Что можно увидеть на небе в декабре

Декабрь не лучшее время для наблюдений звездного неба в средней полосе России: слишком мало ясных ночей и холодно. Однако, когда всё же распогодится, то прекрасная видимость звёзд, блистающих на глубоком чёрном небе, станет компенсацией за прочие неудобства.

22 декабря состоится зимнее солнцестояние – момент, когда Солнце находится на самом большом угловом расстоянии от небесного экватора. В этот день в северном полушарии высота Солнца над горизонтом минимальна, а в распоряжении астрономов будет самая длинная ночь в году.

СОзвездие Ориона и его соседи на московском небе в полночь 15 декабря.
Созвездие Ориона удобно использовать для поиска звёзд в соседних созвездиях. На рисунке показано, как с его помощью определить направление на Процион, Сириус, Альдебаран, Кастор и Поллукс.
Снимок Туманности Ориона (М42), полученный с помощью инфракрасного телескопа VISTA (ESO, Чили). Туманность расположена на расстоянии около 1350 световых лет от Земли. Размер изображения примерно 1 × 1,5 градуса.(Источник ESO/J. Emerson/VISTA)
Туманность Факел (NGC 2024) В центре – скопление молодых звезда. Яркая голубая звезда справа – Альнитак Внизу туманность NGC 2023. В нижнем правом углу можно рассмотреть силуэт туманности Конская Голова. ( ESO/J. Emerson/VISTA)

Зима – удачное время для наблюдений созвездий, окружающих одно из самых приметных и узнаваемых созвездий нашего неба – созвездие Ориона. В полночь на московском небе высоко над горизонтом поднимутся Возничий, Персей и Близнецы, под которыми расположатся Телец и сам Орион, вместе с Большим и Малым Псами преследующий Единорога и Зайца. Все эти созвездия содержат много интересных для наблюдений объектов, но сейчас мы поговорим об Орионе.

Созвездие Ориона – одно из самых богатых звёздами, видимых невооружённым глазом (8 место среди 88 созвездий, при 26-м месте по площади), в нём 120 звёзд ярче 6m. Известно оно с глубокой древности, часть его ярких звезд использовалась для навигации. Узнаваемость созвездию придаёт фигура, образованная восемью самыми яркими звёздами, напоминающая песочные часы или сноп. Среди них две звезды нулевой звёздной величины и пять звёзд второй величины. Древние греки видели в ней фигуру человека:– героя многих мифов охотника-гиганта Ориона. Бетельгейзе (α Ori, 0,2–1,2m) и Беллатрикс (γ Ori, 1,64m) – плечи охотника, а Ригель (β Ori, 0,12m) и Саиф (κ Ori, 2.07m) – его ноги. Кстати название Бетельгейзе и происходит от словосочетания, которое переводится с арабского как «рука близнеца», а Ригель – «нога». Три ярких звезды Альнилам (ε Ori, 1,69m), Альнитак (ζ Ori, 1,74m) и Минтака (δ Ori, 2,25m) в узкой, «перетянутой» части фигуры образуют астеризм «Пояс Ориона». Более слабая звезда Меисса (λ Ori, 3,66m) соответствует голове Ориона.

Потрясают физические характеристики этих звёзд. Ригель – одна из самых мощных звёзд в Млечном пути, его светимость примерно в 120 000 раз выше солнечной. Он в 21 раз больше Солнца по массе, в 79 раз по радиусу и в два раза по температуре на поверхности. Если его поместить в Солнечную систему, то он простирался бы до орбиты Венеры. Это наиболее близкая к нам звезда с такой светимостью, до неё «всего» 860 световых лет.

Сопоставимую светимость имеет и Бетельгейзе. Правда у неё только 13% излучения испускается в видимом диапазоне. Вот если бы человеческий глаз был чувствителен к инфракрасному излучению, то Бетельгейзе стала бы самой яркой звездой ночного неба. Но и то, что есть, делает её одной из самых ярких звезд, легко распознаваемой благодаря своему оранжево-красному цвету. Зато это одна из самых больших звёзд в Галактике, известных астрономам. При массе порядка 10-20 солнечных она превосходит Солнце по размеру, по крайней мере, в сотни раз.

Однако наибольший интерес для астрофизиков представляет комплекс гигантских молекулярных облаков Ориона, в которых идёт активный процесс звездообразования. Подобные области часто называют «звёздными яслями». Они находится от нас на расстояниях от 1000 до 1400 световых лет и имеет в поперечнике несколько сотен световых лет. Возраст звёзд в них не превышает 12 миллионов лет.

Некоторые туманности комплекса можно наблюдать в бинокль и небольшие телескопы, а некоторые, например, туманность Ориона (M 42) видны невооруженным глазом. Это и неудивительно, ведь размер M42, называемой также Большой туманностью Ориона, в 15 000 раз больше Солнечной системы, а на небе она занимает площадь примерно в четыре раза больше диска Луны. Она – один из самых исследуемых объектов космоса.

Из других интересных объектов, которые можно наблюдать в Облаке Ориона, отметим туманность «Пламя» или «Факел» (NGC 2024), представляющую яркий пример свечения огромного облака водорода под действием излучения звёзд. В её центре находится скопление молодых звёзд. Нельзя обойти вниманием и одну из самых известных туманностей «Конская голова» (IC 434). Она выглядит как тёмный силуэт на фоне красноватого свечения водородных облаков под действием излучения Альнитака. Такой эффект возник из-за того, что газ и пыль, составляющие Конскую голову, поглощают излучение расположенных за ней облаков.

На очень тёмном небе невооружённым глазом можно увидеть Петлю Барнарда – туманность в виде широкой дуги с центром в туманности Ориона. Правда, в городских условиях это практически невозможно. Петля простирается на 20 диаметров Луны, покрывая большую часть созвездия. Её размер оценивают в 100-300 световых лет, в зависимости от расстояния, оценки которого лежат в интервале 500-1500 световых лет.

Подробнее об астрономических объектах Ориона читайте в декабрьском номере журнала «Наука и жизнь», а теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на московском небе.

За декабрь неутомимый Меркурий успеет побывать в четырёх созвездиях, следуя за Венерой. Первый месяц зимы он встретит в самой середине четырёхугольника Весов, но уже 11 декабря Меркурий на три дня заглянет в созвездие Скорпиона. После чего продолжит перемещение по созвездию Змееносца, 16 декабря пройдя в 5º севернее Антареса (α Скорпиона, 1,05m, M1), а затем с 27 декабря Стрельца.

В начале декабря Меркурий будет виден около часа перед восходом Солнца, его высота над горизонтом достигает 8. Но к концу месяца условия наблюдения ухудшаться и в начале января он скроется в лучах Солнца. Диаметр Меркурия в декабре будет уменьшаться от 6″ до 4,7″. Фаза же растёт от 0,74 до 1, благодаря чему блеск Меркурия растёт от –0,6m до –0,9m.

Венера же встретит декабрь в Стрельце, откуда 20 декабря перейдёт в Козерог. 11 декабря она пройдёт в 1,8 южнее Сатурна, 13 декабря – в 1,1º южнее Плутона. Условия её наблюдения постоянно улучшаются, и в целом зимние месяцы будут весьма благоприятны для наблюдения второй планеты. Если в начале декабря она будет видна на юго-западе около двух часов после захода Солнца, а максимальная высота над горизонтом составит всего 8º, то к концу месяца время её наблюдения превысит три часа, а высота возрастёт до 15º. Видимый диаметр планеты увеличится с 11,7″ до 13,1″, а блеск будет оставаться постоянным –3,9m. Фаза немного уменьшится с 0,87 до 0,83.

Марс встретит начало зимы на границе созвездий Девы и Весов, недалеко от Меркурия. Но затем сильно от него отстанет, так и оставшись в Весах. 13 декабря он пройдёт рядом со звездой Зубен Эльгенуби. Наблюдать его можно утром за 2–3 часа до восхода Солнца низко над горизонтом на юге. Наибольшая высота над горизонтом достигает 14º. Блеск в декабре остаётся примерно постоянным 1,7m – 1,6m, а видимый диаметр чуть растёт с 3,9″ до 4,9″, фаза больше 0,96. Этот период не самый благоприятный для наблюдения красной планеты.

Юпитер перемещается по созвездию Стрельца, догоняя Сатурн. В декабре он будет виден около часа после захода Солнца низко над горизонтом, высота не превышает 8º. Всё же зимой его лучше наблюдать в более южных районах. К концу месяца он скроется в лучах Солнца и появится уже после нового года уже на утреннем небе. Блеск гиганта сохраняется около 1,8m, диаметр около 33″, фаза почти 1,0.

Сатурн не спеша приближается к границе созвездий Стрельца и Козерога. Время его вечерней видимости в декабре уменьшается с 3 до 1 часа. Высота над горизонтом не более 11º. Блеск сохраняется примерно 0,6m, диаметр 15″, фаза почти 1,0.

Для наблюдения Урана декабрь достаточно благоприятен, хотя время наблюдения постепенно сокращается. Если в начале декабря планета скрывается под горизонтом в 5 утра, то в конце это происходит уже в 3 часа. Но зато блеск сохраняется на высоком уровне 5,7m и, если не помешает Луна и городское освещение, то планету можно будет увидеть невооружённым взглядом, тем более, что она высоко поднимается над горизонтом на 46º. Видимый диаметр примерно 3,5″, а фаза 1,0. Находится Уран в созвездии Овна, примерно посередине между звездами Шератан (β Овна, 2,6m) и Менкар (α Кита. 2,5m)

Уменьшается интервал вечерней видимости и у Нептуна. Если в начале декабря восьмую планету можно будет наблюдать до полуночи, то в конце месяца – до 22 часов. Находится гигант в созвездии Водолея, чуть южнее звезды φ Водолея (4,2m). Высота над горизонтом достигает 29º. Видимый диаметр и блеск остаются примерно постоянными 2,4″ и 7,9m.

Из астероидов самой яркой будет Веста (4), путешествующая по созвездию Кита. Видна она всю ночь до утра. Высота над горизонтом достигает 46º, а блеск в течение месяца меняется от 6,8m до 7,4m. Бывший астероид №1 Церера, а теперь карликовая планета, перемещается очень низко над горизонтом по созвездию Стрельца. 20 декабря она будет вблизи звезды Нунки (σ Стрельца, 2,05m). Блеск Цереры остаётся около 9m.

Таблица: Восходы и заходы Солнца и планет в Москве (округлено)

Объекты         1 декабря             31 декабря

Фазы Луны
Первая четверть      -  4 декабря;
Полнолуние              - 12 декабря;
Последняя четверть - 19 декабря;
Новолуние                 - 26 декабря.

5 декабря Луна будет в апогее на расстоянии 404400 км, а 18 декабря в перигее на расстоянии 370300 км.

Таблица Прохождение Луны рядом с астрономическими объектами (Ю – южнее, С – севернее)

Дата    Объект          Проход
4.12     Нептун           3.8º Ю
8.12     Уран               4.2º Ю
11.12    Альдебаран  3.0º С
14.12   Поллукс         5.4º Ю
17.12   Регул              3.6º С
23.12   Марс               3.3ºС
25.12   Меркурий       1.9º С
27.12   Сатурн            1.2º Ю (покрытие)
27.12   Плутон            0.6º Ю (покрытие)
29.12   Венера            1.0º Ю (покрытие)

В начале декабря можно наблюдать один из самых интересных и сильных метеорных потоков – Геминиды, радиант которых находится в созвездии Близнецов вблизи Кастора. Его период активности приходится на 4–17 декабря с максимумом 12–13 декабря, когда наблюдается до 100 метеоров в час. В 2011 году было даже до 200 метеоров в час. К сожалению, в этом году пик активности потока приходится сразу после полнолуния, причём Луна находится недалеко от радианта, так что наблюдения сильно затруднены. Однако, в этом потоке часто встречаются яркие метеоры и болиды, так что прикрыв свет Луны можно всё же частично их наблюдать.

Затем наступит время метеорного потока Урсиды с радиантом в созвездии Малой Медведицы. Он активен 17–26 декабря с пиком 23 декабря. Интенсивность потока обычно около 10 метеоров в час, однако бывает и больше. В 1945 году зарегистрировано 120 метеоров в час.

Этой зимой начнётся наилучшее время для наблюдения за долгопериодической кометой C/2017 T2 (PANSTARRS), обнаруженной в 2017 году. Её период около 295 000 лет, так что это наш единственный шанс рассмотреть гостью из глубин Солнечной системы. 1 декабря её можно найти недалеко от Капеллы (α Возничего, 0m) на продолжении линии Менкалинан (β, Возничего, 1,9m) – Капелла. Тогда её блеск будет порядка 10m. 29 декабря произойдёт её первое сближение с Землёй на расстояние около 1,52 а.е. В этот момент её блеск составит примерно 9,2m. Найти ее можно будет на границе созвездий Персея и Жирафа, посередине между звёздами Мирфак (α Персея, 1,75m) и CS Жирафа (4,25m).

Чистого Вам неба и удачных наблюдений!