В тёплые зимы перелётные птицы далеко не улетают

Из-за потепления климата все больше птиц остаются зимовать в обычно холодных районах.

Ополовник. (Фото: Александр Перевозов, Кавказский заповедник)

В рамках всероссийской акции «Серая шейка – 2021» были проведены учёты водных и околоводных птиц в Майкопе и окрестностях – на рыборазводных прудах в станице Ханская, на прудах около посёлка Цветочный, Шунтук, на реке Белая в посёлке Каменномостский. На всех водоёмах отмечено более 500 особей 17 видов водных и околоводных птиц.

Самая многочисленная стая (около 250 птиц) – лысухи, зимующие в Майкопе на старице реки Белая. Более 100 крякв, среди которых приютился один чирок-свистунок, спрятались на охраняемых рыборазводных прудах около посёлка Цветочный. Здесь же обосновалась стая лебедей-кликунов из 9 особей, прилетевших на зимовку из тундры. Около них на берегу спугнули редкого зимовщика – кулика-черныша. Ещё одного редкого зимующего кулика – бекаса – случайно заметили на прудах около Ханской. Необычно смотрелась стая белых и серых цапель, которая отдыхала на заснеженном поле около прудов. На зимовке эти рыбоядные птицы переключаются на мышей.

цапли.jpg

Цапли на зимовке. (Фото: Александр Перевозов, Кавказский заповедник)

На всех прудах обследованных прудах орнитолог замечал по 1–2 зимородка. Прежде зимородков зимой удалось встртить лишь раз, в 2010 году. На реке Белая в Хаджохе зимуют оляпки. Изредка они спускаются ниже и встречались даже в Майкопе, но в основном этот вид остается в горах, даже если реки замерзают почти полностью – оляпкам достаточно небольшой полыньи, чтобы прокормиться.

Из интересных птиц, встреченных попутно, стоит отметить краснокнижных курганника и серого сорокопута. Курганники встречались на полях южнее Майкопа. Здесь же на одном из кустов караулил свою добычу серый сорокопут – хищная птица из воробьинообразных. Удивительно, но он сумел поймать какое-то крупное насекомое, хотя обычно зимой ловит мышей и птиц. В этот день было особенно тепло – до 18 °С выше нуля.

малая поганка.jpg

Малая поганка. (Фото: Александр Перевозов, Кавказский заповедник)

На полях, кроме курганников, было много и других хищных птиц. Больше всего, конечно, канюков. Встречались черные коршуны, полевые луни, зимняки и даже пустельга, которая обычно все-таки улетает на зиму южнее. Все эти птицы питаются мышами. К сожалению, иногда недобросовестные сельхозпроизводители используют яды для грызунов, в результате чего гибнут и хищные птицы. Очевидно, что таким образом нарушается естественный баланс между хищниками и жертвами, что приводит обычно к всплеску численности мышей и ещё большему урону для урожаев. Поэтому приятно было видеть на полях множество хищных птиц, которые комфортно и безопасно проводят здесь свою зиму. Одного полевого луня удалось встретить даже в городе – он пролетел прямо под окнами жителей, которые выходят на старицу реки Белая в районе Зеленстроя.

полевой лунь самец.jpg

Полевой лунь, самец. (Фото: Александр Перевозов, Кавказский заповедник)

В Хаджохской теснине удалось заметить стенолаза. Это необычная птица из семейства поползневые похожа на крупную бабочку, потому что все время раскрывает свои яркие красно-бело-черные округлые крылья. С помощью коротких взмахов крыльев стенолаз поддерживает своё положение на отвесных скалах, где выискивает различных насекомых.

стенолаз.jpg

Стенолаз. (Фото: Александр Перевозов, Кавказский заповедник)

Всего с начала года удалось встретить 58 видов птиц, а вообще на зимовке в окрестностях Майкопа можно обнаружить более 100 видов. Тёплые зимы последних лет приводят к тому, что все больше птиц остаются зимовать севернее, чем раньше. Однако эпизодические морозы и снегопады все-таки случаются, и пережить их птицам весьма тяжело. Именно в эти моменты особое значение имеет подкорм птиц. Помочь пережить морозные дни птицам может каждый. Достаточно развесить возле дома, в сквере или парке кормушки. Но не забывать их периодически пополнять: птицы быстро привыкают к такому источнику пищи, и нельзя оставлять их без жизненно-необходимого корма.

лысухи.jpg