Что можно увидеть на небе в августе 2021

Подходит к концу лето, ночи становятся короче, но условия наблюдения за звёздным небом остаются хорошими. Главное, чтобы погода не подкачала. В этот раз предлагаю обратить внимание на известное, хотя и небогатое созвездие Козерога.

В августе в полночь около зенита располагается созвездие Лебедя, о достопримечательностях которого рассказывается в статье «Время Лебедя. Летнее небо» («Наука и жизнь» №6, 2021 год). Под ним, на юге, невысоко над горизонтом, находится зодиакальное созвездие Козерога (на латыни: Capricornus, сокращение Cap). Солнце в нём находится во второй половине января-первой половине февраля, так что в августе для него наилучшее время для наблюдения.

Московское небо 15 августа полночь южная сторона
Московское небо 15 августа полночь северная сторона
Созвездие Козерога
Снимок спиральной галактики NGC 6907, сделанный орбитальным ультрафиолетовым космическим телескопом GALEX (Galaxy Evolution Explorer, NASA)
Снимок компактной группы галактик HCG 87, сделанный Хабблом. Маленькая спиральная галактика в центре, может располагаться значительно дальше и не входить в группу (AURA/STScI/NASA)
Снимок шарового скопления M 30 сделанный космической обсерваторией Хаббла (NASA/ESA)

Название созвездия знают даже далёкие от астрономии люди, благодаря соответствующему знаку зодиака. Однако, несмотря на известность, созвездие Козерога с астрономической точки зрения – бедное, и занимает место в середине списка из 88 созвездий. По площади оно – 40-е, а по количеству звёзд, видимых невооружённым глазом (50 звёзд ярче 6,0m) делит 36-40 место. В нём только одна звезда выше 3-й звездной величины. Однако, несколько интересных объектов для наблюдений там можно всё же найти. Кроме того, в августе этого года в созвездии окажутся Юпитер и Сатурн.

Самая яркая звезда в Козероге – это дельта Козерога (δ cap, средняя величина 2,9m), имеющая собственное название Денеб Альгеди, по–арабски «козий хвост». Это затменно-переменная двойная звезда типа Алголя, расположенная в 39 световых годах от Земли. Её блеск колеблется в интервале 2,81m – 3,05m с периодом 24,5 часа. Главная звезда имеет спектральный класс A7m III, она в два раза массивнее и больше Солнца, в 8,5 раз ярче. Рядом на расстоянии 1 и 2 угловых минуты находятся ещё две звезды 15-й и 13 звёздной величины.

Интересна звезда Альфа Козерога — оптическая двойная звезда, состоящая из двух не связанных друг с другом жёлтых звёзд Прима Гиеди (α1, 4,27m, G3 Ib) и Секунда Гиеди или Альгеди (α2, 3,58m, G8.5III-IV), каждая из которых, в свою очередь, является физической двойной системой. На небе они разделены на 0,11º и разрешимы невооруженным глазом, примерно как Мицар и Алькор – знаменитая пара Большой медведицы. Их компоненты имеют видимые звёздные величины соответственно 9,2 и 11,0. Более яркий гигант α2 (2,1М, 8,4R, 40L) находится в 109 световых годах от Земли, а вторая звезда α1 – в 690 световых годах, и представляет собой сверхгигант(5,3М, 36R, 1040L).

Упомянем ещё две звезды, хорошо видимые невооруженным глазом. β Cap – двойная звезда, также известная как Дабих. Это гигантская звезда желтого цвета в 340 световых лет от Земли с величиной 3,1m. Вторичная бело-голубая звезда имеет величину 6,1 m. Компоненты различимы даже в бинокль. γ Cap – белая гигантская звезда величиной 3,7m в 139 световых годах от Земли.

В Козероге содержится несколько галактик и звездных скоплений. Наиболее примечательна большая спиральная галактика NGC 6907 с двумя рукавами, содержащими пылевые полосы. Её видимая величина 11,1. Правда основное её излучение приходится на инфракрасный диапазон, NGC 6907 относится к категории так называемых светящихся инфракрасных галактик. Она расположена на расстоянии около 120 миллионов световых лет от Земли, что с учетом ее видимых размеров 3′,3 × 2′,7 даёт диаметр около 115 000 световых лет. Масса галактики оценивается в 8,3 миллиарда масс Солнца. Диск NGC 6907 асимметричный, и имеет эллиптическую выпуклость у оснований рукавов. Она взаимодействует с линзовидной галактикой с низкой светимостью NGC 6908 , расположенной в восточном рукаве NGC 6907 в 40 угловых секундах от её ядра. Примерно 35 миллионов лет назад NGC 6908 прошла через диск NGC 6907, при этом между двумя галактиками образовался звездно-газовый мост.

NGC 6907 – наиболее заметный член небольшой группы галактик, известной как группа NGC 6907 или LGG 436.

