмов, которые связаны с тем, что женский организм в среднем имеет больший адаптационный потенциал. Возможно, с этим связано наличие второй Х-хромосомы, возможно, бóльшая социальная востребованность или гормональные особенности, физиология.

— Но ведь наверняка в разных странах этот показатель отличается?

— Да, и это как раз демонстрирует уровень развития социума и качество медицинских услуг. Это именно разница продолжительности жизни между мужчинами и женщинами. В Японии эта разница минимальна по миру и составляет полтора года, в России — девять лет. Это не рекорд, в некоторых регионах — 12, что говорит о том, что этот регион находится в неблагоприятных условиях. В большинстве — шесть–семь лет, в Европе порядка трёх лет.

— Извините за вопрос  а вам сколько лет?

— А как вы думаете? Я доктор наук, директор крупного института, зав кафедрой, двое детей, дочь студентка...

— Очевидно, что вы успешно пользуетесь результатами вашей научной работы...

— У меня есть свой личный рецепт — это СССР: спорт, сон, секс, радость! Со всеми им делюсь. Пользуйтесь на здоровье!

Автор: Наталия Лескова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее