Курс на юг

Дельта Волги – важное место зимовки и остановки многих птиц во время осенней миграции. Сотрудники Астраханского заповедника рассказывают, кого из пернатых странников можно увидеть здесь в это время.

(Фото: Славгородский В. / Астраханский заповедник)

Через дельту Волги летят птицы из Западной Сибири, Северного Казахстана и Восточной Европы, причём некоторые из них остаются тут зимовать, а остальные, пополнив запасы калорий, продолжают путь в Азию и Африку. В авандельте – на обширном мелководье с множеством островов – огромными скоплениями размещаются сотни лебедей, гусей и уток. Изящные лебеди-кликуны с лимонно-жёлтым клювом летят зимовать на побережья Каспия. Некоторая часть лебедей пережидает холода на территории заповедника, где они чувствуют себя в безопасности. Расположившись в култуках (заливообразных мелководных открытых водоемах дельты), лебеди кормятся водорослями, мелкими ракообразными, личинками насекомых, а также корневищами и орехами лотоса.

кряква-Кашин.jpg

Кряква. (Фото: Алексей Кашин / Астраханский заповедник)

Одной из задач орнитологов Астраханского заповедника является учёт численности водоплавающих и околоводных птиц на территории нижней дельты Волги и авандельты во время их осенней миграции. Научные сотрудники ведут подсчёт пернатых с борта самолета или вертолёта с высоты 100–150 м в течение 5 часов. В среднем за один вылет удается зафиксировать порядка 1–1,5 миллиона особей. На осеннем пролёте в дельте Волги среди водоплавающих и околоводных птиц встречаются такие виды, как лебедь-кликун, кряква, чирок-свистунок, серый гусь, большой крохаль, луток, кудрявый пеликан и др.

Кудрявые-пеликаны-Владимир-Стрелков.jpg

Кудрявые пеликаны. (Фото: Владимир Стрелков / Астраханский заповедник)

Количество птиц, остающихся на зимовке в дельте Волги, зависит от погодных условий. Как правило, зима на дельтовом взморье протекает относительно мягко, в результате чего остаются участки акватории, которые не покрываются льдом – полыньи. Поэтому у многих водоплавающих и околоводных представителей орнитофауны в течение всего холодного периода есть доступ к пище. В такие благоприятные зимы на дельтовых мелководьях у полыней в многочисленных скоплениях можно встретить лебедей, речных и нырковых уток, гусей и др. Если же погода выдается суровой, то с похолоданием многие улетают южнее, на более подходящие для них территории.

Чижи.jpg

Чижи. (Фото: Астраханский заповедник)

Кроме водоплавающих и околоводных на зимовке в дельте Волги встречается множество других представителей пернатых. Среди хищников, например, это зимняк, или мохноногий канюк. Он гнездится в тундре и лесотундре, но в зимний период, когда толстый слой снега покрывает землю и осложняет охоту на грызунов, мигрирует на юг, в том числе и в дельту Волги. Птицы отряда Воробьинообразных также прилетают сюда на зимовку: чёрные дрозды, рябинники, хохлатые и полевые жаворонки, сойки, кедровки, щеглы, чижи, зеленушки, зяблики, вьюрки и многие другие.

KT0C2535.jpg

Лебедь-шипун. (Фото: Наталья Мещерякова / Астраханский заповедник)

Но есть и такие, кто в дельту Волги попадает очень редко, а то и вообще единожды. Эти птиц можно в прямом смысле назвать залётными. Сотрудникам Астраханского заповедника случалось встречать черного и белого аиста, фламинго, орла-карлика, беркута, золотистую ржанку, белую сову и др. В большинстве случаев климатические или кормовые условия угодий дельты Волги не всегда подходят этим птицам, и кто-то из них залетает сюда из-за расширения или смены миграционного маршрута, либо вовсе сбившись с него.

Астраханский государственный заповедник.