При наличии достаточно мощного телескопа можно наблюдать ещё одну интересную группу по крайней мере из трех галактик с видимой звездной величиной 15–16, расположенных в 400 миллионах световых лет от Земли. Она известна как Hickson Compact Group 87 (HCG 87). Группа содержит большую эллиптическую галактику, спиральную галактику, видимую с ребра, и спиральную галактику, обращенную к нам плоскостью. Последняя галактика демонстрирует аномально высокие темпы звездообразования, что говорит о её взаимодействии с другими членами группы. Кроме того, две другие галактики, имеют активные ядра и связаны потоком звезд и пыли, что также указывает на их взаимодействие. Астрономы предсказывают, что эти три галактики в будущем, через миллионы лет, могут объединиться, образуя гигантскую эллиптическую галактику. Изучение групп, подобных HCG 87, позволяет астрономам понять, как формируются и развиваются галактики. Эти три галактики настолько близки друг к другу, что гравитационные силы нарушают их структуру и изменяют их эволюцию.

Наиболее примечательный объект в Козероге — шаровое скопление M30 (NGC 7099) с весьма плотным ядром. Его возраст примерно 13 миллиардов лет. Это один из самых южных объектов каталога Мессье, и потому он не часто попадает в поле зрения любителей астрономии умеренных широт северного полушария Земли. Благодаря видимой величине 7,7 его можно легко рассмотреть в бинокль как туманное пятно диаметром около 4 угловых минут, слегка вытянутое вдоль оси восток-запад. С помощью телескопа с апертурой от 25 см его можно разрешить на отдельные звезды, и скопление будет иметь размер уже до 12 угловых минут. Плотное ядро имеет поперечник около одной угловой минуты. Это шаровое скопление, расположенное на расстоянии около 27 100 световых лет от Земли, содержит несколько сотен тысяч звезд и имеет диаметр около 93 световых лет. Масса скопления около 160 000 масс Солнца. Оно прошло через процесс, называемый коллапсом ядра, и теперь в его ядре концентрация массы примерно миллион масс Солнца на кубический парсек. Это делает его одним из регионов с самой высокой плотностью в нашей Галактике

Скопление движется против общего потока через внутреннее галактическое гало. Это приводит к предположению, что М 30 происходит от галактики-спутника, а не сформировалось в пределах Млечного Пути.

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на московском небе.

Август Меркурий встретит в созвездии Рака, но уже 5 августа перейдёт в созвездие Льва а 26 августа – Девы. 1 августа первая планета будет в соединении, так что время для наблюдения за ней наступит в конце месяца. Однако найти её на светлом вечернем небе будет затруднительно. 19 августа Меркурий и Марс на небе будет разделять всего 0,1º.

Последний месяц лета Венера начнёт Льва, откуда 11 августа перейдёт в Деву. Большой блеск планеты может позволить разглядеть её в вечерних сумерках. Марс конец лета проведёт в созвездии Льва. В августе он достигает минимума блеска (1,8 m) и видимого диаметра (3,6″), так что в небольшие телескопы можно разглядеть лишь самые большие детали на его поверхности.

Зато у Юпитера и Сатурна 20 и 2 августа, соответственно, противостояние, так что это наилучшее время для их наблюдения. Правда, на средних широтах их высота над горизонтом по-прежнему мала. Юпитер 19 августа перейдёт из Водолея в Козерог, где его ждёт Сатурн. Оба гиганта движутся попятно.

Уран и Нептун по-прежнему находятся в созвездиях Овна и Водолея, соответственно. У них противостояние осенью, так что условия их наблюдения постепенно улучшаются, особенно у Нептуна, у которого оно состоится уже 14 сентября. Нептун тоже движется попятно, а Уран переходит к попятному движению 20 августа.

Вблизи противостояния (оно было в июле) находится и Плутон. Однако его видимая величина всего 14,9m, так что любоваться бывшей последней планетой могут только владельцы достаточно мощных телескопов. Найти его можно в 3º южнее (ниже) звезды f Стрельца (4,85m). Зато в августе в созвездии Тельца хорошо видна другая карликовая планета, бывший астероид №1 Церера (9,2m - 8,9m).

Из астероидов, блеск которых превышает 10m, весной по-прежнему самым ярким остаётся 4 Веста (8,2m), перемещающийся по созвездию Девы между звёздами Поррима и Минелаува. Над Церерой так же по созвездию Тельца, путешествует 7 Ирида (9,9m – 9,7m). По созвездию Орла движется 6 Геба (8,5m – 9,1m). Астероид №2 Палладу (9,5m – 8,8m) можно наблюдать в августе в созвездии Рыб. По созвездию Орла перемещается 12 Виктория (8,9m – 9,4m). Неподалёку в созвездии Водолея можно наблюдать 89 Юлия (9,6m – 9m).

Восходы и заходы Солнца, планет и некоторых астероидов на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC. В колонке Набл. указано благоприятное время наблюдения (ПЗ – после захода, ПВ – перед восходом) и максимальная высота над горизонтом с указанием стороны света.

Объекты              1 августа                                             1 сентября
                  Восход/Заход         Набл.             Восход/Заход         Набл.
Солнце        04:04/20:08                                    05:04/18:56
Меркурий    03:48/20:17              —                   07:30/19:20            —
Венера        07:21/21:11              ПЗ                  09:06/19:46            ПЗ
Марс           06:17/20:54              ПЗ                  06:15/19:17             —
Юпитер       20:44/06:16   21:55-03:36 21ºЮ    18:32/03:45   19:45-02:31 19ºЮ
Сатурн        20:07/04:19   21:59-02:26 15ºЮ    17:58/02:01   19:54-00:05 14ºЮ
Уран            22:24/13:51   01:09-1:48 26ºВ        20:25/11:52   23:00-03:25 48ºЮ
Нептун        21:16/08:37   00:20-01:45 28ºЮ    19:13/06:30   22:18-03:24 29ºЮ
Церера       23:46/14:48   1:30-02:30 27ºВ        22:08/13:29   23:00-04:00 45ºВ
Веста          09:28/22:15   22:00-23:00 19ºЮЗ   08:55/20:25  19:40-20:00 12ºЮЗ
Геба            18:03/03:35   22:00-02:00 26ºЮ     16:23/00:41   21:00-00:00 25ºЮВ

Параметры больших планет

Первая четверть              15
Полнолуние                      22
Последняя четверть        30
Новолуние                         8
Апогей                                2 (404410 км) 30 (404100 км)
Перигей                             17 (369125 км)

Интересными и полезными могут стать для астронома-любителя наблюдения за покрытием Луной звёзд (подробнее см. «Время Большой Медвелицы. Весеннее небо» «Наука и жизнь» №3, 2021 год). С одной стороны они позволят наблюдать рельеф Луны на краю диска, а с другой – определить точное положение спутника Земли на небе для включения в научный банк данных, который играет важную роль в изучении Луны. Желающие могут попробовать присоединиться к одной из наблюдательных программ, координируемых профессиональным астрономическим сообществом, например, International Occultation Timing Association (IOTA, http://www.lunar-occultations.com/iota)

Покрытие Луной ярких звёзд (блеск более 4,5m) при наблюдении в Москве (время московское).

Дата   Время    Звезда    Блеск
11.08   12:17    ν Vir           4,00
16.08   12:05    ω2 Sco      4,30
17.08   18:18    θ Oph        3,25
19.08   06:41    σ Sgr         2,05
23.08   08:30    τ Aqr          4,05

С 12 июля по 23 августа будут активны Южные дельта-Аквариды с радиантом вблизи звезды дельта созвездия Водолея. Максимум ожидается 30 июля с ZHR = 25. Поток образован при разрушении объекта, который породил также кометы Марсдена и Крахта. Наблюдениям в этом году несколько мешает Луна в последней четверти. На средних широтах радиант находится близко к горизонту, но южнее условия наблюдения улучшаются.

С 17 июля по 24 августа будет активен один из лучших для наблюдения метеорных потоков – Персеиды. Максимум ожидается в ночь с 12 на 13 августа с ZHR=110. При этом фаза Луны будет находиться между новолунием и первой четвертью, что делает условия наблюдения весьма благоприятными. Радиант потока находится в созвездии Персея и на средних широтах поднимается достаточно высоко над горизонтом. Любопытно, что Персеиды стали первым метеорным потоком, который был связан с определённой кометой. В 1863 году итальянский астроном Джованни Скиапарелли, позднее открывший знаменитые марсианские «каналы», установил связь Персеид с кометой Свифта — Туттля (109P/Swift-Tuttle), обнаруженной в 1862 году.

Ярких комет в августе не ожидается, но зато можно наблюдать сразу несколько тусклых. Очень низко в северном полушарии можно наблюдать новую достаточно яркую комету C/2021 O1 (Nishimura), по оценкам, в августе она достигнет максимального блеска 9,2m. Найти её можно в созвездиях Близнецов, Рака и Льва

Комета C/2020 T2 (Palomar), как и предполагалось, оказалась несколько ярче предварительных оценок. В начале августа её блеск составил около 10,3m, к концу месяца он упадёт до 11,2m. Перемещается комета по созвездиям Девы и Весов. Видна она в течение всей ночи высоко над горизонтом на южной стороне неба.

Продолжает медленно набирать блеск комета C/2019 L3 (ATLAS), в начале августа её блеск составил 12.0m, обещая к концу месяца добраться до 11.8m. Найти её можно невысоко над горизонтом в созвездии Возничего. В начале месяца недалеко от звезды Менкалинан (β Aur, 1,9m).

Блеск около 10m в течение августа сохранит комета 15P/Finlay (созвездия Телец–Близнецы). В осенью перигелий должна пройти 4P/Faye. В начале августа её блеск составил около 11,2m, к концу месяца он возрастёт до 10,4m (созвездие Тельца).

Чистого Вам неба и удачных наблюдений!